Принципы воспитания
Принципы всегда соответствуют цели воспитания и задачам, стоящим перед педагогами, определяют возможности реализации этих задач. О принципах воспитания, как и о закономерностях, нет единого мнения в педагогической литературе. Сегодня существует множество подходов к определению принципов воспитания. Рассмотрим некоторые из них.
В Российской педагогической энциклопедии, в статье А. В. Мудрика, дается свое видение принципов воспитания. При этом необходимо отметить некоторый классицизм их формулировок.
А. В. Мудрик определил следующие принципы воспитания: природосообразности, культуросообразности, центрации, дополнительности образования.
Принцип природосообразности воспитания обосновывался в различные исторические эпохи разными учеными. Идея природосообразности воспитания высказывалась еще в античном обществе. Этот принцип занимал значительное место в педагогических системах Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Ф. А. Дистервега, Я. А. Коменского. По-своему его трактовали сторонники свободного воспитания и педологи. Особую роль в развитии идеи природосообразности воспитания сыграло учение о ноосфере В. И. Вернадского.
Современная трактовка принципа природосообразности воспитания, как считает А.В. Мудрик, означает взаимосвязь естественных и социальных процессов. При этом воспитание согласовывается с общими законами развития природы и человека, учитывая его пол и возраст, а также формирует у него ответственность за развитие самого себя, за состояние и дальнейшую эволюцию ноосферы.
Он считает, что «в соответствии с принципом природосообразности воспитания у человека необходимо культивировать определенные этические установки по отношению к природе, к планете и биосфере в целом, а также природоохранное и ресурсосберегающее мышление и поведение. Не менее существенно, чтобы воспитание стремилось к тому, чтобы человек:
■ осознавал себя гражданином Вселенной;
■ отчетливо понимал происходящие планетарные процессы и существующие глобальные проблемы;
■ осознавал взаимосвязь ноосферы и жизнедеятельности человеческих сообществ;
■ имел чувство сопричастности природе и социуму как ее части;
■ формировал у себя личную ответственность за ноосферу как среду и продукт человеческой жизнедеятельности;
■ осознавал самого себя как субъекта, творящего ноосферу, разумно и сохранно «потребляющего», сберегающего и воспроизводящего ее» .
Принцип культуросообразности воспитания, сформулированный в XIX в. немецким педагогом Фридрихом Дистервегом, в современной трактовке предполагает, что воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями и нормами тех или иных национальных культур и специфическими особенностями, присущими традициям тех или иных регионов, не противоречащих общечеловеческим ценностям.
В соответствии с принципом культуросообразности воспитания перед педагогами стоит задача приобщения детей, подростков, юношей и девушек к различным пластам культуры этноса, общества, мира в целом. Имеются в виду такие пласты культуры, как бытовая, физическая, сексуальная, духовная, интеллектуальная, материальная, экономическая, политическая, нравственная (которая определяет отношение человека к самому себе, людям, социуму, природе).
А.В. Мудрик считает, что в соответствии с этим принципом «необходимо, чтобы воспитание помогало растущему человеку ориентироваться в тех изменениях, которые постоянно происходят в нем самом и в окружающем его мире. Важно, чтобы воспитание помогало ему «вписаться» в изменяющиеся реалии жизни, найти способы самореализации и самоутверждения, адекватные этим реалиям. Не менее важно, чтобы воспитание находило способы минимизации отрицательных последствий тех или иных инноваций, могущих затронуть как конкретного человека, так и те или иные категории детей, подростков, юношей».
Он также подчеркивает, что реализация принципа культуросообразности воспитания существенно осложняется в связи с тем, что ценности культуры общечеловеческого характера и ценности конкретных социумов различного уровня не только не идентичны, но в силу различных обстоятельств могут довольно существенно различаться. Так, Россия включает множество этносов и регионов, имеющих значительное культурное своеобразие. В нашей стране весьма существенны различия в культурах сельского и городского населения (не говоря уже о специфической поселковой культуре), а в городе — между различными социально-профессиональными группами. Все это делает весьма актуальным наполнение принципа культуросообразности воспитания конкретным содержанием.
В то же время нахождение баланса ценностей различных культур и субкультур — одно ид условий эффективности воспитания х.
В педагогической энциклопедии А. В. Мудрик в качестве принципов воспитания, помимо перечисленных, обосновывает принципы центрации и дополнительности образования.
Принцип центрации исходит из признания приоритета личности по отношению к обществу, государству, социальным институтам. Процесс воспитания, институты воспитания при этом подходе рассматриваются как средства развития личности.
Принцип дополнительности образования предполагает реализацию подхода к воспитанию человека как к совокупности взаимодополняющих процессов. Он дает возможность рассматривать воспитание как совокупность процессов семейного, религиозного и общественного воспитания.
