БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Содержание
Классификация депозитов
Вклад (депозит) – это денежные средства (в наличной или безналичной форме, в национальной или иностранной валюте), переданные в банк их собственником для хранения на определенных условиях. Операции, связанные с привлечением денежных средств во вклады, называются депозитами. Для банков вклады – это главный вид их пассивных операций и, следовательно, основной ресурс для проведения активных кредитных операций.
Существуют различные признаки классификации вкладов (депозитов). В зависимости от вкладчика депозиты принято разделять на депозиты физических и депозиты юридических лиц. В зависимости от срока и порядка изъятия вклады подразделяются на срочные депозиты и депозиты до востребования.
Депозиты до востребования размещаются в банках на различных счетах, открываемых клиентам. Они предназначены для осуществления текущих расчетов и в любой момент могут быть полностью или частично востребованы. Изъятие вкладов возможно как наличными деньгами, так и в форме безналичных расчетов.
При регулярном использовании хранящихся средств на текущих счетах у клиентов все равно остаются определенные неиспользованные остатки средств. Наличие остатков на счетах клиентов связано с оседанием средств на пассивных счетах в коммерческих банках в течение отрезка времени, установить который в момент их поступления на счет практически невозможно. Такими являются расчетные текущие и бюджетные счета юридических и физических лиц, специальные счета, на которых хранятся целевые средства, корреспондентские счета по расчетам с другими банками, а также средства в расчетах.
Банк, открывая счета клиентам, использует кредитовые остатки по счетам для проведения активных кредитных операций.
Вклады до востребования в своей основе нестабильны, что ограничивает сферу их использования коммерческими банками. По этой причине владельцам счетов выплачивается низкий процент или вообще не выплачивается. В условиях возросшей конкуренции коммерческие банки стремятся привлечь клиентов и стимулировать прирост вкладов до востребования путем предоставления дополнительных услуг владельцам счетов и повышением качества их обслуживания.
По депозитам до востребования банки обязаны хранить минимальный резерв в Банке России.
Срочные депозиты – это денежные средства, зачисляемые на депозитные счета на строго оговоренный срок с выплатой процента. Ставка по ним зависит от размера и срока вклада. То обстоятельство, что по истечение оговоренного срока, не исключает возможности досрочного получения им в банке своих денежных средств. Однако в этом случае у клиента понижается размер процента по вкладу. Банк заинтересован в привлечении срочных вкладов, так как они стабильны и позволяют банку располагать средствами вкладчиков в течение длительного времени.
Разновидностью срочного вклада является депозитный сертификат.
Депозитный сертификат – это письменное свидетельство банка о внесении денежных средств, которое дает право вкладчику на получение по окончании установленного срока суммы вклада и процентов по нему.
Депозитный сертификат выдается только юридическим лицам. Он может быть именным и на предъявителя. Право на получение вклада по депозитному сертификату может быть передано другому лицу. Депозитный сертификат выпускается банком под определенный в договоре процент на конкретный срок или до востребования. Для физических лиц используются сберегательные сертификаты, выдаваемые банком как на фиксированный срок, так и до востребования.
Депозиты являются важным источником ресурсов коммерческих банков. Структура их в банке подвижна и зависит от коньюнктуры денежного рынка. Этому источнику формирования банковских ресурсов присущи некоторые недостатки. Речь идет о значительных материальных и денежных затратах банка при привлечении средств во вклады, ограниченности свободных денежных средств в рамках отдельного региона. Кроме того, мобилизация средств во вклады (депозиты) зависит в значительной мере от клиентов (вкладчиков), а не от самого банка. И тем не менее, конкурентная борьба между банками на рынке кредитных ресурсов заставляет их принимать меры по развитию услуг, способствующих привлечению депозитов.
