Цели и задачи составления экологического паспорта

Литература

1. Экологическое образование в детском саду. М.: Карапуз, 2000.
2. Экологический паспорт детского сада (образец). М.: Дошкольное образование № 8, 2002.
3. Создаем макет территории детского сада. М.: Дошкольное образование № 8, 2002.
4. Предъявите экологический паспорт. М.: Обруч № 2, 1997.
5. Экологический паспорт дошкольного учреждения. / Экологическое образование до школы, вне школы, в школе № 2, 2000.
6. Экологический паспорт детского сада.
М.: Дошкольное воспитание № 2, 2000.

Большое значение для организации в дошкольном учреждении работы по экологическому образованию имеет оценка состояния окружающей его среды. В настоящее время во многих регионах дошкольные учреждения находятся в крайне неблагоприятных экологических условиях, их территории слабо озеленены. Все это отрицательно сказывается на состоянии здоровья детей. Поэтому крайне важно получить информацию о реальной экологической ситуации района, микрорайона, в котором расположено дошкольное учреждение, с целью дальнейшего определения мер по возможному улучшению состояния окружающей среды. Для такой оценки нами разработана форма «Экологического паспорта дошкольного учреждения», которая апробирована во многих регионах страны. Оформление такого неофициального документа позволяет решить следующие задачи:

а) собрать информацию об экологическом состоянии района, микрорайона, в котором расположено дошкольное учреждение;
б) изучить состояние его территории и прилегающих участков;
в) оценить с эколого-эстетических позиций здание и внутренние помещения;
г) определить влияние дошкольного учреждения на окружающую среду и наметить пути уменьшения этого влияния;
д) систематизировать и проанализировать профессиональные и материальные ресурсы учреждения с точки зрения возможностей экологического образования;
е) наметить первоочередные задачи и перспективы развития экологического образования в данном конкретном учреждении;
ж) координировать работу по экологическому образованию с другими организациями;
з) создать более благоприятные для здоровья детей условия;
и) привлечь внимание родителей к экологическим проблемам;
к) оценить готовность учреждения к работе по данной проблеме (что важно, в частности, и для работников органов управления образованием разного уровня).

Заполнять «Экологический паспорт» нужно постепенно, начиная с раздела, по которому уже имеется информация. В этом процессе в той или иной степени принимает участие весь коллектив. Координировать работу может старший воспитатель или педагог-эколог. «Экологический паспорт» лучше всего оформить в виде отдельных листов, помещенных в прозрачные папки-файлы. Желательно включить в него фотографии (экологического комплекса, живого уголка и т.п.), картосхемы помещений, территории дошкольного учреждения и серии карт, отражающих экологическую ситуацию в районе (по материалам комитетов по экологии). Ежегодно в «паспорт» на отдельных листах, с указанием года, вносятся дополнения, отражающие проделанную работу коллектива. Например, отмечается создание экологической комнаты, изменения в озеленении территории, указывается новая литература и т.п. Такая информация позволяет проследить изменения в работе детского сада в области экологического образования за определенный период.

Большую помощь в составлении «Экологического паспорта» детского сада могут оказать школьники, занимающиеся проблемой мониторинга окружающей среды под руководством педагогов, и студенты вузов, педагогических колледжей, выполняющие курсовые и дипломные работы (соответствующий опыт уже имеется). Такой подход очень важен с точки зрения преемственности в экологическом образовании. К консультированию по отдельным разделам можно привлечь учителей (биологии, географии, физики, химии, основ безопасности жизнедеятельности), преподавателей вузов, сотрудников станций юннатов, экологических центров, научных учреждений, заповедников, комитетов по экологии, музеев, органов санэпидемнадзора.

К «Экологическому паспорту» прилагаются картосхемы микрорайона детского сада, территории детского сада. Можно также сделать схемы расположения помещений на этажах и макет территории детского сада с объемными фигурками деревьев, песочниц, зданий, которые дети смогут переставлять во время игры.

Ниже приводится примерная структура «Экологического паспорта дошкольного учреждения» (в схематическом виде она показана на рисунке).

Экологический паспорт ДОУ № ...