Перечисленные принципы, несомненно, отражают суть процесса воспитания и адекватны современному пониманию воспитательного процесса. Являясь общеметодологическими принципами, они отражают гуманистическую сущность воспитания.
В то же время наряду с перечисленными принципами имеют право на существования принципы, которые определяют основные требования к организации воспитательного процесса.
Такими являются принципы гуманистической ориентации, социальной адекватности, индивидуализации, социального закаливания и создания воспитывающей среды.
Они не противоречат принципам, о которых говорилось выше, а дополняют и инструментируют их.
Принцип гуманистической ориентации воспитания считает ребенка главной ценностью в системе человеческих отношений, главной нормой которых является гуманность. Этот принцип требует уважительного отношения к каждому человеку, а также обеспечения свободы совести, вероисповедания и мировоззрения, выделения в качестве приоритетных задач заботы о физическом, социальном и психическом здоровье.
Условиями реализации данного принципа являются:
■ добровольность включения ребенка в ту или иную деятельность;
■ доверие ребенку в выборе средств достижения поставленной цели;
■ оптимистическая стратегия в определении воспитательных задач;
■ предупреждение негативных последствий в процессе педагогического воздействия;
■ осознание ребенком социальной защищенности, формирование готовности к защите своих интересов;
■ учет интересов учащихся, их индивидуальных вкусов, предпочтений, пробуждение новых интересов.
В практической педагогической деятельности этот принцип отражается в следующих правилах:
■ опираться на активную позицию ребенка, его самостоятельность и инициативу;
■ в общении с ребенком должно доминировать уважительное отношение к нему;
■ педагог должен не только призывать ребенка к добру, но и быть добрым;
■ педагог должен защищать интересы ребенка и помогать ему в решении его актуальных проблем;
■ поэтапно решая воспитательные задачи, педагог должен постоянно искать варианты таких решений, которые в большей степени принесут пользу каждому ребенку;
■ защита ребенка должна быть приоритетной задачей педагогической деятельности;
■ в классе, школе, группе и других объединениях учащихся педагоги должны формировать гуманистические отношения, которые не допускают унижения достоинства детей.
Принцип социальной адекватности воспитания требует соответствия содержания и средств воспитания социальной ситуации. Задачи воспитания ориентированы на реальные социально-экономические условия и предполагают формирование у детей прогностической готовности к реализации разнообразных социальных задач.
Реализация этого принципа возможна только на основе учета разнообразного влияния социальной среды.
Условиями реализации данного принципа являются:
■ взаимосвязь воспитательных задач и задач социального развития демократического общества;
■ координация взаимодействия социальных институтов, оказывающих влияние на личность ребенка.
■ обеспечение комплекса социально-педагогической помощи детям;
■ ориентация педагогического процесса на реальные возможности социума;
■ учет разнообразных факторов окружающей социальной среды (национальные, региональные, особенности типа поселения, учебного заведения и т. д.);
■ коррекция воспринимаемой учащимися разнообразной информации, в том числе информации от средств массовых коммуникаций.
В практической деятельности педагога этот принцип отражается в следующих правилах:
■ воспитательный процесс строится с учетом реалий социальных отношений, особенностей экономики, политики, духовности общества;
■ школа не должна замыкать воспитание ребенка своими стенами, необходимо широко использовать и учитывать реальные факторы социума;
■ педагог должен корректировать негативное влияние на ребенка окружающей среды;
■ все участники воспитательного процесса должны взаимодействовать.
Принцип индивидуализации воспитания предполагает определение индивидуальной траектории социального развития каждого ученика, выделение специальных задач, соответствующих его индивидуальным особенностям.
Определение особенностей включения детей в различные виды деятельности, раскрытие потенциалов личности в учебной и во внеучебной работе, предоставление возможностей каждому учащемуся для самореализации и самораскрытия.
Чтобы реализовать принцип индивидуализации, требуются следующие условия:
■ мониторинг изменений индивидуальных качеств в ребенке;
■ определение эффективности влияния фронтальных подходов на индивидуальность ребенка;
■ выбор специальных средств педагогического влияния на каждого ребенка;
■ учет индивидуальных качеств ребенка, его сущностных сфер при выборе воспитательных средств, направленных на его развитие;
■ предоставление возможности учащимся для самостоятельного выбора способов участия во внеучебной деятельности, а также выборе сферы дополнительного образования.
В практической педагогической деятельности этот принцип реализуется в следующих правилах:
■ работа, проводимая с группой учеников, должна ориентироваться на развитие каждого из них;
■ успех воспитательного воздействия при работе с одним учащимся не должен негативно влиять на воспитание других;
■ осуществляя выбор воспитательного средства, необходимо пользоваться информацией об индивидуальных качествах ребенка;
■ педагог на основе взаимодействия с учеником должен вести поиск способов коррекции его поведения;
■ постоянное отслеживание эффективности воспитательного воздействия на каждого ребенка определяет совокупность воспитательных средств, используемых педагогами.
