Разграничение предметоведения и полномочий

Принцип федерализма! Важнейший принцип это.

Если бы цент и субъекты не делили бы между собой вопросы и сферы усправления, не делили бы отвественность, не было бы разговора о федерализме. Есть разделение бюджета, но они не являются изолированными, они иногда взаимодействуют.

Но бюджетные распределения строятся на разграничении обязанностей.

Понятие Предметоведение используется в конституции в двух значениях:

1. Предмет ведение = вопросоведение: обозначение вопросов ведения.

2. Предметы ведения + полномочия = компетенция органов власти

Т.е. компетенция это совокупность властных полномочий по определённым предметам ведения.

Полномочие органа власти- юридическое закрепление за ов права и обязанности принятия правовых актов и осуществление властных мер, направленных на решение конкретных задач и функций данного органа.

Можно выделить уровни полномочий. Можно просто информировать, а можно и издавать законы.

1. Получение информации и ее объективизация.

2. Анализ информации.

3. Согласование и внесение предложений.

4. Подготовка решения (Тендер, проект).

5. Принятие решения

6. Исполнение решения

7. Контроль

Разграничение предметов ведения.

Это вопрос об отношениях между федерацией и ее субъектами.

Т.е. кому что полагается, определяется отношениями между федерацией и регионом. Пример: оопт федерального значения.

Регионы субъекты предпочитают иметь оопт в своей собственности, чтобы быстрее отслеживать статус и состояние охраняемого объекта. Например, пожаротушение.

Разграничения компетенций и полномочий касается отношений между отдельными видами федеральный органов власти и органов субъектов федераций.

Пример: мониторинг экокообстановки, природопользование.

Суть предметов ведения производна от функции государства, т.е. от направления его деятельности. Особенность функций в том, что они представляют собой сложившуюся предметную деятельность в той или иной сфере (политика, экономика, право и тп.).

Для того, чтобы эти функции гос-ва были успешно организованы, они распределяются между федеральным уровнем и субъектом.

Оптимальность распределения сферы деятельности РФ и субъектов о предметоведение.

В чем противоречие? В Интересах. Субъекты заинтересованы в сильной федеральной власти, но с другой стороны они не хотят утрачивать своей самостоятельности, и хотят решать широкий круг вопросов самостоятельно.

Заставляет достаточно тщательно подходить к решению таких противоречий. Но мировая практика установила некие правила решения таких проблем.

1. Установление исключительной компетенции фов.

2. Устанавливается совместная компетенция власти федерации и субъектов

3. Устанавливается исключительная компетенция субъектов

Конституция определяет эти разграничения. В поле конституции введены данные понятия. Ст.72 определяет:

В ведении РФ находится: Принятие изменений конституции рф, Федеративное устройство,

Права и свободы человека, внешняя политика, оборона и безопасность, стандарты и эталоны и тп

В совместном ведении: обеспечении в соответствие всех законов, защита человека прав гражданина, общие вопросы воспитания и науки, осуществление что-то там с катастрофами, координация международных и экономических связей.

До принятия федеральных законов отнесенных к совместному ведению, субъекты в праве осуществлять собственное регулирование, но после принятия на федеральном уровне, законы субъекта уже не работают.

Все, что будет непокрыто законами выше, может быть покрыто законами муниципальной власти.

История разграничения.

Осуществлялась путем заключением федеративного договора. Был одним из пунктов презедентской преграммы Ельцина. В 1992 году был подписан первый подобный договор. Председатель верховного совета ХАдзулатов и 86 субъектов из 88. Не подписали представители Татарстана и Чечено-Ингушетии. Чуть позже постановлением съезда депутатов федеративный договор был включен в конституцию, как составная часть. В 1993 году федеративный договор уже не было включен. Но была приписка, что в случае несоответствия федеративного договора полодениям конституции, действуют положения конституции. 1994 году был подписан договор с Татарстаном (отдельно). После этого подписание индивидуальных договоров вошло в моду.

При президенте РФ была создана комиссии (Шахрай) по разграничению. 42 индивидуальных договора было подписано, итого к 1997 году было подписано 46 субъектами.

1998 году руководителя комиссии Шахрая сменил ВВ Путин. И с тех пор больше ни один индивидуальный договор не был подписан.

Поэтому уже в 2001 году, став президентом ВВ Путин ликвидировал комиссию по подготовке договоров. Была создана комиссия по подготовке предложения по разграничению предметов ведения и полномочий. Зам руководителя возглавил ее (Козак). Летом в 2001 году ряд регионов выступил за расторжение прежних договоров. Но в ряде регионов до сегодняшнего дня действуют старые договора (14 регионов).