Специфика развития музыкальной самодеятельности в 1917 – начале 1930-х гг.
Особенности советской музыкальной самодеятельности в сер. 1950-х – 1980-х гг.
Музыкальная самодеятельность в 1930-е – сер. 1950-х гг.
Специфика развития музыкальной самодеятельности в 1917 – начале 1930-х гг.
Музыкальная самодеятельность в СССР
А. 1917 – 1920 гг.
1) Особенность понимания феномена «музыкальная самодеятельность» в 1917 – 1920-х гг.: синкретическая трактовка музыкальной художественной деятельности, включающей в себя
- овладение культурным наследием прошлого (творчество-восприятие); слушание музыки – творческий акт, как и исполнение и сочинение. Пролеткульт и Наркомпрос – создание курсов слушания музыки. Преувеличение этой формы творчества в связи с незначительностью успехов в других.
- реализация полученных знаний и навыков в процессе исполнения;
- создание новых произведений на основе опоры на народную песню и народно-песенные методы импровизации-варьирования (сочинение подголосков к песне – сочинение собственных песен – сочинение музыки с действием, т.е. опер).
2) Интенсификация музыкальной жизни:
Лозунг «Музыку в массы!» понят буквально – как выход музыки на улицу.
- стихийный процесс создания чрезмерного количества музыкальных школ, курсов, кружков и студий. Впоследствии – необходимость сокращения их количества.
- интенсивная концертная деятельность, ориентированная на создание грамотного слушателя. Преобладание сборных музыкальных сборных (разножанровых) концертов и гибридных форм (концерт-митинг, концерт-диспут, концерт-спектакль и пр.) из-за нехватки собственно музыкальных исполнительских сил и воспитанного слушателя. Связь музыки с бытом: завершение концертов танцами и пением «Интернационала».
3) Преобладание хоров и оркестров духовых и народных инструментов. Причины популярности хоров:
- массовые традиции бытового и церковного пения;
- популярность революционной песни;
- отсутствие необходимости в инструментальном сопровождении;
- мобильность;
- отсутствие возрастных ограничений;
- коллективное, сплачивающее действо (важно в воспитательных целях);
- наличие текста, следовательно – подцензурность.
4) Развитие хоров в традиционно хоровых регионах (Украина, Белоруссия, Прибалтика, Поволжье), но не в сельской местности, где с 1914 г. нарушился традиционных уклад жизни.
5) Выдающаяся роль Красной Армии в развитии хоров и оркестров
- специфика музыкальной жизни (маршевая песня, парадный оркестр);
-мощная материальная база;
- многочисленные курсы по подготовке запевал, военных дирижеров и пр.;
- сотрудничество с профессионалами.
6) Основа репертуара – народные и революционные песни.
- на слуху;
- пригодны для пения на открытом воздухе.
7) Причины популярности оркестров народных инструментов:
- дореволюционные традиции великорусских и «неаполитанских» (мандолины и гитары) оркестров.
- обилие бытовых очагов музыкальной жизни (чайные, трактиры, электро-театры). Рост их значения в связи с продовольственным кризисом и ростом значения общепита.
- обилие у населения народных, а не классических инструментов.
8) Важность духовых оркестров (немногочисленных):
- для шествия под открытым небом;
- для организации праздника.
9) Специфика самодеятельной композиции:
- развитие по законам фольклора (устно, преобладание подтекстовки).
Б. 1921 – 1932 гг.
1) Особенности периода:
- «переход к мирному строительству» и планомерному развитию культуры;
- преобразование празднично-синкретического типа культуры в иерархический;
- поиск своего места основными сферами художественной культуры;
- сложные поиски музыкой своей специализации в новой структуре культуры.
2) Причины сложной ситуации для музыкальной культуры:
- сокращение государственных средств на культуру;
- установка на коммунистическое воспитание населения различными средствами агитации и пропаганды, в том числе искусством (XI съезд РКП(б), 1922 г.);
- отведение музыке вспомогательной роли в оформлении массового действия;
- перевод клубной самодеятельности на хозрасчет (1921) и резкое сокращение количества клубов (за исключением армейской самодеятельности).
3) Восстановление и развитие самодеятельности с середины 1920-х гг.:
- развитие клубной самодеятельности – районных хоров и оркестров (система смотров, отчетов, олимпиад и пр.);
- борьба с неграмотностью, в том числе музыкальной (освоение нотной грамоты, развитие цифровой системы записи музыки, «самодельных» методик записи).
4) Хоровая самодеятельность 1920-х гг.:
- традиционная популярность (причины см. выше плюс конкуренция церковным хорам);
- развитие массового пения (многотысячные сводные хоры, многоголосое пение под открытым небом во время демонстраций, митингов и пр. (методы организации зрителя с помощью подготовки запевал, их расстановки и т.д.).
- развитие коллективной декламации (скандирование лозунгов на демонстрациях, приветствия пионеров, песни-речевки с хоровыми выкриками в припеве и пр.);
- самодеятельный музыкальный театр – театрализация хоровой работы (переход хоров от революционных и бытовых песен к отрывкам из опер и к целым операм)
- оперный бум в самодеятельности, переделки классических опер в революционные («Тоски» в «Борьбу за коммуну», «Гугенотов» в «Декабристов»);
- популярность «этнографических вечеров» (кон. 1920-х гг., Чувашия, Мордовия, казачьи области России).
5) Проблемы самодеятельных оркестров и инструментальных ансамблей в 1-й пол. 1920-е гг.:
- рост потребности в тиражировании «культурной» музыки в условиях неразвитости радио;
- сугубо городской феномен;
- дефицит инструментов, дороговизна, разнотипность (запрет на ввоз в СССР – 1927 г.);
- острая нехватка репертуара;
- разрыв между народными и художественными формами музицирования;
- жанровая пестрота (духовые, струнные – великорусские, неаполитанские, домровые, - смешанные, симфонические, национальные, шумовые оркестры).
6) Бурный рост оркестров с сер. 1920-х гг.:
- разнообразие и гибкость состава;
- кон. 1920-х гг. – дифференциация оркестров и ансамблей на типовые (концертные) и свободные (прикладные, не более 12 – 15 исполнителей).
- развитие шумовых оркестров как формы свободных оркестров (самодельные инструменты).
7) Бытовое музицирование. Конкурсы самодеятельных исполнителей-одиночек:
- инициаторы – не клубные работники, а партия и комсомол (пропаганда нового быта);
- массовое развитие конкурсов (1926 г. – 2500 конкурсов), соединявших состязательность (конкурсность), демонстративность (концертность) и праздничность;
- постепенная профессионализация участников (от слухачей к знатокам нотной грамоты);
- попытка окультурить с помощью насаждения классического репертуара;
- приоритет гармонистов и баянистов над гитаристами и балалаечниками (в 1928 – 1931 гг. принудительно скооперировано 6000 кустарей, построены и реконструированы гармонные фабрики для понижения цены гармоней и баянов);
- кризис конкурсов в нач. 1930-х гг. – превращение их в обычные концерты из-за частоты и падения зрительского интереса.
8) Развитие олимпиад в нач. 1930-х гг. (пленэрная форма музыкальных конкурсов);
- влияние европейских рабочих музыкальных праздников;
- рост масштабов конкурса;
- усиление соревновательности;
- перенос на стадионы.
Олимпиады как проявление пересмотра концепции массовой самодеятельности и закрепление стабильного песенного фонда страны.