Тема 1. Понятие активов и пассивов | |
1.1. Структура активов | |
1.2. Работающие активы. Активы, не приносящие доход | |
1.3. Понятие ликвидности | |
1.4. Модели анализа структуры баланса | |
Тема 2. Расчетно-кассовые операции | |
2.1. Налично-денежное обращение | |
2.2. Денежно-кредитная политика Банка России | |
2.3. Кассовые операции, кассовая наличность | |
2.4. Прогноз кассовых оборотов | |
2.5. Безналичное обращение денег: понятие, группы, принципы организации безналичного обращения | |
2.6. Формы расчетов: платежное поручение, требование-поручение, аккредитив, инкассо, вексель, чеки | |
Тема 3. Корреспондентские отношения между банками. Работа РКЦ. Безопасность расчетов | |
3.1. Понятие корреспондентских отношений, типы корсчетов | |
3.2. Система расчетно-кассовых центров Банка России | |
3.3. Клиринговые расчеты | |
3.4. Межбанковский клиринг: виды, способы | |
3.5. Принципы обеспечения безопасности расчетов | |
Тема 4. Кредитные операции | |
4.1. Классификация ссуд | |
4.2. Управление кредитным портфелем | |
4.3. Этапы кредитного процесса | |
4.4. Кредитный риск | |
4.5. Анализ кредитоспособности заемщика | |
Тема 5. Потребительские кредиты | |
5.1. Основные формы потребительского кредита | |
5.2. Условия и порядок предоставления потребительского кредита | |
Тема 6. Методы оценки доходности финансовых активов | |
6.1. Понятие текущей (приведенной) стоимости активов | |
6.2. Понятие доходности финансового актива | |
6.3. Модель оценки доходности финансовых активов | |
Тема 7. Оценка кредитоспособности на основе анализа денежных потоков | |
7.1. Анализ денежных потоков (приток и отток денежных средств) | |
7.2. Анализ делового риска | |
Тема 8. Факторы, влияющие на определение суммы потребительского кредита при кредитовании населения | |
8.1. Расчет платежеспособности и максимального размера предоставляемого кредита | |
8.2. Понятие кредитной линии | |
8.3. Банковский ссудный процент | |
8.4. Службы, участвующие в процессе кредитования | |
Тема 9. Способы обеспечения исполнения обязательств | |
9.1. Неустойка | |
9.2. Поручительство | |
9.3. Залог и ипотека | |
9.4. Банковская гарантия | |
9.5. Удержания | |
Тема 10. Операции с пенными бумагами | |
10.1. Признаки ценных бумаг | |
10.2. Эмиссия ценных бумаг | |
10.3. Операции с ценными бумагами | |
10.4. Котировка ценных бумаг. Биржевой и внебиржевой рынки | |
Тема 11. Государственные и корпоративные ценные бумаги | |
11.1. Виды государственных и корпоративных ценных бумаг | |
11.2. Риски и надежность ценных бумаг | |
11.3. Доходность вложений в ценные бумаги | |
11.4. Понятие ликвидности ценных бумаг | |
11.5. Операция РЕПО | |
11.6. Депозитарный учет ценных бумаг | |
Тема 12.Особенности операций с акциями и векселями | |
12.1. График движения цены | |
12.2. Ценовой тренд | |
Тема 13. Лизинг и факторинг | |
13.1. Понятие лизинга | |
13.2. Особенности лизинговых операций | |
13.3. Понятие факторинга | |
Тема 14. Прочие операции коммерческих банков | |
14.1. Классификация прочих операций | |
14.2. Трастовые операции | |
14.3. Операции с драгоценными металлами | |
Тема 15. Банковские риски | |
15.1. Управление финансовым состоянием банка | |
15.2. Банковские риски и их разновидности | |
15.3. Способы оценки рисков, методы снижения степени риска | |
Тема16. Пассивные операции банка | |
16.1. Виды пассивных операций | |
16.2. Собственный капитал банка | |
16.3. Классификация депозитов |
Основной список:
1. ГОСТ 2.105-95. Общие требования к текстовым документам.
2. ГОСТ 19.701-90. Схемы алгоритмов, программ, данных и систем.
