Подсистемы развития и обеспечения функционирования
Подсистемы
Функциональные
Обеспечивающие подсистемы:
• информационное обеспечение;
• техническое обеспечение;
• программное обеспечение;
• лингвистическое обеспечение;
• математическое обеспечение;
• методическое обеспечение;
• правовое обеспечение;
• эргономическое обеспечение
Функциональные подсистемы выделяются в соответствии с управленческими функциями, осуществляемыми на пред-
приятии. В автоматизированную информационную систему управления промышленным предприятием входят следующие
подсистемы: управление технической подготовкой производства, основным производством, вспомогательным производст-
вом, материально-техническим снабжением, технико-экономическим планированием производства, бухгалтерским учетом,
сбытом, кадрами, качеством выпускаемой продукции и услуг, финансами.
Функциональные подсистемы АИС обеспечивают реше-
ние экономических задач путем целенаправленного преобразо-
вания информации, включающего как формализованные проце-
дуры, так и актуализацию информации, не поддающуюся фор-
мализации.
Рациональная организация обработки экономической информации может быть осуществлена в условиях определенной
технологии, которая существенно зависит от используемых на отдельных этапах технических средств, во многом опреде-
ляющих способы и методы преобразования информации.
В рамках разработки функциональных подсистем АИС необходимо определить компонентный состав и алгоритмиче-
ские взаимосвязи между технологическими операциями обработки экономической информации, обеспечивающие автомати-
зированную реализацию технологического процесса.
Обеспечивающие подсистемы определяют информационные, математические, лингвистические, программные, техни-
ческие, методические и организационные средства для решения задач, связанных с обработкой экономической информации,
и объединяют по этим средствам функциональные подсистемы в единую систему.
Обеспечивающие подсистемы определяют состав ресур-
сов, необходимых для функционирования автоматизированной
информационной системы.
Информационное обеспечение (ИО) представляет собой совокупность проектных решений по объемам, размещению,
формам организации информации, циркулирующей в АИС. Оно включает в себя совокупность показателей, справочных
данных, классификаторов и кодификаторов информации, унифицированные системы документации, специально организо-
ванные для автоматического обслуживания, массивы информации на соответствующих носителях, а также персонал, обес-
печивающий надежность хранения, своевременность и качество технологии обработки информации.
Лингвистическое обеспечение (ЛО) объединяет совокупность языковых средств для формализации естественного языка,
построения и сочетания информационных единиц в ходе общения персонала АИС со средствами вычислительной техники. С
помощью лингвистического обеспечения осуществляется общение человека с машиной. Лингвистическое обеспечение
включает информационные языки для описания структурных единиц информационной базы АИС (документов, показателей,
реквизитов и т.п.); языки управления и манипулирования данными информационной базы АИС; языковые средства инфор-
мационно-поисковых систем; языковые средства автоматизации проектирования АИС; диалоговые языки специального на-
значения и другие языки; систему терминов и определений, используемых в процессе разработки и функционирования авто-
матизированных систем управления.
Техническое обеспечение (ТО) представляет собой комплекс технических средств (технические средства сбора, регист-
рации, передачи, обработки, отображения, размножения информации, оргтехника и др.), обеспечивающих работу АИС.
Структурными элементами технического обеспечения наряду с техническими средствами являются также методические и
руководящие материалы, техническая документация и обслуживающий эти технические средства персонал.
Программное обеспечение (ПО) включает совокупность программ, реализующих функции и задачи АИС и обеспечи-
вающих устойчивую работу комплексов технических средств. В состав программного обеспечения входят общесистемные и
специальные программы, а также инструктивно-методические материалы по применению средств программного обеспече-
ния и персонал, занимающийся его разработкой и сопровождением на весь период жизненного цикла АИС.
К общесистемному программному обеспечению относятся программы, рассчитанные на широкий круг пользователей и
предназначенные для организации вычислительного процесса и решений часто встречающихся задач обработки информа-
ции. Они позволяют расширить функциональные возможности ЭВМ, автоматизировать планирование очередности вычисли-
тельных работ, осуществить контроль и управление процессом обработки данных, а также автоматизировать работу про-
граммистов. Специальное программное обеспечение представляет собой совокупность программ, разрабатываемых при соз-
дании АИС конкретного функционального назначения. Оно включает пакеты прикладных программ, осуществляющих орга-
низацию данных и их обработку при решении функциональных задач.
Математическое обеспечение (МО) – это совокупность математических методов, моделей и алгоритмов обработки ин-
формации, используемых при решении функциональных задач и в процессе автоматизации проектировочных работ АИС.
Математическое обеспечение включает средства моделирования процессов управления, методы и средства решения типовых
задач управления, методы оптимизации исследуемых управленческих процессов и принятия решений (методы многокрите-
риальной оптимизации, математического программирования, математической статистики, теории массового обслуживания и
т.д.). Техническая документация по этому виду обеспечения АИС содержит описание задач, задания по алгоритмизации,
экономико-математические модели задач, текстовые и контрольные примеры их решения. Персонал составляют специали-
сты по организации управления объектом, постановщики задач управления, специалисты по вычислительным методам, про-
ектировщики АИС.
Организационное обеспечение (ОО) представляет собой комплекс документов, регламентирующих деятельность персо-
нала в условиях функционирования АИС. В процессе решения задач управления данный вид обеспечения определяет взаи-
модействие работников управленческих служб и персонала АИС с техническими средствами и между собой. Организацион-
ное обеспечение реализуется в различных методических и руководящих материалах по стадиям разработки, внедрения и
эксплуатации АИС, в частности при проведении предпроектного обследования, формировании технического задания на про-
ектирование и технико-экономического обоснования, разработке проектных решений в процессе проектирования, выборе
автоматизируемых задач, типовых проектных решений и прикладных программ, внедрении системы в эксплуатацию.
Правовое обеспечение (ПрО) представляет собой совокупность правовых норм, регламентирующих правоотношения
при создании и внедрении АИС. Правовое обеспечение на этапе разработки АИС включает нормативные акты, связанные с
договорными отношениями разработчика и заказчика в процессе создания АИС, с правовым регулированием различных от-
клонений в ходе этого процесса, а также обусловленные необходимостью обеспечения процесса разработки АИС различны-
ми видами ресурсов. Правовое обеспечение на этапе функционирования АИС включает определение их статуса в конкрет-
ных отраслях государственного управления, правовое положение о компетенции звеньев АИС и организации их деятельно-
сти, права, обязанности и ответственности персонала, порядок создания и использования информации в АИС, процедуры ее
регистрации, сбора, хранения, передачи и обработки, порядок приобретения и использования электронно-вычислительной
техники и других технических средств, порядок создания и использования математического и программного обеспечения.
Эргономическое обеспечение (ЭО) как совокупность методов и средств, используемых на разных этапах разработки и
функционирования АИС, предназначено для создания оптимальных условий высокоэффективной и безошибочной деятель-
ности человека в АИС, для ее быстрейшего освоения. В состав эргономического обеспечения АИС входят комплекс различ-
ной документации, содержащей эргономические требования к рабочим местам, информационным моделям, условиям дея-
тельности персонала, а также набор наиболее целесообразных способов реализации этих требований и осуществления эрго-
номической экспертизы уровня их реализации; комплекс методов, учебно-методической документации и технических
средств, обеспечивающих обоснование формулирования требований к уровню подготовки персонала, а также формирование
системы отбора и подготовки персонала АИС; комплекс методов и методик, обеспечивающих высокую эффективность дея-
тельности человека в АИС.