Вопрос 3. Устав организации

Вопрос 2. Учредительный договор

Оформление организационно-правовых документов

Учредительные документы – это обязательные, установленные законом документы, необходимые при создании (учреждении) и в период функционирования юридического лица.

В законодательных актов, регулирующих деятельность коммерческих организаций (предприятий), установлены два основных учредительных документа, которые необходимо иметь в зависимости от организационно-правовой формы собственности: устав и учредительный договор.

Учредительный договор – это документ, правовой акт, свидетельствующий о волеизъявлении физических или юридических лиц по образованию организационно-правовой структуры с целью реализации той или иной предпринимательской идеи.

Учредительный договор юридического лица заключается его учредителями (участниками). Порядок заключения, составления и оформления, вступления в силу, прекращения действия и другие юридические акты учредительного договора регламентируются законодательством Российской Федерации.

Учредительный договор может включать следующие разделы:

1. Вводная часть.

2. Цель заключения договора.

3. Наименование и правовая форма организации.

4. Предмет деятельности.

5. Местонахождение организации.

6. Обязанности участников (учредителей) по созданию юридического лица.

7. Порядок образования имущества.

8. Условия об ответственности конкретных участников (учредителей) по обязательствам созданного юридического лица.

9. Порядок распределения прибыли и погашения убытков.

10. Порядок управления делами юридического лица.

11. Права и обязанности участников (учредителей).

12. Ответственность за нарушение договора.

13. Условия и порядок выхода участников (учредителей) из состава организации и принятия новых членов.

14. Порядок рассмотрения споров.

15. Порядок изменения и расторжения договора, реорганизация и ликвидация юридического лица.

Учредительный договор оформляется на листах формата А4.

Устав – правовой акт, являющий одним из учредительных документов, определяющих правовой статус организации, необходимых для ее государственной регистрации.

Общие положения об уставе содержаться в части первой Гражданского кодекса РФ.

Устав организации утверждается его участниками (учредителями).

Устав – сложный и объемный документ. В соответствии с уставом организации разрабатывается ее структура, определяется штатная численность, устанавливаются основные правила, регулирующие деятельность организации.

Устав оформляется на общем бланке организации. Структура текста и его содержание определяются разработчиками устава. В число его обязательных разделов включаются:

1. Общие положения (определяются цели и задачи организации).

2. Организационная структура (состав структурных подразделений, их функции и взаимосвязи).

3. Регламент организации (формы и методы управления, права и обязанности должностных лиц).

4. Финансово – материальная база (определение размеров основных и оборотных средств, источники, порядок распоряжения средствами и ценностями).

5. Отчетная и ревизионная деятельность.

6. Порядок ликвидации организации.

Положение об организации – правовой акт, определяющий статус организации, ее задачи и функции, права, ответственность, порядок деятельности.

На основании положения действуют государственные и муниципальные некоммерческие организации, выполняющие свои функции за счет средств бюджета, в том числе органы власти и управления.

На основании положения действуют также филиалы коммерческих и некоммерческих организаций, их отделения, представительства.

Для подготовки индивидуального положения о конкретной организации разработаны типовые и примерные положения.

Обязательными реквизитами положения об организации являются: гриф утверждения вышестоящего органа или его непосредственного руководителя, документа. Гриф утверждения заверяется печатью вышестоящей организации.

Структура текста положения об организации может включать следующие разделы:

1. Общие положения.

2. Цели и задачи организации.

3. Функции организации, ее структура (состав подразделений, их взаимосвязи).

4. Руководство. Ответственность.

5. Правила и обязанности.

6. Контроль, проверка, ревизия деятельности.

7. Порядок реорганизации и ликвидации организации.

Штатное расписание– правовой акт, устанавливающий штатный состав и штатную численность организации в соответствии с ее Уставом (Положением).

Штатное расписание содержит перечень структурных подразделений, должностей, сведение о количестве штатных единиц, должностных окладов, надбавках и месячном фонде заработной платы.

Утверждается приказом (распоряжением) руководителя организации или уполномоченным им лицом.

Штатное расписание подготавливается по унифицированной форме №Т-3.

Изменение в штатное расписание вносится в соответствии с приказом (распоряжением) руководителя организации или уполномоченным на то лицом.

Правила внутреннего трудового распорядка являются локальным правовым актом – документом, детально регламентирующим вопросы повседневной деятельности организации.

Содержание документа должно полностью отвечать нормам и требованиям Трудового кодекса Российской Федерации.

Правила внутреннего трудового распорядка четко структурированы и содержат следующие разделы:

1. Общие положения.

2. Порядок найма и высвобождения персонала.

3. Основные обязанности персонала.

4. Основные обязанности администрации.

5. Рабочее время и его использование.

6. Поощрение за успешные результаты работы.

7. Ответственность за нарушение трудовой дисциплины и некоторые другие.

Титульный лист Правил оформляются на общем бланке организации.

Особое внимание в Правилах уделяется разделу, оговаривающему порядок найма, перевода и увольнения работника. В разделе рассматривается процедура приема работника, список необходимых документов для поступления на работу, оформления приказа, проведения инструктажа по технике безопасности, регламентируются вопросы перевода работника, указывается порядок расторжения трудового договора.

Положение о структурном подразделении организации – локальный организационно-правовой акт, определяющий порядок формирования, задачи, обязанности, права, ответственность и организацию работы структурного подразделения и иного органа (совета, комиссии и т.п.) предприятия, фирмы, учреждения.

Положение о подразделениях оформляется на бланке организации, утверждается руководителям организации и согласовывается с юридическим отделом. Положения могут утверждаться распорядительным документом (приказом, постановлением, распоряжением).

Должностная инструкция - локальный организационно правовой документ, устанавливающий для работника организации (подразделения) конкретные трудовые (должностные) обязанности в соответствии с занимающей должностью.

Должностная инструкция – эффективное средство управления персоналом. Она выполняет организационную, регламентирующую и регулирующую роль.

На основании должностной инструкции составляется трудовой договор с работником.

Должностная инструкция и трудовой договор используются при разрешении конфликтных ситуаций (споров) между руководителем организации и сотрудником (работником).

Должностные инструкции разрабатываются на все должности, которые предусмотрены штатным расписанием. Как правило, должностные инструкции для руководителей подразделений не разрабатываются – их деятельность регламентируют положения о соответствующим структурном подразделении.

Должностная инструкция оформляется на общем бланке организации.