Закрепление.
Ознакомление.
Подготовка.
Методика ознакомления с простыми задачами на нахождение суммы и нахождение остатка.
Любая методика строится по 3 этапам:
- подготовка
- ознакомление
- закрепление
В методике обучения простым задачам очень длительным этапом является подготовка. С психологической точки зрения выбор арифметического действия – операция, который сводится к переводу конкретной ситуации на абстрактный математический уровень. Особенность мышления младшего школьника такова, что для выполнения операции в умственном плане он должен овладеть операциями в материализованном, предметном виде.
Задачи на нахождение суммы.
1. Упражнения с предметными множествами, цель которых – осознание смысла действия сложения (сложение связано с объединением).
Виды заданий: положите 5 морковок, затем ещё 2. Покажите, сколько всего морковок положили. Ответ может быть получен тремя способами:
1) Пересчитыванием
2) Присчитыванием
3) Усвоением смысла сложения
В данных заданиях учитель акцентирует внимание учащихся на том, что в начале было 5 морковок. Как мы обозначили 5 морковок? (числом 5). К ним добавили ещё 2. Как обозначим? (числом 2). На доске появляются 5 и 2. Учитель показывает знак +. Объясняет, что он обозначает увеличение числа предметов. Показывает его место в записи. Сколько стало у вас морковок? Каким числом обозначим? (числом 7). Слово «стало» в записи обозначается «=». После этого предлагается аналогичная ситуация, в которой предметные действия выражаются с помощью математических знаков.
- + = в 1 вазе 5 цветов, во второй – 3. Сколько цветов в двух вазах? В какое запишем число 3, 5, 8?
- связанные с выбором предметов, которые необходимо складывать. Выкладывается разное количество O четырёх цветов и задаются вопросы: сколько O синего и красного цвета? Жёлтого и красного? И т.д.
- задания по представлению. Представьте, что у вас на парте 2 яблока, вам положили ещё 4. Сколько яблок у вас стало? Можно предложить зарисовать в схематическом виде условие задачи.
1) Ознакомление с текстом задачи на смысл действия сложения совпадает со знакомством с термином «задача и её элементами».
2) При выборе и выполнении действия сложения нужно стремиться к тому, что дети выполняли действие сложения путём табличного сложения.
3) Чтобы дети не связывали «+» со словом «всего» через некоторое время предлагаются задачи на сложение, в которой «всего» либо отсутствует, либо не связано с выбором действия сложения.
4) Дети на этом виде задач знакомятся впервые с краткой записью.
1.составление задач по решению, по краткой записи, по рисунку.
2.используются задачи с недостатками и лишними данными.
3.самостоятельное решение задач.
Задачи на нахождение остатка.