Расчет на изгибную жесткость
Расчет на крутильную жесткость
Расчет вала на изгибную прочность
Расчет валов (продолжение)
Валы и опоры (продолжение)
Лекция №7
В случае, когда известны размеры вала по продольной оси и точки приложения сосредоточенных сил расчет ведется из условий изгибной прочности. Для этого составляется приближенная расчетная схема нагрузки на вал и определяются реакции в опораx:
Если нагрузки, действующие на вал, не лежат в одной плоскости, то их раскладывают по двум взаимно перпендикулярным плоскостям (вертикальной YZ и горизонтальной XZ).
Рассчитанные в каждой плоскости изгибающие моменты и реакции опор затем геометрически складывают.
Таким образом:
Условия расчета на изгибную прочность записывается в виде:
При одновременном действии крутящего и изгибающего момента в расчете используется эквивалентное нормальное напряжение:
Выражая диаметр вала из условия изгибной прочности, получаем:
,
где Wx – осевой момент сопротивления круглого поперечного сечения вала,
,
, n=1,2...1,5.
Полученное в результате расчета значение d также округляется до ближайшего большего значения из нормального ряда линейных размеров, а диаметры различных ступеней вала назначают из конструктивных и технологических условий (например, удобство сборки и фиксации деталей на валу в осевом направлении).
Из-за скручивания валов под действием крутящих моментов в силовых передачах возникает упругий мертвый ход, равный двойному углу закручивания рабочего участка вала:
где l– длина рабочего участка вала, на котором действует крутящий момент Мкр, мм; G– модуль упругости второго рода, МПа; Ip – полярный момент инерции поперечного сечения вала, мм4.
В приборных передачах повышенной точности величину ограничивают техническими требованиями:
(упругий ход),
где [φ] – допускаемое значение угла закручивания вала, угл. мин.
Чтобы выполнялось это условие, диаметр рабочего участка вала рассчитывают по формуле:
,
где угловое значение подставляется в формулу в размерности радиан.
Размер допускаемого угла закручивания зависит от назначения и условий работы вала, на длине вала до 1м ≤ 5…10 угл. мин.
Недостаточная изгибная жесткость вала вызывает перекос зубчатых колес,
а, следовательно, появление больших люфтов и в конечном итоге заклинивание передач. Поэтому диаметр вала также рассчитывается исходя из условия:
,
где fрасч – расчетное значение прогиба вала в местах установки деталей, передающих силы и моменты, мм;
fпред – предельно допускаемое значение прогиба вала, мм.
Расчетные значения определяют, используя графоаналитический способ Верещагина, т.е. путем перемножения в двух плоскостях грузовой и единичной эпюры изгибающих моментов; причем единичная сила прикладывается в самой нагруженной точке вала.
В общем случае допускаемый прогиб принимают в пределах
,
где L- расстояние между опорами вала, мм.
Суммарный прогиб в точке максимальных нагрузок определяется по формуле:
.
Обычно данный расчет является проверочным, так как это условие чаще всего выполняется. В случае его невыполнения необходимо выразить диаметр вала из этого условия.