Межличностных взаимоотношений

Этнопсихологические особенности общения и

План:

1. Этнический мир человека.

2. Детерминанты этнического поведения.

3. Стили вербального и невербального общения в этнопсихологии.

4. Социальная среда как фактор регуляции межэтнического общения.

5. Межличностные отношения в межкультурном общении.

Список рекомендуемой литературы:

1. Андреева, Г.М. Социальная психология: Учебник / Г.М. Андреева. – М.: Аспект-Пресс, 2002. – С. 163-171.

2. Бромлей, Ю.В. Человечество – это народы / Ю.В. Бромлей, Р.Г. Подольный - М.: Мысль, 1990. – 391 с.

3. Вейс, Г. История культуры: костюм, украшения. Предметы быта. Вооружение. Храмы и жилища. Обычаи и нравы / Г Вейс. - М.: ЭКСМО, 2002. – 960 с.

4. Вундт В. Психология народов / В.Вундт. – М.: ЭКСМО, 2002. – 803 с.

5. Дейкер Х., Фрейда Н. Национальный характер и национальные стереотипы: Современная зарубежная этнопсихология. М., 1979. С. 23-44.

6. Крысько, В.Г. Этническая психология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / В.Г. Крысько.- М.: Академия, 2002. – С. 144-218.

7. Народы и религии мира: Энциклопедия / под ред. В.А. Тишкова. – М.: Бол. Совет. Энц., 1999. – 928 с.

8. Солдатова Г.У. Этническая идентичность // Психология самосознания: Хрестоматия. Самара, 2000. С. 656-667.

9. Стефаненко, Т.Г. Этнопсихология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Т.Г. Стефаненко. – М.: Институт психологии РАН, «Академический проект», 1999. – С. 149-168.

 

Общеизвестно, что люди, принадлежащие к разным этническим груп­пам, отличаются друг от друга своим поведением, культурой, нравами, обы­чаями. Пунктуальность, высоко ценимая немцами и голландцами, сравнительно мало значит в Испании и еще меньше - в странах Латинской Америки. Североамериканцы запросто зовут друг друга по имени, но это вовсе не означает дружбы, которую предполагало бы такое обращение в России.

Этнические особенности ярко проявляются в искусстве, особенно народном. Не нужно быть тонким ценителем, чтобы отличить русскую мелодию от итальянской или узбекской, украинский орнамент от индийского, английский юмор от французского.

Люди обычно без особых затруднений перечисляют черты, типичные, по их мнению, для их собственного и для чужих этносов. Нередко такие ха­рактеристики совпадают и принимаются без всяких возражений. Однако не­обходимо помнить, что подобные суждения субъективны, а то и просто про­извольны.

Результаты исследований, проведенных отечественными и зарубежными психологами и этнологами - характерологические портреты типичных представителей различных этнических групп:

1. Японец - трудолюбивый, осторожный, организованный, серьезный, упорный.

2. Англичанин - тактичный, спокойный, критичный, умный.

3. Немец - практичный, организованный, трудолюбивый, уверенный, твердый, жесткий, пунктуальный.

4. Русский - откровенный, щедрый, бесшабашный, прощающий, непрактичный, доверчивый, трудолюбивый.

5. Грузин - возбужденный, импульсивный, боевитый, претенциозный, агрессивный.

6. Татарин - гордый, самоуверенный, трудолюбивый, хитрый, вспыльчивый, отходчивый.

Следует отметить, что те черты, которые мы воспринимаем как специфические особенности национального характера - это продукт определенных исторических условий и культурных влияний. Взаимопроникновение различных культур, определенная стандартизация образа жизни, прогрессирующая урбанизация вызывают у разных народов стремление самоутвердиться в своих специфических культурно-психологических ценностях

Факторы формирования этнопсихологических свойств народов:

1. Влияние культурной среды.

На поведение индивида накладываются определенные ограничения. Целостность культурной среды предполагает выработку единых правил поведения, общей памяти, единой картины мира. В процессе исторического развития каждый народ создает собственную систему культурных ценностей, которая используется представителями этого народа для выражения своего мироощущения и этнического самосознания.

2.Влияние языка.

Любой язык сопряжен с этническими, правовыми и религиозными формами общественного сознания. Язык выступает в качестве своеобразной копилки исторического опыта.

3. Совокупность специфических условий существования народа.

Среда со своими природными и исторически сложившимися социокультурными особенностями накладывает отпечаток на особенности психики этноса, которые проявляются в совокупности реакций народа на обстоятельства жизни.

Сравнение этносов проводится главным образом по степени выраженности у них тех или иных общих черт и признаков. Среди сравнительных характеристик выделяют:

1. Национальный характер - исторически сложившаяся совокупность устойчивых психологических черт представителей той или иной этнической группы, определяющих привычную манеру их поведения и типичный образ действий и проявляющихся в их отношении к социально-бытовой среде, к окружающему миру, к труду, к своей и другим этническим общностям.

2. Национальный темперамент.

3. Национальные чувства - выражают прежде всего эмоциональное отношение к собственно этнической реальности.

4. Национальные настроения - выполняют функцию, регулирующую психическую активность людей, функцию установки воспринимать и действовать определенным образом.

