Методические рекомендации к семинарским занятиям.

Семинар 1.

Тема: «Воспитание и воспитатель в жизни человека» (2 часа)

Технология: дебаты.

 

Вопросы / позиция:

1) воспитание может все – воспитание бессильно;

2) все начинается с учителя – учитель не играет значительной роли в жизни человека.

 

Литература:

· Смирнов В.И. Общая педагогика: Учеб. пос. Изд. 2-е. – М.: Логос, 2002. – С. 222.

· Алмазов Б.Н. Потребность в воспитании глазами ребенка / Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Основы педагогики. – М.: УРАО, 1999. – С. 203.

· Шадриков В.Д. Возвращение к ребенку / Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Основы педагогики. – М.: УРАО, 1999. – С. 393.

· Кауфман Б. Вверх по лестнице, ведущей вниз: Сборник. – М.: Радуга, 1989. – 288 с.

 

 

Семинар 2.

Тема: «Универсальные педагогические парадигмы» (4 часа)

Технология: панельная дискуссия между апологетами разных парадигм педагогики. Или групповая работа – изготовление постера с дальнейшей презентацией.

 

Вопросы / позиция:

1) Понятие «парадигма». Развитие понятия «парадигма».

2) Парадигма педагогики авторитета.

3) Парадигма педагогики манипуляции.

4) Парадигма педагогики поддержки.

 

Литература:

· Корнетов Г.Б. Общая педагогика. – М.: УРАО, 2003. – С. 83-182.

· Краевский В.В. Общие основы педагогики. М.: Академия, 2005. – 256 с.

 

 

Семинар 3.

Тема: «Педагогическая диагностика образовательной среды» (2 часа)

Технология: учебно-исследовательская работа.

 

Вопросы / позиция:

1) Характеристика образовательной среды: понятие, типология, параметры.

2) Образовательная среда в метафорах и фольклоре.

3) Диагностика среды на основе опросника В.А. Ясвина.

 

Литература:

· Введение в педагогическую деятельность / Под ред. А.С. Роботовой. М.: Академия, 2007. С. 132-141.

· Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М.: Народное образование, 1996.

 

 

Семинар 4.

Тема: «Детство и ребенок в системе общечеловеческих ценностей» (2 часа)

Технология: презентация и взаимооценка эссе «О знакомом ребенке».

 

Вопросы / позиция:

1) Ребенок в истории и современности.

2) Обсуждение эссе.

 

Литература:

· Парамонова А.А. Открытие детства в России: развитие научного знания о ребенке в истории отечественной психологии. Ижевск: ERGO, 2010. - 172 c.

· Осорина Е. Секретный мир детей в пространстве взрослых. СПб.: Питер, 2011. – 368 с.

· Кон И.П. Ребенок и общество. М.: Академия, 2003. – 336 с.

· Дольто Ф. На стороне ребенка. СПб.: Петербург – XXI век, 1997. – 527 с.

· Корчак Я. Как любить ребенка (любое издание).