Анализ качества и конкурентоспособности продукции.
Важнейшим показателем деятельности предприятия является качество продукции. Качество продукции – понятие, которое характеризует параметрические, эксплуатационные, потребительские, дизайнерские свойства изделия, надежность и долговечность. Различают обобщающие, индивидуальные и косвенные показатели качества.
Обобщающими показателями, характеризующими качество всей продукции являются:
Ø удельный вес новой продукции в общем выпуске;
Ø удельный вес сертифицированной продукции в общем выпуске;
Ø средний коэффициент сортности (отношение стоимости произведенной продукции к ее стоимости по ценам первого сорта);
Ø удельный вес сертифицированной продукции;
Ø удельный вес продукции, соответствующей мировым стандартам;
Ø удельный вес экспортируемой продукции.
Индивидуальные (единичные) показатели качества продукции, характеризующие одно из свойств (для текстиля):
- износостойкость;
- технологичность;
- эстетичность изделий и т.д.
Косвенные показатели: штрафы за некачественную продукцию, объем и удельный вес этой продукции, потери от брака и т.д.
Анализ качества продукции проводится в несколько этапов:
1. Изучение динамики перечисленных показателей, выполнение плана по их уровню, причины их изменения.
При оценке выполнения плана фактический уровень показателя сравнивают с плановым, а для оценки динамики качества – с показателями прошлых лет.
Средний коэффициент сортности можно рассчитать двумя способами:
а) отношением количества продукции 1 сорта к общему количеству;
б) отношением стоимости продукции всех сортов к возможной стоимости продукции по цене 1 сорта:
Выполнение плана по качеству определяется отношением
К сорт ф/ К сорт пл
2. Определение влияния качества продукции на стоимостные показатели работы предприятия: выпуск товарной продукции (∆ВП), выручку от реализации продукции () и прибыль (П):
∆ВП=(Ц1-Ц0)*VВП1
∆В=( Ц1-Ц0)*VРП1
П=[( Ц1-Ц0)*VРП1]-[(С1-С0)* VРП1]
где Ц1 и Ц0- цены изделия до и после изменения качества;
С1и С0 – с/с до и после изменения качества;
VВП1- количество произведенной продукции повышенного качества;
VРП1 – объем реализации продукции повышенного качества.
При производстве продукции по сортам и его изменении, вначале определяют средневзвешенную цену и средневзвешенную себестоимость единицы продукции и их изменение:
; ;
а затем по приведенному алгоритму определяют влияние сортового состава на выпуск товарной продукции, выручку и прибыль от реализации.
Расчет влияния сортового состава продукции на объем производства в стоимостном выражении можно произвести способом абсолютных разниц:
изменение удельного веса по каждому сорту умножается на цену соответствующего сорта, результат складывают и умножают на общий фактический выпуск.
где - изменение удельного веса по каждому сорту;
Цi- цена соответствующего сорта.
VВП общ.ф. – общий фактический выпуск данного вида продукции в натуральном выражении.
Изменение суммы выручки определяется:
где - общий фактический объем реализации данного вида продукции в натуральном выражении.
Изменение сортового состава на сумму прибыли:
Расчеты делаются по сортовой продукции и результаты обобщаются.
В нынешних условиях товары имеют такую характеристику как конкурентоспособность.
Под конкурентоспособностьюпонимают характеристику продукции, которая показывает ее отличие от товара конкурента как по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение. Оценка конкурентоспособности продукции основывается на исследовании потребностей покупателей и требований рынка.
Чтобы товар удовлетворял потребности покупателей, он должен соответствовать определенным параметрам:
техническим, эргонометрическим (соответствие товара свойствам человеческого организма), эстетическим, нормативным, экономическим (уровень цен на товар, сервисное обслуживание).
Анализ конкурентоспособности продукции позволяет сопоставить параметры анализируемого изделия и товара – конкурента.
Для этого рассчитываются ряд показателей.
Единичный показатель (q) отражают процентное отношение уровня какого-либо технического или экономического параметра к величине того же параметра продукта-конкурента, принимаемого за 100%.
где Р - параметр исследуемого изделия;
Р100 – уровень параметра изделия конкурента (принятого за образец).
Групповой показатель(G) – объединяет единичные показатели (qi) (технических, экономических) с помощью весовых коэффициентов (аi), определенных экспертным путем:
Интегральный показатель (J) представляет собой отношение группового показателя по техническим параметрам (Gm) к групповому показателю по экономическим параметрам (Gэ).
( общий объем камеры, срок службы/ цена, расход энергии – что касается холодильника)
Если J <1, то анализируемый продукт уступает образцу;
Если J>1, то он превосходит образец, по своим параметрам.
Помимо этого, положение товара определяется долей рынка, контролируемой данным предприятием. Если показатель, определяемый как отношения доли, занимаемой фирмой на рынке, к доле наиболее крупного конкурента больше 1, то доля фирмы считается высокой, если меньше - низкой.
Важное направление повышения конкурентоспособности продукции – совершенствовние процесса товародвижения, организации торговли (фирменные магазины), сервисного обслуживания покупателей, рекламы продукции.