Формы сертификации.

Рисунок 4.0. Схема понятий связанных с определением соответствия

Основные термины и понятия сертификации

Оформление сертификата

Независимо от системы сертификации, в которой происходит оформление сертификата, процедура оформления сертификата во всех системах очень похожа.

Заявитель обращается в орган по сертификации, аккредитованный в той системе сертификации, которая ему необходима. По требованию органа по сертификации он предоставляет определённый комплект документов. После рассмотрения комплекта документов эксперт органа посертификации принимает решение о выборе нормативных документов, на соответствие которым и будет проверяться продукция, а также о выборе схемы сертификации.

В зависимости от схемы сертификации возможно проведение контроля производства. После проверки производства составляется акт оценки производства. Производится отбор обрацов для испытаний, а также контрольных образцов. Составляется акт отбора образцов для испытаний и акт отбора контрольных образцов. Образцы направляются в испытательную лабораторию, которая имеет договор с органом по сертификации или является его частью. После испытаний испытательная лаборатория выдаёт протокол испытаний.

Эксперт органа по сертификации, изучив акт оценки производства и протокол испытаний, выносит решение о выдаче сертификата или решение об отказе в выдаче сертификата.

На основании решения заявителю выдаётся сертификат.

Заметим, что некоторые схемы сертификации подразумевают сертификацию без испытаний и оценки производства. Оценка производства может не производится в случаях, когда предприятие-изготовитель имеет сертификат соответствия системы менеджмента качества требованиям ISO 9001 (ГОСТ Р ИСО 9000-2008).

В конце XX века потребитель приобрел право на получение достоверной информации о качестве приобретаемого товара. Ведь производитель, предоставляя товар, знает что он изготовил, а потребитель видит только внешнюю оболочку. Возникают вопросы как потребителю убедиться в том, что товар сделан качественно, что он действительно соответствует определенным требованиям и каким образом получить объективные и достоверные доказательства этого соответствия. Одним из общепризнанных, независимых способов объективного и достоверного доказательств соответствия продукции определенным требованиям служит сертификация.

На рис. 4.1 приведена схема понятий, связанных с определением соответствия по Руководству ИСО/МЭК 2.

Оценка соответствия - любая деятельность, связанная с прямым или косвенным определением того, что соответствующие требования выполняются.

Как видно на схеме это понятие обобщает разные виды деятельности (проверка соответствия, надзор за соответствием, аккредитация, регистрация, подтверждения соответствия) связанные с определением "соответствие". Наиболее часто соответствие подтверждается сертификацией.

Сертификация (лат certum – "верно" + facere - "делать") - одна из форм подтверждения соответствия какого-либо объекта заданным требованиям.

Определение понятия сертификация впервые было включено в Руководство ИСО/ МЭК 2 1982г.: "Сертификация соответствия представляет собой действие, удостоверяющее посредством сертификата соответствия или знака соответствия, что изделие или услуга соответствует определенным стандартам или другому нормативному документу".

Сертификация является средством независимой оценки соответствия товара надлежащему качеству.

В последней редакции Руководства ИСО/МЭК 2 " Общие термины и определения в области стандартизации и смежных видов деятельности" в качестве основополагающего понятия представлена уже не сертификация, а подтверждение соответствия. Этот термин используется и в Соглашении ГАТТ (ВТО) о технических барьерах в торговле.

Подтверждение соответствия – процедура, результатом которой является документальное свидетельство, дающее уверенность в том, что продукция, процесс или услуга соответствуют установленным требованиям.

При этом деятельность по подтверждению соответствия это одна из форм деятельности по оценке соответствия, а термин - видовое понятие, использующееся в деятельности по оценке соответствия. Подтверждение соответствия, в рамках принятой в Руководстве ИСО/МЭК классификации, может осуществляться следующими способами:

1. Сертификация – процедура, посредством которой третья сторона дает письменную гарантию, что продукция, процесс или услуга соответствуют установленным требованиям.

