Примерная модель речи-самопрезентации

Дисциплина «Риторик» (очное отделение)

Требования к ЗАЧЕТУ:

1. Представить конспекты пяти лекций (по указанным вопросам):

Лекция 1. Риторика как учение о речи. История риторики. Виды и жанры ораторских выступлений.

Вопросы, рассматриваемые на лекции:

1) История развития риторики.

2) Основные категории и законы риторики.

3) Основные риторические традиции: диалектика, эристика, софистика.

4) Основные классические определения риторики.

5) Определения риторики в русских классических риториках. История риторики в России.

6) .Современные определения риторики.

7) Виды и жанры ораторских выступлений. Заполнение табл.

Термин Определение   Общие требования Специфические требования
Информационная речь        
Убеждающая речь      
Агитационная речь      
Развлекательная речь      
Воодушевляющая речь      
Приветственная речь      

Лекция 2. Образ ритора. Взаимодействие оратора и аудитории.

Вопросы, рассматриваемые на лекции:

1) Образ говорящего как центральное понятие риторики.

2) Риторический канон для выступающего. Заполнение табл.

Глазной контакт  
Стойка оратора (рабочая)  
Жест и мимика  

3) Ораторские нравы.

4) Коммуникативные аспекты риторики.

5) Риторическая позиция выступающего.

Лекция 3. Изобретение. Классификация топосов

Вопросы, рассматриваемые на лекции:

1) Изобретение как раздел риторики.

2) Проблемная ситуация, предмет речи и формулирование тезиса. Цель речи.

3) Классификация топосов.

4) Топосы как источник изобретения аргументов к данному тезису.

Лекция 4. Расположение. Композиция речи. Аргументация в публичном выступлении.

Вопросы, рассматриваемые на лекции:

1) Расположение как раздел риторики.

2) Виды и функции вступления. Правила построения вступления.

3) Виды и функции заключения. Правила построения заключения.

4) Правила построения основной части выступления. Расположение аргументов в систему (индукция, дедукция, двусторонняя, односторонняя и т.п.).

5) Построение речи по хрии.

Лекция 5. Языковое оформление публичной речи. Языковые средства выразительности.

Вопросы, рассматриваемые на лекции:

1. Особенности ораторского подстиля. Языковое воплощение стилевых черт ораторского монолога.

2. Понятие риторического тропа и фигуры. Классификация фигур и тропов.

При отсутствии на лекционных занятиях представить в письменном виде полные ответы на указанные вопросы по учебной литературе (см. список литературы в методичке).

 

2. Творческие задания:

Творческое задание 1.

Подготовьте 3-5 минутное информационное выступление-самопрезентацию. Ваша аудитория – слушатели группы.

Примерная модель речи-самопрезентации

(Заимствовано из пособий:Стернин И.А. Практическая риторика: учеб. пособие. – М., 2007; Аннушкин В.И. Риторика. Экспресс-курс: учеб. пособие. – М., 2007.)

Модель 1

1. Меня зовут...

2. Где родились, откуда приехали, где сейчас живете, учитесь?

3. По характеру я человек...

4. Я люблю...

5. Больше всего я не люблю...

6. Моими сильными сторонами, как мне кажется, являются ...

7. К своим слабостям я бы отнес следующее...

8. Мои друзья считают меня...

9. Со мной иногда случаются интересные (забавные, странные... случаи).

10. Моё любимое занятие...

11. В будущем я бы хотел...

12. Я надеюсь на то, что...

Модель 2

1. Прежде всего, представьтесь. Встает задача: как себя назвать? Есть официальная форма: имя, отчество, фамилия – в каком бы возрасте вы ни были, свое именование желательно осуществлять с достоинством и ответственностью. Если хотите, прокомментируйте ваши Ф.И.О.

2. Несомненно, всех интересует, каким делом вы занимаетесь. Сделайте маленькую рекламу вашему труду, вашей профессии, вашему делу.

3. В какой сфере лежат ваши интересы и увлечения? Вы постоянный человек в своих увлечениях? Много не расскажешь, но заинтригуйте если можете. Есть ли какое-нибудь увлечение, которое помогает вам сегодня?

4. Хранит ли семейное предание какие-нибудь рассказы о вашем рождении? Наша память хранит многое о знаменательных событиях нашего личного прошлого. Если считаете нужным, расскажите.

5. Насколько вы чувствуете связь с вашими родителями? Кто они: кем работают или работали, какие у них интересы? Можете ли вы сказать, что яблоко от яблони недалеко падает?

6. Какие качества вы цените в людях?

7. Вы человек общительный? В чем выражается ваша любовь/нелюбовь к общению? Любите ли вы большие компании?

8. Вам часто приходилось разочаровываться в людях? Как вы считаете, это было полезно или, напротив, вредило вам?

9. Кто ваши учителя в жизни, школе, институте, работе? Расскажите о самых главных.

10. Каковы ваши планы на будущее? Можно ли считать ваши планы наполеоновскими?

11. Любите ли вы читать? Какую роль занимает книга в вашей жизни?

12. Любите ли вы музыку? Какую: классическую или современную?

13. Любите ли вы танцевать?

14. Любите ли вы спорт? Какую роль в вашей профессии занимает физическая подготовка? Насколько необходимы вам в вашем деле крепкое здоровье и стойкая нервная система?

15. «Скажи мне, кто твой друг…». У вас много друзей? Не страдаете ли вы от излишнего общения? Скучаете ли вы здесь без ваших друзей?

16. Вы человек «утренний» или «вечерний» (жаворонок или сова)? Когда вы любите работать? Как вы работаете?

17. Ваше отношение к природе: солнцу, лесу и дождю? Вы домосед или, скорее, любите путешествовать?

18. Расскажите на манер юного героя Заходера: что я люблю?