3. Положение Банка России «О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории РФ» от 05.12.2002 г. № 205-П.
4. Положение ЦБ РФ «Об обязательных резервах кредитных организаций» от 29.03.2004 г. № 255-П.
5. Арефьева Е.А. Математическое моделирование в прогнозировании социально-экономических явлений. Учеб. пособие. – Тула: Тул. гос. ун-т, 2002. – 264 с.
6. Банковское дело. Учебник под ред. Г.Н.Белоглазовой, Л.П.Кроливецкой. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 256 с.
7. Банковское дело. Учебник под ред. О.И.Лаврушина. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 388 с.
8. Масленченков Ю.С. Технология и организация работы банка: теория и практика. – М.: Экономистъ, 2004. – 356 с.
9. Управление деятельностью коммерческого банка (банковский менеджмент) / Под ред. О.И. Лаврушина. – М.: Юристъ, 2002. – 420с.
10. Фаронов В.В. Delphi. Программирование на языке высокого уровня: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2004. – 640 с.
11. Баторова А. Анализ клиентской ресурсной базы: метод измерения вариации признака // Банковские технологии. – 2006. – №5. – С.28-31.
12. Букин М. Работа с клиентами в банке // Банковские технологии. – 2003. – №7-8 (92) – С.87-88.
13. Вишняков И.В. Стохастическая модель динамики объемов банковских депозитов «до востребования» // Экономика и математические методы. – 2002. – том 38, №1. – С.94-104.
14. Гайдунько Д. Клиентская база банка и информационное неравенство // Маркетинг. – 2002. – №1 (62). – С.43-45.
15. Гузов К.О. Актуальные вопросы формирования депозитной базы коммерческого банка // Банковские технологии. – 2006. – №7. – С.16-26.
16. Гузов К.О. Депозитный портфель банка: совершенствование методов и инструментов формирования // Банковское дело. – 2006. – №2. – С.62-67.
17. Карпов С. Персонализация обслуживания клиентов // Банковские технологии. – 2004. – №2. – С.18-21.
18. Рыкова И.Н., Фисенко Н.В. Кредитный потенциал коммерческого банка, его роль в деятельности банка и методология оценки // Финансы и кредит. – 2005. – №25 (193). – С.10-20.
19. Сбербанк России. Годовой отчет за 2006 год.
20. Фомичев М. Анализ клиентской базы коммерческого банка в системе «Клиентская справка» // Банковские технологии. – 2005. – №10. – С.46-48.
21. Хашиева Л.Х-М. Методы управления привлеченными ресурсами коммерческого банка: классификация, характеристика и основные тенденции развития // Финансы и кредит. – 2005. – №28 (196). – С.28-37.
22. Хашиева Л.Х-М. Основы построения методики анализа привлеченных ресурсов банка // Финансы и кредит. – 2005. – №12 (180). – С.48-51.
23. Хашиева Л.Х-М. Роль привлеченных ресурсов в обеспечении ликвидности банка // Финансы и кредит. – 2005. – №9 (177). – С.80-83.
24. Тронин С.В., Трошин Д.С. Информационная система управления персоналом коммерческого банка, Тула, «Гриф и К», 2006. – 135с.
25. Трошин С.В., Трошин Д.С., Хивренко А.С. Информационная система поддержки принятия решений при формировании портфеля привлеченных ресурсов коммерческого банка, Тула, «Гриф и К», 2008. – 139с.
26. Трошин С.В., Хивренко С.С. Что нужно знать деловому человеку, Тула, «Гриф и К», 2008. – 133с.
Дополнительный список:
27. Авраменко С. Раннее предупреждение и стресс-тестирование риска потери ликвидности // Беларусский вестник. – 2006. - № 3. – с. 25-32.
28. Афанасьева Л.П., Богатырев В.И. Основы банковской деятельности. – М.: ИНФРА-М: Весь мир, 2001. – 720 с.