Отличительной чертой подтверждения соответствия через сертификацию служит то, что она выполняется третьей стороной – это лицо или орган, признанные независимыми ни от поставщика (первая сторона), ни от потребителя (вторая сторона).

  1. Декларация (заявление) о соответствии – документ, в котором изготовитель (продавец или исполнитель) удостоверяет, что поставляемая (продаваемая) им продукция соответствует установленным требованиям.

В настоящее время в России сертификация является формой оценки и подтверждения соответствия и постепенно вводится подтверждение соответствия в форме декларации о соответствии. Мировая практика показывает, что подтверждение соответствия посредством сертификации является только одним из инструментов обеспечения качества и безопасности и действует в гармоничном сочетании с другими.

Форма обязательной сертификации - это способ подтверждения соответствия продукции требованиям нормативных документов. Формы обязательной сертификации продукции устанавливаются специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области сертификации.

Основными формами сертификации являются:

  • сертификация третьей стороной - осуществляется независимыми органами по сертификации, аккредитованными на право такого рода деятельности.
  • самосертификация (сертификация первой стороной) - осуществляется изготовителем или продавцом, который берет на себя полную ответственность за качество продукции.
  • сертификация, осуществляемая потребителем (сертификация второй стороной) - выполняется покупателем, заказчиком или предприятием, выпускающем конечную продукцию, у своих поставщиков.

Одной из важнейших особенностей сертификации является то, что все операции (процедуры, правила, испытания и другие действия) осуществляются в рамках определенной системы, которая устанавливает четкие правила их выполнения и функционирует под руководством специально уполномоченного органа. Этот орган в роли третьей стороны осуществляет руководство организацией и функционированием системы в соответствии с действующим законодательством и нормативными актами страны или ряда стран.

Система сертификации – система, обладающая собственными правилами процедуры и управления для проведения сертификации.

Системы сертификации могут действовать на национальном, региональном и международном уровнях. В Российской федерации действует национальная Система сертификации ГОСТ Р. Региональная, например - это система сертификации, управляемая Европейской организацией по испытаниям и сертификации (ЕОИС), а международная - Система МЭК по сертификации изделий электронной техники (МСС ИЭТ). "Положение о системе сертификации ГОСТ Р", принятое постановлением Госстандарта России от 17.03.98 №11, упорядочивает организационную структуру Системы сертификации ГОСТ Р и функции ее участников, уточняет правила Системы с учетом новых законодательных актов Российской Федерации.

В правилах проведения сертификации в Системе ГОСТ Р даны ссылки, которыми следует руководствоваться при проведении работ по сертификации продукции, работ, услуг, систем качества, производств. Приведены основные этапы выполнения работ по сертификации продукции. Указаны методы организации проведения работ по добровольной сертификации с правом применения знака соответствия государственным стандартам, который предусмотрен пунктом 3 статьи 7 закона российской Федерации "О стандартизации" (постановление №429 от 08.08.95).

На территории России введены отраслевые системы сертификации: пожарная сертификация, сертификация средств связи, гигиеническая сертификация продукции.

При положительном решении по результатам сертификации заявителю выдается сертификат соответствия и предоставляется право на использование знака соответствия.

Сертификат соответствия (далее — сертификат) — документ, выданный по правилам системы сертификации для подтверждения соответствия сертифицированной продукции (услуги), установленным требованиям.

Содержание сертификата определяется в системе в соответствие с избранной схемой сертификации и категорией заявителя (изготовитель, продавец, исполнитель). В любом случае сертификат должен содержать:

  • указание о системе сертификации и органе, выдавшем сертификат;
  • регистрационный номер;
  • срок действия;
  • подпись руководителя и печать органа по сертификации;
  • кому выдан сертификат;
  • наименование товара;
  • форму проверки соответствия (проверка производства, испытание типовых представителей, испытаний выборки из партии товара, испытание каждого изделия);
  • ссылку на нормативный документ, которому соответствует товар (партия);
  • порядок маркировки товара (тары, упаковки, документации) Знаком соответствия.