Принцип социального закаливания детей предполагает включение воспитанников в ситуации, которые требуют волевого усилия для преодоления негативного воздействия социума, овладения определенными способами этого преодоления, адекватными индивидуальными особенностями человека, формирования социального иммунитета, стрессоустойчивости, рефлексивной позиции.
Существуют различные мнения об отношении к ученикам в процессе воспитания. Несомненно, что педагоги должны заботиться о благополучии ученика, стремиться к тому, чтобы он был удовлетворен своим статусом, своей деятельностью, мог в большей степени реализовать себя в системе социальных отношений. При этом решение данных задач осуществляется по-разному, в широком диапазоне: от педагогической опеки, базирующейся на авторитарном стиле воздействия, до полного отстранения от регулирования отношений воспитанника с окружающей средой.
Постоянный комфорт отношений приводит к тому, что человек не может приспособиться к отношениям более сложным, менее для него благоприятным; при этом некоторые референтные отношения воспринимаются им как должное, типичное, обязательное. Формируется так называемое социальное ожидание благоприятных отношений как нормы. Однако в обществе, в системе социальных отношений существуют или в равном количестве, или даже в преобладании неблагоприятные факторы, воздействующие на человека. (Например, подростки могут попасть под влияние преступного мира, не зная, как сопротивляться тем влияниям, которые этот мир оказывает на них.)
В работах Махатмы Ганди мы встречаем термин «социальные прививки», которые понимались им как постепенное познание ребенком отрицательных сторон жизни общества и выработка своеобразного иммунитета от негативных явлений. Они предполагают познание физического страдания, духовной опустошенности, преодоление болезни, страха, непротивление злу насилием.
Условиями реализации принципа социального закаливания являются:
■ включение детей в решение различных проблем социальных отношений в реальных и имитируемых ситуациях (социальные пробы);
■ диагностирование волевой готовности к системе социальных отношений;
■ стимулирование самопознания детей в различных социальных ситуациях, определения своей позиции и способа адекватного поведения в различных ситуациях;
■ оказание помощи детям в анализе проблем социальных отношений и вариативном проектировании своего поведения в сложных жизненных ситуациях.
В педагогической деятельности этот принцип реализуется в следующих правилах:
■ проблемы отношений детей надо решать с детьми, а не за них;
■ ребенок не всегда должен легко добиваться успеха в своих отношениях с людьми: трудный путь к успеху —
залог успешной жизни в дальнейшем;
■ не только радость, но и страдания, переживания воспитывают человека;
■ волевых усилий для преодоления трудностей у человека не будет завтра, если их нет сегодня;
■ нельзя предусмотреть все трудности жизни, но человеку надо быть готовым к их преодолению.
Принцип создания воспитывающей среды требует, чтобы в учебном заведении были такие отношения, которые формировали бы социальность ребенка. Прежде всего речь идет о единстве коллектива школы педагогов и учащихся.
В каждом классе, в каждом объединении должно формироваться организационное и психологическое единство (интеллектуальное, волевое и эмоциональное). Создание воспитывающей среды предлагает взаимную ответственность участников педагогического процесса, сопереживание, взаимопомощь, способность вместе преодолевать трудность. Этот принцип также означает, что в школе и социальном окружении доминируют творческие начала при организации учебной и внеучебной деятельности. При этом творчество рассматривается учащимися и педагогами как универсальный критерий оценки личности и отношений в коллективе.
Реализация этого принципа возможна при следующих условиях:
■ выделении доминирующей цели коллектива, объединяющей педагогов и учащихся;
■ определении ведущей деятельности, являющейся значимой для всех членов коллектива;
■ развитии детского самоуправления, инициативе и самостоятельности детей и взрослых, создании разнообразных детских объединений;
■ формировании позитивного отношения к творчеству (воспитывающая среда должна быть эвристической);
■ неповторимости учебного заведения (каждая школа должна иметь свое лицо);
■ наличии отношений «ответственной зависимости» (А.С. Макаренко) в среде педагогов и учащихся.
Этот принцип отражается в ряде правил организации педагогической деятельности:
■ школа для ребенка должна быть родной, он должен ощущать сопричастность к общим успехам и работе педагогов;
■ педагоги и учащиеся, члены одного коллектива, помогают друг другу;
■ общая цель школы — цель каждого педагога и ученика;
■ необходимо реально доверять детям, а не играть в доверие им;
■ каждый в коллективе должен быть творцом отношений и новых дел;
■ равнодушный педагог рождает равнодушных учащихся. Перечисленные принципы, условия и правила отражают суть нашего подхода к организации воспитательного процесса.