29. Батракова Л.Г. Экономический анализ деятельности коммерческого банка: Учебник для вузов. – М.: Логос, 2001. – 344 с.
30. Беляков А.В. Банковские риски: проблемы учета, управления и регулирования. – М.: БДЦ-пресс, 2004. – 255 с.
31. Бобровский С.И. Delphi 7. Учебный курс. – СПб.: Питер, 2004. – 736 с.
32. Волошин И.В. Оценка банковских рисков: новые подходы. – Киев: Эльга: Ника-Центр, 2004. – 216 с.
33. Евсюков В.В., Кочетыгов А.А. Комплексный подход к формированию кредитного портфеля банка // Банковское дело. – 2005. - № 7. – с. 62-65.
34. Елисеева И.И., Юзбашев М.М. Общая теория статистики: Учебник / Под ред. чл.-корр. РАН И.И. Елисеевой. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 480 с.
35. Жарковская Е.П. Банковское дело: Учебник. – М.: Омега-Л, 2005. – 452 с.
36. Клементьев А. Управление ликвидностью: когда не знаем с несомненностью, но знаем с достоверностью // Оперативное управление и стратегический менеджмент в коммерческом банке. – 2002. - № 1. – с. 93-98.
37. Козырь Ю.В. Оценка стоимости ликвидности // Финансы т кредит. – 2004. - № 19 (157). – с. 37-44.
38. Коробова Г.Г. Банковское дело: Учебник. – М.: Экономистъ, 2005. – 751 с.
39. Лаврушин О.И. Банковское дело: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2004. – 672 с.
40. Литвин П., Гетц К. Разработка корпоративных приложений в Access 2003. – СПб.: Питер; Киев: BHV, 2003. – 848 с.
41. Наприенко А. Оптимизация доходности и ликвидности коммерческого банка // Банковские технологии. – 2003. - № 7-8. – с. 63-66.
42. Пещанская И.В. Организация деятельности коммерческого банка: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 320 с.
43. Пономарев В. Базы данных в Delphi 7. Самоучитель. – СПб.: Питер, 2003. – 224 с.
44. Строев А. Информационно-аналитические технологии SAS для управления ликвидностью коммерческого банка // Банковские технологии. – 2003. - № 7-8. – с. 60-62.
45. Тавасиев А.М. Банковское дело: Учеб. пособие. – М.: Юнити, 2004. – 527 с.
46. Таль Г.К., Юн Г.Б. Антикризисное управление предприятиями и банками: Учеб.-практ. пособие. – М.: Дело, 2001. – 840 с.
47. Фаронов В.В. Система программирования Delphi. – СПб.: БХВ-Петербург, 2005. – 912 с.
48. Филимонова-Артюнова К.К. Модели управления ликвидностью банка на основе применения математико-статистических методов // Известия вузов. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. Приложение. – 2004. - № 7. – с. 60-73.
49. Хомоненко А.Д. и др. Delphi 7. – СПб.: БХВ-Петербург, 2004. – 1216 с.
50. www.finrisk.ru
51. http://brokermicex.narod.ru
52. www.ФинАнализ.ru
53. http://bankir.ru
54. http://banks4.narod.ru
55. http://inversion.ru/programs/
56. http://pcweek.ru
57. http://portal.softlab.ru/products/
58. http://www.businesspress.ru/newspaper/
59. http://www.diasoft.ru
60. http://www.fors-bs.ru/articles/
61. http://www.interface.ru
62. http://www.optim.su
[1] Термин «короткая» продажа означает продажу ценных бумаг, которыми инвестор не владеет; эта операция делается им в надежде, что цена этих активов в ближайшее время будет падать и можно будет прикупить недостающие бумаги. Подобные операции делаются, как правило, в спекулятивных целях как один из способов игры на рынке.
[2] Известный специалист в области бухгалтерского учета и финансового анализа Барух Лев показал, что значение b зависит также и от уровня операционного левериджа, т.е. чем больше доля постоянных расходов в общей их сумме, тем выше b, [Lev, 1974b].