Получение сертификата имеет смысл при условии, что он признается той стороной, в интересах которой проводится сертификация.

Когда этот термин применяется к продукции, и с его помощью устанавливается изготовитель данного товара (страна, название фирмы, ее юридический адрес), такой вид сертификата называется сертификатом происхождения. Кроме этого выделяют еще несколько видов сертификатов:

 

  • гигиенический сертификат;
  • сертификат качества;
  • сертификат безопасности;
  • карантинный сертификат.

Наряду с сертификатом существует Знак соответствия — зарегистрированный в установленном порядке, которым по правилам, установленным в данной системе сертификации, подтверждается соответствие маркированной им продукции установленным требованиям.

Взаимосвязь ИСО 9000 и ИСО 14000 Система экологического управления, являясь частью общей системы административного управления предприятия, имеет много общего с системой управления качеством. Это определяет сходство методологий управления, что отражается в сходстве стандартов ИСО серии 14000 и 9000. Различие систем заключается в том, что в управлении качеством окружающей среды заинтересовано все общество, а в стандартах ИСО серии 9000 определены отношения производителей и потребителей продукции и услуг. Многие элементы системы качества окружающей среды совпадают с элементами системы качества, установленными ИСО 9001. Прямая связь между отдельными разделами и параграфами стандартов свидетельствуют об их совместимости и наличии многих аналогий при внедрении на предприятии. Таблица 2.4. Взаимосвязь стандартов ИСО 9001 и ИСО 14001
Ответственность руководства
  • Разработка экологической политики
  • Установление целей и задач предприятия в области охраны окружающей среды
  • Установление ответственности и полномочий в менеджменте качества окружающей среды
  • Определение требований к ресурсам
  • Анализ менеджмента качества окружающей среды со стороны руководства
Система качества
  • Документирование процедур менеджмента качества окружающей среды
  • Планирование работ по реализации экологической политики
Анализ контракта Анализ контракта с позиций охраны окружающей среды
Управление документами и данными Управление всеми документам и данными предприятия, относящимися к качеству окружающей среды
Идентификация продукции и прослеживаем ость Идентификация и прослеживаемость деятельности, оказывающей отрицательное воздействие на окружающую среду
Управление процессами Управление процессами, непосредственно влияющими на окружающую среду
Контроль и испытания Контроль операций и деятельности, которые связаны с экологическими аспектами и согласуются с целями и задачами экологической политики
Управление контрольным, измерительным и испытательным оборудованием Калибровка оборудования для мониторинга и регулярного измерения параметров операций, которые связаны с экологическими аспектами и согласуются с целями и задачами экологической политики
Управление несоответствующей продукцией Управление продукцией, представляющей экологическую опасность (химические вещества, жидкие и твердые отходы и др.)
Корректирующие и предупреждающие действия Корректирующие и превентивные действия по устранению или уменьшению вредных воздействий на окружающую среду
Управление регистрацией данных о качестве Идентификация, обслуживание и размещение (хранение) протоколов (записей) о деятельности по охране окружающей среды
Внутренние проверки качества Аудит системы менеджмента качества
Подготовка персонала Обучение и повышение квалификации персонала, деятельность которого связана с возможным воздействием на окружающую среду

Таблица 2.5. Взаимосвязь ГОСТ Р ИСО 9001 и ГОСТ Р ИСО 14001 (продолжение)