1. Экологическая ситуация

Общая характеристика района. Дается оценка района города, где расположено учреждение (для крупных городов). Информация представляется в виде данных, взятых из справочной литературы местных природоохранных органов (уровень загрязнения в целом, наличие промышленных предприятий, состояние подземных и поверхностных вод, растительного, животного мира; уровень радиационного и шумового фона; состояние здоровья населения и другие сведения, которые помогут оценить экологическую обстановку). При возможности ситуация характеризуется серией экологических карт, на которых обозначается местоположение детского сада. Такие данные ежегодно публикуются местными комитетами по экологии, органами санэпидемнадзора. Эта информация представляет большой интерес и для родителей, может послужить отправной точкой для обоснования необходимости экологического образования детей.

Характеристика непосредственного окружения учреждения. В этой графе отмечаются источники экологической опасности: близлежащие промышленные предприятия, свалки, оживленные транспортные магистрали, источники шумового, электромагнитного и радиационного загрязнения, указывается роза ветров. Опыт работы показал, что в городах дошкольные учреждения часто размещены невдалеке от оживленных автомагистралей, предприятий, окружены гаражами и стихийными стоянками автомобилей. В то же время дошкольные коллективы не владеют информацией о возможных путях уменьшения такого влияния (подбор зеленых насаждений, выделение наиболее безопасных мест для прогулок и т.п.). Делается вывод о благоприятной визуальной среде: с точки зрения нового направления экологии — видеоэкологии монотонные, серые, с постоянно повторяющимся геометрическим рисунком (например, полосами, прямоугольниками) здания отрицательно влияют на самочувствие, на психическое состояние детей и взрослых. Архитектурные здания с лепными украшениями, цветным рисунком, невысокие лучше воспринимаются нашим зрением, чем высокие серые бетонные многоэтажки. В последнее время во многих городах стали раскрашивать новые постройки разным цветом. В «Экологическом паспорте» следует отметить, есть ли среди окружения детского сада какие-либо цветовые пятна, чередуются ли здания с зелеными насаждениями. Если же детский сад находится в неблагоприятном с точки зрения видеоэкологии месте, воспитатели должны правильно выбирать места прогулок, бывать в парке, в лесу, посадить деревья, кустарники, декоративные травы на территории.

В этой графе отмечаются также близлежащие парки и водоемы, их состояние, назначение. Информация данного подраздела помогает выбрать наиболее безопасные участки для прогулок с детьми, составить соответствующие рекомендации для родителей, определить видовой состав и расположение зеленых насаждений в зависимости от специфики окружающих предприятий и розы ветров. Анализ расположения парков, скверов, лесопарков, водоемов позволяет наметить места для организации экологических тропинок, проведения экскурсий и оздоровительных прогулок с детьми, дать обоснованные рекомендации родителям.

2. Характеристика территории учреждения

Общие данные. Указывается история возникновения и время постройки учреждения, размеры площади участка. Составляется план участка, отмечаются основные объекты (игровые площадки, газоны и т.п.).

Почвы, растительный и животный мир. Составляется список растений территории, с указанием культурных, дикорастущих и сорных видов, жизненных форм растений (деревья, кустарники,
лианы, травы, мхи), упавших сухих стволов, пней. Отмечается тип и характер почв (естественные, искусственные или насыпные; с остатками строительного мусора, сухие или увлажненные), степень использования удобрений или других добавок для выращивания растений. На плане выделяются наиболее затененные и влажные участки, что помогает правильно подобрать для озеленения растения с разными экологическими требованиями. Отмечается площадь зеленых насаждений в пересчете на каждого ребенка в сравнении с нормой (30—40 кв. м зелени на ребенка). В большинстве дошкольных учреждений эта норма не выдерживается. Анализируется состав зеленых насаждений с точки зрения их защитной роли (уменьшение шумового, химического загрязнения среды) с целью усиления его защитных функций (так, посаженная по периметру территории карагана задерживает соединения свинца из выбросов выхлопных газов автомобилей, а правильно оформленные посадки растений разной высоты и состава в значительной мере снижают уровень шума).

Составляется список птиц, насекомых и других животных участка, который в дальнейшем помогает выбрать объекты для исследований дошкольников и определяет направление работы по привлечению на территорию других животных.

Важным показателем состояния территории является степень ее вытоптанности (обычно это игровые площадки, дорожки). В данной графе указывается процентное соотношение территории под растительностью, асфальтом и оголенных участков. В крупных городах специалисты рекомендуют иметь на территории как можно меньше лишенных растительности участков, поскольку поднимающаяся с них пыль содержит загрязняющие вещества и создает угрозу здоровью ребенка.

