Грузоподъемность подшипников качения
Понятие грузоподъемности стандартных подшипников
Подшипники
Лекция № 9
Проектирование подшипникового узла начинают с выбора типа подшипника.
Тип подшипника (радиальный, радиально-упорный) выбирают в зависимости от соотношения между осевой и радиальной нагрузками.
Если отношение Fa/Fr < 0,35, то применяют радиальные подшипники, в противном случае используют радиально-упорные.
Условно различают 2 режима работы подшипников качения:
– режим работы со статической нагрузкой при частоте вращения вала
n ≤ 1 об/мин,
– режим работы с динамической нагрузкой при - n >1 об/мин.
В первом режиме при действии относительно больших статических нагрузок на рабочих поверхностях колец и тел качения могут возникать местные пластические деформации. Чтобы избежать подобных явлений, подшипники рассчитывают по статической грузоподъемности.
При втором режиме работы в результате многократного воздействия циклических нагрузок происходит усталостное выкрашивание рабочих поверхностей подшипников. В этом режиме расчет ведется по динамической грузоподъемности.
Основные характеристики подшипников (долговечность, жесткость, точность, виброустойчивость и т.п.), в конечном счете, определяются расположением оси подшипника (горизонтальное или вертикальное) и направлением действия внешних нагрузок (Fr и Fa).
Статическая грузоподъемность подшипника качения– допускаемая статическая нагрузка, под которой для радиальных и радиально–упорных подшипников понимают постоянную радиальную нагрузку, вызывающую общую остаточную деформацию тел качения и колец в наиболее нагруженной точке контакта, равную 0,0001 диаметра шарика.
Динамическая грузоподъемность – такая постоянная радиальная нагрузка, которую подшипник (с вращающимся внутренним кольцом) может выдержать в течение нормального срока службы, исчисляемого в млн. оборотов внутреннего кольца без проявления признаков усталости материала колец или шариков менее чем у 90% группы подшипников, подвергаемых испытанию.
9.3 Выбор подшипников по статической грузоподъемности
При подборе подшипников по статической грузоподъемности проверяется условие:
C0расч ≤ С0табл,
Расчетные значения определяются по формуле:
С0расч = KНPo,
где KН– коэффициент надежности; KН = 0,5…2,5;
Po– эквивалентная статическая нагрузка.
Эквивалентная (приведенная) статическая нагрузка рассчитывается по формуле:
Po = XoFr + YoFa,
где Xo,Yo – табличные коэффициенты.
Табличные значения статической грузоподъемности С0таблопределяются из справочных таблиц с учетом рассчитанных ранее величин диаметров валов и диаметров посадочных мест под подшипники.
Если условие выполняется – подшипник выбран правильно.