Ответственность руководства
  • Разработка политики в области качества
  • Создание и утверждение структуры организации работ
  • Определение ответственности должностных лиц и их полномочий
  • Предоставление средств и ресурсов, определение и назначение необходимого персонала
  • Назначение от дирекции лица, ответственного за всю работу по качеству
  • Оценка системы качества со стороны руководства
  • Разработка экологической политики
  • Установление целей и задач предприятия в области охраны окружающей среды
  • Установление ответственности и полномочий в менеджменте качества ОС
  • Обеспечение ресурсами
  • Анализ менеджмента ОС со стороны руководства
Система качества
  • Для обеспечения качества д. б. создана система и документация:
    • применяемые методы должны быть письменно зафиксированы и должны поддерживаться в современном состоянии, т. е. актуализироваться
    • установленные требования должны быть подробно описаны в методологических инструкциях по вопросам обеспечения качества; рабочих инструкциях; инструкциях по испытаниям
  • Обеспечение эффективного применения документированных процедур и инструкций
  • Документирование процедур менеджмента качества ОС
  • Планирование работ по реализации экологической политики
Анализ контракта Разработка и поддержание в рабочем состоянии процедур, необходимых для проведения периодического контроля и анализа контрактов, а также для координации этой работы как внутри предприятия - поставщика, так и с заказчиком. Анализ контракта с позиции ООС
Управление документами и данными Действующая документация должна быть вовремя предоставлена, рассмотрена и принята полномочным персоналом, а также имелась в распоряжении персонала на рабочих местах, изымалась, если она устарела или потеряла силу. Управление всеми документами и данными предприятия
Идентификация продукции и прослеживаемость Обозначение изделия и возможность определения его пути во время производственного процесса и/или оказания услуг Идентификация и прослеживаемость деятельности, оказывающей отрицательное воздействие на ОС
Управление процессами Процессы работы и предоставления услуг должны управляться, контролироваться и документироваться в соответствии с действующими методиками Управление процессами, непосредственно влияющими на ОС
Контроль и испытания
  • Подтверждение выполнения заданных требований к продукции
  • Необходимые виды контроля, испытаний и регистрации должны быть подробно изложены в документированных процедурах или рабочих инструкциях
  • Контроль операций и деятельности, которые связаны с экологическими аспектами и согласуются с целями и задачами экологич. политики.
  • Организация должна устанавливать и поддерживать в рабочем состоянии документированную процедуру периодического оценивания соответствия действующим природоохранному законодательству и регламентам
Управление контрольным измерительным и испытательным оборудованием Организация должна обеспечить, чтобы все средства измерений и оборудование, применяемые при проведении испытаний, калибровки и т. д. были обозначены, аттестованы (поверены) и замаркированы в установленном порядке. Калибровка оборудования и мониторинга и регулярного измерения параметров операций, которые связаны с экологическими аспектами и согласуются с целями и задачами экологич. политики
Управление несоответствующей продукцией Любые продукция, работы или услуги, оказываемые клиентам с нарушением установленного порядка и несоответствующие требованиям нормативов, должны быть выявлены. При необходимости отделены от соответствующих нарушений и проанализированы таким образом, чтобы можно было определить целесообразные средства исправления или изъятия. Управление продукцией, представляющей экологическую опасность (химические вещества, жидкие и твердые отходы и т. д.).
Корректирующие и предупреждающие действия Система качества должна содержать методики направленные на прогрессивное улучшение качества продукции, работ и услуг посредством сбора информации о нарушениях и их анализа Корректирующие и превентивные действия по устранению или уменьшению вредных воздействий на ОС.
Управление регистрацией данных о качестве Должна создаваться система учета и хранения зарегистрированных данных о качестве. Идентификация, обслуживание и размещение (хранение) протоколов (записей) о деятельности по охране ОС.
Внутренние проверки качества Аудит качества включает проверку всех элементов качества и их оценки с учетом состояния и важности проверяемой деятельности. Аудит системы менеджмента качества.
Подготовка персонала Подготовка и переподготовка всего персонала, влияющего на качество. Обучение и повышение квалификации персонал, деятельность которого связана с возможным воздействием на ОС.

Значительное сходство систем экологического управления и систем качества свидетельствует о возможности распространения накопленного опыта и инструментария в области управления систем качества продукции на сравнительно новую предметную область - экологическое управление.