5. Национальные традиции - проявляются в поступках, делах, одежде, стиле общения, в движениях, жестах и т.д.

Для понимания психологии этнического мира человека необходимо рассмотреть механизмы регуляции социального поведения с позиции «Я-концепции». Думая о себе, человек каким-либо образом к себе относится. Это отношение всегда эмоционально окрашено. Мнение человека о себе реализуется в поведении, в отношениях с другими людьми. Это создает основу устойчивого личностного образования - «Я-концепция».

Структура «Я-концепции»:

1. Когнитивный компонент - «образ Я» - характеризует содержание представлений человека о себе (о своих способностях, внешности, личностных качеств, отношениях с другими людьми).

2. Эмоционально-оценочное отношение к себе (самоуважение - принятие себя, любовь к себе, чувство собственного достоинства, самооценка, уровень притязаний).

3. Поведенческий компонент - определяет возможность саморегуляции, способность человека принимать самостоятельные решения, управлять своим поведением, контролировать его, отвечать за свои поступки.

С позиции этнопсихологии этничность рассматривается как совокупное психологическое образование, включающее в себя такие этнопсихологиче­ские особенности членов общества, как этническое сознание и самосознание, этническая самоидентификация, этническое мировоззрение, а также духов­ность. В таком толковании данного термина отдельный представитель этни­ческого сообщества рассматривается как «носитель этничности», а этнокуль­турное развитие человека - процесс овладения им значениями и смыслами этнокультурного мира.

Любой специалист, работающий с группой людей, и тем более педагог должен учитывать не только индивидуально-личностные, но и национально-психологические особенности других людей. Представители различных на­циональных общностей по-своему воспринимают стиль поведения руководи­теля, предъявляют разные требования к моральным качествам, нуждаются в специфических способах психологического и воспитательного воздействия. Этнические особенности могут способствовать или препятствовать адапта­ции представителей той или иной нации к требованиям педагога или руково­дителя.

Невозможно переделать или отменить этнические особенности людей, но можно и нужно изменить стратегию и тактику воспитательных воздейст­вий. Причем усиление авторитарности, психологического давления не при­водят к положительному результату. Педагогу необходимо познакомиться с правами, обычаями, традициями народа, представители которого входят в управляемый коллектив. Незнание этнических особенностей членов коллек­тива приводит к снижению эффективности учебной деятельности, к появле­нию межнациональных трений, к взаимному отчуждению.

В детских и подростковых коллективах необходимо учитывать, что представители разных национальностей, в соответствии со своими тради­циями, по-разному подходят к этапу физической, моральной, психологиче­ской и духовной зрелости.

Детям не свойственно разделение людей по национальной принадлежности, они вместе играют, не интересуясь национальностью друг друга. Но, несмотря на присущий детям интернационализм, в их жизни возникает проблема межнационального общения, спровоцированная взрослыми. Такого рода обострения могут не однажды повторяться в историческом развитии всего общества. Поэтому педагог должен иметь осознанную позицию и общее педагогическое решение вопроса межнационального общения и интернационального мировоззрения. Исходным положением данного вопроса является отношение к человеку как к таковому. Формирование целостного отношения к человеку как феномену мира и культуры.

Основными средствами развития мышления детей и формирования межна­циональных отношений являются обучение и различные формы воспита­тельной работы. Чтобы эта работа была эффективной, она должна быть со­держательной, характеризоваться высокой эмоциональностью и иметь опре­деленную внутреннюю логику.

Одним из направлений данной работы является формирование знания о родном крае и чувства привязанности к тем местам, где мы родились и вы­росли и с которыми у нас связаны яркие эмоциональные переживания.

Немаловажным является осмысление особенностей характерологиче­ских черт нации. Данный аспект наиболее актуален, поскольку в одном классе или студенческой группе могут находится русские, мордва, татары, украинцы и др. Особенности характера вносят осложнения в протекание взаимных отношений между людьми. Однако эти трудности преодолимы при условии единства интеллектуально-эмоциональных переживаний и поведения. Только те убеждения действенно определяют моральную направленность личности, которые воплощаются в соответствующих общественно значимых делах и поступках. Это требует такой организации воспитательной работы, которая способствовала бы формированию культуры межнациональных отношений.

Возрастающая роль этничности в общественных процессах требует то­го, чтобы курс этнопсихологии в рамках педагогического вуза был направлен на формирование готовности и возможности студента использовать психоло­гическую подготовку в условиях многонационального региона. Для этого крайне необходимо изучать положительные и отрицательные грани этниче­ского мира человека, учитывать их в педагогической деятельности, формиро­вать культуру межнационального общения с целью ее использования в ши­рокой социальной практике. Все это возможно лишь в условиях знакомства с фактами, отражающими менталитет, психические особенности жизненного уклада и национальные особенности представителей разных этносов, действия психотехнологий по развитию умения учитывать взаимосвязи между культурой, сознанием и поведением человека в повседневном бытовом и профессиональном взаимодействии. Именно в рамках данной проблемы осуществлена групповая работа по созданию характерологических этнопсихологических портретов русского, мордовского народов, которые являются основными этносами, проживающими на территории Мордовии.