Зонирование территории. На карту территории наносятся игровые, спортивные, хозяйственные зоны, наиболее влажные (сухие), затененные (освещенные) зоны, наиболее вытоптанные участки (тропинки, игровые площадки), отдельно лежащие камни. Анализ этой информации позволяет выбрать наиболее интересные объекты и составить схему экологической тропинки. К данной работе активно подключаются специалисты: биологи, географы вузов, станций юннатов, экологических центров. Возможно и желательно привлечение к такой работе учеников старших классов близлежащей школы или студентов.

Загрязнение территории. Графа заполняется, если есть сведения о шумовом, радиационном и других видах загрязнения. Необходимые измерения можно провести с помощью простых приборов или с помощью органов санэпидемнадзора. Обращается внимание на особенности ветрового режима: закрыта ли территория со всех сторон деревьями, кустарниками, зданиями, или открыта для ветровых потоков.

Отмечается возможность посещения участка посторонними лицами, их влияние на состояние территории, частота заезда автомобилей и время их пребывания, использование территории жителями близлежащих домов (например, для выгула собак). Указывается наличие мусора, свалок (причина их возникновения) и мусоросборников.

3. Характеристика здания (помещений)

Характеристика самого здания. В графу заносят сведения об общей площади, этажности, современном состоянии здания, характере материала (различные материалы по-разному влияют на создание микросреды), о помещениях для занятий: экологическом классе, физкультурном зале, живом уголке, бассейне и прочих.

Оформление помещений. Отмечаются материалы, использованные для оформления коридоров, других помещений. Увлечение синтетическими материалами, особенно в групповых комнатах, негативно влияет на здоровье ребенка.

Живой уголок и экологический класс. Составляются списки комнатных растений и домашних животных учреждения, как приложение к «Паспорту» оформляются альбомы «Наши растения», «Наши животные» с рисунками, фотографиями и описанием особенностей живых организмов. Такая информация помогает выбрать тематику и методику занятий, исходя из конкретных условий учреждения.

Кратко перечисляются оборудование и материалы помещений, зонирование их площади.

4. Влияние учреждения на окружающую среду

Крайне важной для формирования экологического мировоззрения и экологически грамотного поведения в быту воспитателей является оценка влияния их учреждения на окружающую среду. Как показали наши опросы коллективов 10 дошкольных учреждений разных городов, ни один из педагогов не задумывался над этим вопросом.
В данной графе отмечается ряд сведений.

Использование воды:

— сколько воды потребляет дошкольное учреждение (хотя бы приблизительно);
— для каких целей она используется;
— есть ли различия в потреблении воды по сезонам года;
— откуда, из каких источников (поверхностных, подземных) поступает питьевая вода;
— куда уходят загрязненные стоки;
— какова плата за использованную воду;
— зависит ли эта плата от количества использованной воды;
— кто платит: дошкольное учреждение или муниципалитет;
— есть ли в помещениях неисправные трубы, краны, постоянно действующие фонтанчики для питья?

Использование энергии:

— сколько энергии в месяц потребляет учреждение; кто и сколько за нее платит;
— тип светильников (лампы накаливания, дневного света);
— откуда поступает энергия (ТЭЦ, ГЭС, АЭС);
— экономится ли энергия?

Отопление:

— тип отопления;
— хорошо ли помещение утепляется на холодный период;
— регулируется ли температура в помещениях?

Отходы:

— какое количество отходов выбрасывается за день (приблизительно: сколько ведер, бачков и т.п.). В какое время года их бывает больше всего;
— какие отходы преобладают;
— куда вывозятся эти отходы;
— платит ли учреждение за отходы;
— используются ли отходы (в первую очередь упаковочные) для поделок, оформления помещений и т.п.)?

Химические вещества:

— список химических веществ, используемых в учреждении для разных целей;
— где они хранятся, кто за этим следит;
— что происходит с химическими веществами, имеющими просроченный срок годности;
— обрабатываются ли помещения в отсутствие детей? Строго ли соблюдаются правила их применения? Какие из них наиболее опасны?

Указывается общее количество взрослых и детей в учреждении (чем численность больше, тем интенсивнее влияние на окружающую среду).

5. Профессиональная и методическая подготовка

Программы, методики. Приводится краткий результат анализа используемых коллективом комплексных и парциальных программ и методик с точки зрения экологического образования; акцент делается на направлениях, связанных с ознакомлением детей с окружающим миром, природой и т.п.

