Металлическая матрица – Ф, Ф-П, П
Графит
-серый (с пластинчатым графитом)
- высокопрочный (с шаровидным графитом)
- ковкий (хлопьевидный графит)
Графит повышает износостойкость и антифрикционные свойства чугуна вследствие собственного смазочного действия и повышения прочности пленки смазочного материала. Чугуны с графитом, как мягкой и хрупкой составляющей, хорошо обрабатываются резанием (с образованием ломкой стружки) и обеспечивают более чистую поверхность, чем стали (кроме автоматных сталей).
В перлитных чугунах высокая износостойкость обеспечивается металлической основой, состоящей из тонкого перлита и равномерно распределенной фосфорной эвтектики при наличии изолированных выделений пластинчатого графита.
У антифрикционного чугуна графит участвует в трении как смазка.
1) перлито-графитовый чугун и
2) феррито-графито-фосфидный чугун.
Чугуны 1-го типа имеют твёрдую перлитную основу; графит является мягкой составляющей, которая улучшает условия смазки.
Чугуны 2-го типа по своей структуре отвечают основным требованиям: они имеют мягкую пластичную основу (феррит), в которую вкраплены твёрдые включения фосфидов.
Маркировка- ГОСТ 1585 распространяется на антифрикционный чугун для отливок, работающих в узлах трения со смазкой, и включает 10 марок. Порядковый номер марки чугунов меняется от 1 до 6и указывает на различный химический состав.
В состав ГОСТа включены три основных типа чугуна:
- серый (с пластинчатым графитом) – 6 марок,
- высокопрочный (с шаровидным графитом) – 2 марки
- ковкий (хлопьевидный графит) – 2 марки.
Чугуны марок АЧС-1 - АЧС-6 - серые с пластинчатым графитом и различной структурой матрицы.
Перлитные чугуны АЧС-1 и АЧС-2
и перлитно-ферритный чугун АЧС-3.
Антифрикционные серые чугуны — перлитные чугуны АЧС-1 и АЧС-2 и перлитно-ферритный чугун АЧС-3. Эти чугуны обладают низким коэффициентом трения, завиящим от соотношения феррита и перлита в основе, а также от количества и формы графита. В перлитных чугунах высокая износостойкость обеспечивается металлической основой, состоящей из тонкого перлита и равномерно распределенной фосфорной эвтектики при наличии изолированных выделений пластинчатого графита.
___________________________________________________________________
Чугуны марок АЧВ-1 и АЧВ-2 - высокопрочные, с шаровидным графитом с перлитной (АЧВ-1) и перлитно-ферритной (АЧВ-2) металлической основой.
АЧВ-1 используется для работы в узлах трения с повышенными окружными скоростями в паре с закаленным или нормализованным валом.
АЧВ-2 применяют для пары с валом в состоянии поставки («сырым»).
_________________________________________________________________-
Чугуны марок АЧК-1 и АЧК-2 - ковкие с компактным графитом:
АЧК-1 легирован медью, перлитный,
АЧК-2 - перлитно-ферритный.
Массовая доля марганца меняется в указанных в марке АЧС-5 пределах в зависимости от толщины стенки.
_____________________________________________________________________
Применение:
заготовки
корпус подшипника
детали, работающие в паре трения
детали для работы в узлах трения с повышенными окружными скоростями
Антифрикционный чугун применяют главным образом для различных деталей типа подшипников, работающих обычно в присутствии смазки, предохраняющей поверхности трения от непосредственного контакта.
Антифрикционные серые чугуны применяют для изготовления подшипников скольжения, втулок и других деталей, работающих при трении о металл, чаще в присутствии смазочного материала. Детали, работающие в паре с закаленными или нормализованными стальными валами, изготавливают из чугунов АЧС-1 и АЧС-2, а для работы в паре с термически необработанными валами применяют чугун АЧС-3.
Сравнение с другими антифрикционными материалами
Главное достоинство антифрикционных чугунов по сравнению с баббитами и антифрикционными бронзами — низкая стоимость.
Основной недостаток —
1.плохая прирабатываемость, это приводит к ограничению допустимых скоростей скольжения, а также и удельных давлений. И требует точного сопряжения трущихся поверхностей.
2. из-за весьма высоких значений твердости и коэффициента трения в паре со сталью они чувствительны к недостаточности смазки и могут применяться только для работы при малых скоростях скольжения.
Вместе с тем выявился также и органический недостаток, присущий чугуну: ухудшенная по сравнению с бронзой прирабатываемость. Эта присущая чугуну всех марок особенность приводит к ограничению допустимых скоростей скольжения, а также и удельных давлений.
Высокопрочные антифрикционные чугуныблизки по свойствам к литой углеродистой стали, но обладают лучшими литейными свойствами, хорошо обрабатываются резаньем, сохраняют высокую износостойкость.
Рис. Схемы микроструктур чугуна в зависимости от
металлической основы и формы графитовых включений