Порядок морфемного разбора

Морфемный анализ

Выполнение развернутого морфемного анализа на экзамене не требуется, однако содержание отдельных заданий предполагает, что учащиеся должны уметь установить состав слова.

1. Определите часть речи.

2. У изменяемого слова найдите окончание, формообразующий суффикс (если они есть) и определите их значение.

3. Укажите основу слова – часть слова без окончания и формообразующих суффиксов.

4. Выделите приставки (если они есть), подберите слова с другим корнем, но с этими же приставками.

5. Выделите словообразовательные суффиксы (если они есть), подберите другие слова с теми же суффиксами.

6. Выделите корень.

7. Запишите графическую схему слова.

Особое внимание следует обратить на звук -j-, который может быть скрыт в орфографической записи. Например, в слове вязание выделяется суффикс -ниj-, а в слове братья – словоизменительный суффикс -j-, образующий форму множественного числа3.

Приведем пример рассуждения в процессе морфемного анализа. Слово освобождение образовано от глагола освободить, что позволяет выделить суффикс отглагольного существительного -ениj- (отмечаем также историческое чередование в корне д – жд). Правильность выделения суффикса можно подтвердить аналогичными словообразовательными парами (судить – суждение, терпеть – терпение и т.п.).Глагол освободить «сделать свободным» образован от существительного свобода – следовательно, в нем выделяются приставка о- и суффикс и- (долг – о-долж-и-ть, звук –о-звуч-и-ть). Слово свобода непроизводное, в нем выделяется корень свобод- и окончание -а. Итак, словообразовательная цепочка освобожд[-ениj] о-свобод-и-ть свобода позволяет выделить в составе основы приставку, корень и суффикс: о-свобожд-ениj-е.

Типичные трудности морфемного анализа
(комментарий для учителя)

Различение нулевого окончания и отсутствия окончания.Для наглядности можно указать группы неизменяемых слов (т.е. таких, у которых нет окончания): несклоняемые имена существительные: метро, шимпанзе, салями; простая сравнительная степень имен прилагательных: светлее, сильнее и т.д., междометия: ого, ах.

Разграничение омонимичных морфем. Причиной ошибки при выделении флексии может стать омонимия морфем: по нов-ому мосту (окончание прилагательного) – сделать по-нов-ому (суффикс наречия); Небо светл-о и прекрасно (окончание краткого прилагательного) – Здесь светл-о(суффикс слова состояния); заниматься бе'г-ом (окончание существительного) – мчаться бег-о'м (суффикс наречия). Разграничение морфем опирается на различение слов различных частей речи.

Словоформы, оканчивающиеся на -ей, -ий.Может вызывать затруднение выделение основы слов, оканчивающихся на -ей, -ий (друзей, волчий, прохожий). Следует просклонять анализируемое слово и определить, сохраняется ли звук [j] в других словоформах. Если [j] не сохраняется, он входит в окончание: прохожий – прохож-его – прохож-ему (основа прохож-ий). Если [j] сохраняется, он входит в основу: друзей – друзьjя – друзьjям (основа друзей); волчий – волчьjего – волчьjему (основа волчий).

Связанные корни. Некоторые корни не употребляются без словообразовательных аффиксов. Так, сопоставление слов ул-иц-а, про-ул-ок, ул-очк-а позволяет выделить корень -ул-. В словах на-де-ть, на-де-ва-ть, раз-де-ть выделяется корень -де-.

Близкородственные слова – это слова семантически близкие, поэтому отсутствие смысловой близости не позволяет признать однокоренными слова питать и воспитание, похищать и восхищение, торговать и восторг, победить и беда, хотя этимологический анализ показывает их историческое родство.

Исторические чередования.Выделение корня могут затруднять исторические чередования, важнейшие из которых должны быть известны учащимся (например: друг, дружить, друзья; уберу, убирать, уборка).

Определение семантики приставок и суффиксов. Значение словообразовательных аффиксов выявляется при сопоставлении ряда слов, образующих определенную словообразовательную модель. Так, сравнение словообразовательных пар виновник – виновн-иц-а, мастер – мастер-иц-а, царь – цар-ицпозволяет выделить суффикс -иц- со значением лица женского пола, а в парах лужа – луж-иц-а, книга – книж-иц-а выделяется суффикс -иц- с уменьшитель но-ласкательным значением.

Суффикс -ий- (-j-).Особое внимание следует обратить на суффикс притяжательных прилагательных -ий- (-j-): лисий, волчий, заячий,помещичий, казачий, которыйчасто путают с омонимичными окончаниями: синий, сельский.В формах мужского рода выделяются суффикс -ий- и нулевое окончание, а в формах женского, среднего рода и множественного числа – суффикс -j- и окончание: заяч-ий, заяч-j-я, заяч-j-е, заяч-j-и.

Суффикс -j- сложно увидеть уже потому, что выделяется он только с учетом фонетического состава слова. Эта морфема практически не знакома школьникам, поэтому целесообразно включить соответствующие примеры в материал для повторения:

1) ворон – вороньё [-j-о] – суффикс со значением собирательности;

2) плясун – плясунья [-j-а] – суффикс со значением лица женского пола;

3) зимовать – зимовье [-j-э] – суффикс со значением места действия;

4) стул – стулья [-j-а] – формообразующий суффикс со значением множественного числа.

Чередование к // оч – одно из самых частотных в русском языке – наблюдается не только в корне, но и в суффиксе. Показать различие в морфемном строении слов, включающих элемент очк или очн, можно с помощью словообразовательных цепочек, например:

кочк(а) – нечленимая основа;

кадк(а) кадоч-к(а);

кость( ) кост-очк(а);

тетрадь( ) тетрад-к(а) тетрад-оч-к(а);

желудок желудоч-н(ый);

карт(а) карт-очн(ый);

ель ел-к(а) ел-оч-н(ый).

ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ МАТЕРИАЛА

1. Объясните: почему морфемный анализ начинается с определения части речи слова?

2. Приведите примеры слов с прерывистыми основами.

3. В чем особенность выделения основы в словах, оканчивающихся на -ей, -ий?

4. Почему при выделении корня и суффиксов следует учитывать исторические чередования?

5. Приведите примеры слов с нулевыми формообразующими и словообразовательными суффиксами.

6. Почему в некоторых случаях при морфемном разборе приходится использовать элементы фонетической транскрипции? Какую морфему (морфемы) невозможно выделить в орфографической записи слова? Приведите примеры слов с суффиксом -j-.

УПРАЖНЕНИЯ

1. С помощью словообразовательных цепочек покажите различия в морфемном составе слов:

1) законность, готовность;

2) центральный, вязальный;

3) столярничать, сотрудничать.

Ответ:

1) закон закон-н-ый закон-н-ость; готов-ый готов-ность;

2) центр центр-альн-ый; вяз-а-ть (ср. вяж-у) вяз-а-льн-ый;

3) столяр столяр-нича-ть; труд со-труд-ник со-труд-нич-а-ть.