Кадры. Дается информация о кадровом составе учреждения (психолог, эколог, лаборант живого уголка, педагог по изобразительному искусству и т.п.), сведения о повышении квалификации педагогов на курсах, семинарах в области экологического образования, указывается специализация (приоритет) учреждения.

Литература. Многие детские сады и школы имеют свою библиотечку, однако книги часто не систематизированы и работать с ними сложно.
В качестве приложения к «Экологическому паспорту ДОУ» составляются списки (каталоги) литературы, которую можно использовать для целей экологического образования (литература для детей, методическая литература, литература для родителей).

Дидактические материалы. Таким же образом анализируются и классифицируются имеющиеся дидактические материалы.

Основные направления работы. Почти все учреждения знакомят детей и родителей с вопросами охраны окружающей среды, но часто это происходит эпизодически. В данной графе предлагается четко сформулировать основные направления работы и проанализировать их.

Связь с другими организациями. Дается список организаций, занимающихся вопросами экологического образования, их адреса, направления работы (органы образования, охраны природы (экологии), другие детские сады, школы, работающие в этом же направлении, библиотеки, музеи, экологические центры, вузы, станции юннатов). В качестве приложения дается схема связей ДОУ с учреждениями и организациями.

6. Дополнительные сведения

Графа заполняется в зависимости от специфики учреждения (вносится любая значимая для данного детского сада информация, которая не нашла отражения в предыдущих разделах).

7. Выводы и рекомендации

Данная графа может считаться основной. На основе анализа информации «Экологического паспорта» формулируются основные выводы и главные направления в работе с детьми, экологизации среды, в улучшении состояния территории, оформлении помещений детского сада, необходимости повышения квалификации, координации с другими учреждениями и т.п.

В последнее время в литературе по экологическому образованию дошкольников все чаще можно встретить термин «мониторинг окружающей среды» детского сада. При этом зачастую дается его неточная трактовка, любое (как правило, разовое) определение состояния растительности, воздуха называют мониторингом. Однако мониторинг — это именно система слежения за состоянием окружающей среды, подразумевающая многократные наблюдения, их сравнение. Кроме того, вряд ли можно согласиться с утверждением, что детский сад своими силами должен проводить мониторинг среды, а эколог — овладевать всеми методами мониторинга. Это просто невозможно, так как определить уровень загрязнения почв, воздуха могут только специалисты при помощи определенных приборов и методик. Эколог может только грамотно воспользоваться этими данными, установить контакты со специалистами, провести доступные исследования окружающей среды, например, выяснить степень озеленения территории, вытоптанности участков, запыленности листьев. А вот пригодность почвы для выращивания культурных растений с точки зрения химического загрязнения эколог самостоятельно определить никак не сможет, хотя и такие рекомендации встречаются в методической литературе (правда, не объясняется, как именно это можно сделать). Даже если гипотетически представить, что кто-то из экологов все-таки овладеет методикой и определит содержание разных химических элементов в почве, воздухе, растениях и т.п., все равно, сам факт наличия соединений свинца или нитратов в почве ни о чем ему не скажет. Чтобы оценить степень их опасности, нужно еще знать существующие нормы содержания различных веществ в той или иной среде (прежде всего так называемые «ПДК» — предельно допустимые концентрации), определить, во сколько раз превышены нормы, как это может повлиять на здоровье человека. Без специалистов это сделать трудно, а непрофессиональный подход часто приводит как к недооценке опасности, так и ее переоценке, что также нежелательно.

Таким образом, коллектив детского сада, эколог могут проводить лишь некоторые, наиболее простые наблюдения за состоянием окружающей среды (в том числе и в рамках «Экологического паспорта»), которые можно рассматривать как элементы мониторинга. В целом же эта проблема обязательно должна решаться с привлечением специалистов.Приведем пример.

«Экологический паспорт детского сада комбинированного вида № 5 «Березка» г. Сокола Вологодской области»

1. Оценить готовность ДОУ к работе по проблеме экологического образования.
2. Дать оценку экологического состояния района, на территории которого расположено ДОУ.
3. Оценить влияние ДОУ на состояние окружающей среды.
4. Оценить состояние территории ДОУ и прилегающей территории.
5. Составить перспективу развития экологического образования в ДОУ.
6. Создать благоприятные условия для здоровья детей, посещающих ДОУ.
7. Привлечь внимание родителей к проблеме экологического воспитания.
8. Установить более тесные связи с организациями по экологическому воспитанию.