Методические рекомендации к семинарским занятиям.
Семинар 1.
Тема: «Воспитание и воспитатель в жизни человека» (2 часа)
Технология: дебаты.
Вопросы / позиция:
1) воспитание может все – воспитание бессильно;
2) все начинается с учителя – учитель не играет значительной роли в жизни человека.
Литература:
· Смирнов В.И. Общая педагогика: Учеб. пос. Изд. 2-е. – М.: Логос, 2002. – С. 222.
· Алмазов Б.Н. Потребность в воспитании глазами ребенка / Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Основы педагогики. – М.: УРАО, 1999. – С. 203.
· Шадриков В.Д. Возвращение к ребенку / Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Основы педагогики. – М.: УРАО, 1999. – С. 393.
· Кауфман Б. Вверх по лестнице, ведущей вниз: Сборник. – М.: Радуга, 1989. – 288 с.
Семинар 2.
Тема: «Универсальные педагогические парадигмы» (4 часа)
Технология: панельная дискуссия между апологетами разных парадигм педагогики. Или групповая работа – изготовление постера с дальнейшей презентацией.
Вопросы / позиция:
1) Понятие «парадигма». Развитие понятия «парадигма».
2) Парадигма педагогики авторитета.
3) Парадигма педагогики манипуляции.
4) Парадигма педагогики поддержки.
Литература:
· Корнетов Г.Б. Общая педагогика. – М.: УРАО, 2003. – С. 83-182.
· Краевский В.В. Общие основы педагогики. М.: Академия, 2005. – 256 с.
Семинар 3.
Тема: «Педагогическая диагностика образовательной среды» (2 часа)
Технология: учебно-исследовательская работа.
Вопросы / позиция:
1) Характеристика образовательной среды: понятие, типология, параметры.
2) Образовательная среда в метафорах и фольклоре.
3) Диагностика среды на основе опросника В.А. Ясвина.
Литература:
· Введение в педагогическую деятельность / Под ред. А.С. Роботовой. М.: Академия, 2007. С. 132-141.
· Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М.: Народное образование, 1996.
Семинар 4.
Тема: «Детство и ребенок в системе общечеловеческих ценностей» (2 часа)
Технология: презентация и взаимооценка эссе «О знакомом ребенке».
Вопросы / позиция:
1) Ребенок в истории и современности.
2) Обсуждение эссе.
Литература:
· Парамонова А.А. Открытие детства в России: развитие научного знания о ребенке в истории отечественной психологии. Ижевск: ERGO, 2010. - 172 c.
· Осорина Е. Секретный мир детей в пространстве взрослых. СПб.: Питер, 2011. – 368 с.
· Кон И.П. Ребенок и общество. М.: Академия, 2003. – 336 с.
· Дольто Ф. На стороне ребенка. СПб.: Петербург – XXI век, 1997. – 527 с.
· Корчак Я. Как любить ребенка (любое издание).