Доходы и расходы региональных бюджетов

Доходы и расходы федерального бюджета

Основные функции управления государством возложены на центральные органы власти. Для выполнения ими их обязанностей и финансового обеспечения общегосударственных мероприятий формируется централизованный финансовый фонд - федеральный бюджет. В ст. 71 Конституции РФ зафиксировано, что в ведении Российской Федерации находятся федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы, федеральные фонды регионального развития.

Через федеральный бюджет осуществляется процесс распределения и перераспределения ВВП и созданного национального дохода страны между отраслями народного хозяйства, регионами и социальными слоями населения. На федеральный бюджет возложено финансирование общегосударственных органов власти и управления, мероприятий, связанных с обеспечением обороноспособности государства, развитием науки, подготовки высококвалифицированных специалистов.

Средства федерального бюджета - главный источник финансирования структурной перестройки экономики, конверсии предприятий военно-промышленного комплекса, развития перспективных направлений в сфере производства, пионерного освоения новых территориально-производственных комплексов.

Большую роль играет федеральный бюджет в поддержании и развитии искусства, культуры, средств массовой информации.

Для решения всех этих задач федеральный бюджет в соответствии с Бюджетным кодексом РФ и Налоговым кодексом РФ наделен федеральными налогами и неналоговыми доходами.

Основные налоговые доходы федерального бюджета:

налог на прибыль организаций по ставке, установленной для зачисления указанного налога в федеральный бюджет, — по нормативу 100%;

налог на добавленную стоимость — по нормативу 100%;

акцизы на спирт этиловый из пищевого сырья — по нормативу 50%;

акцизы на спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением пищевого, — по нормативу 100%;

акцизы на спиртосодержащую продукцию – по нормативу 50%;

акцизы на табачную продукцию — по нормативу 100%;

акцизы на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и карбюраторных (инжекторных) двигателей — по нормативу 40%;

акцизы на автомобили легковые и мотоциклы — по нормативу 100%;

акцизы по подакцизным товарам и продукции, ввозимым на территорию РФ, — по нормативу 100%;

налог на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (газ горючий природный) — по нормативу 100%;

налог на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного) — по нормативу 95%;

налог на добычу полезных ископаемых (за исключением полезных ископаемых в виде углеводородного сырья и общераспространенных полезных ископаемых) - по нормативу 40%;

сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов (исключая внутренние водные объекты) — по нормативу 70%;

сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов (по внутренним водным объектам) - по нормативу 100%;

водный налог — по нормативу 100%;

единый социальный налог по ставке, установленной Налоговым кодексом РФ в части, зачисляемой в федеральный бюджет, — по нормативу 100%.

Основные неналоговые доходы федерального бюджета:

доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности, доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти РФ, — после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах, в полном объеме;

часть прибыли, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей унитарных предприятий, созданных РФ, — в размерах, устанавливаемых Правительством Российской Федерации;

сборы за выдачу лицензий на осуществление видов деятельности, связанных с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (за исключением сборов за выдачу лицензий, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты);

таможенные пошлины и таможенные сборы — по нормативу 100%;

платежи за пользование лесным фондом в части минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню, — по нормативу 100%;

плата за пользование водными объектами - по нормативу 100%;

плата за негативное воздействие на окружающую среду — по нормативу 20%. В доходы федерального бюджета поступают:

прибыль Банка России, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, — по нормативам, установленным федеральными законами;

доходы от внешнеэкономической деятельности.

Доходы федеральных целевых бюджетных фондов обособленно учитываются в доходах федерального бюджета по ставкам, установленным налоговым законодательством Российской Федерации, и распределяются между федеральными целевыми бюджетными фондами и территориальными целевыми бюджетными фондами по нормативам, определенным федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

Расходы федерального бюджета. В соответствии с действующим в РФ законодательством исключительно из федерального бюджета финансируются следующие виды расходов:

обеспечение деятельности Президента Российской Федерации, Федерального Собрания Российской Федерации, Счетной палаты Российской Федерации, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов;

функционирование федеральной судебной системы;

осуществление международной деятельности в общефедеральных интересах;

национальная оборона и обеспечение безопасности государства;

фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;

государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта;

государственная поддержка атомной энергетики;

ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба;

исследование и использование космического пространства;

содержание учреждений, находящихся в федеральной собственности или в ведении органов государственной власти РФ;

формирование федеральной собственности;

обслуживание и погашение государственного долга РФ;

компенсация государственным внебюджетным фондам расходов на выплату государственных пенсий и пособий, других социальных выплат, подлежащих финансированию в соответствии с законодательством РФ за счет средств федерального бюджета;

пополнение государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, государственного материального резерва;

проведение выборов и референдумов Российской Федерации;

федеральная инвестиционная программа;

обеспечение реализации решений федеральных органов государственной власти, приведших к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов бюджетов других уровней;

обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;

финансовая поддержка субъектов Федерации;

официальный статистический учет и др.

Кроме того, средства федерального бюджета используются для финансирования мероприятий регионального и местного значения, включаемых в целевые региональные и местные программы. По согласованию с региональными и местными органами власти совместно за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Федерации и средств местных бюджетов финансируются следующие виды расходов:

государственная поддержка отраслей промышленности, строительства и строительной индустрии, сельского хозяйства, автомобильного и речного транспорта, связи и дорожного хозяйства, метрополитенов;

обеспечение правоохранительной деятельности;

обеспечение противопожарной безопасности;

научно-исследовательские, опытно-конструкторские и проектно-изыскательские работы, обеспечивающие научно-технический прогресс;

обеспечение социальной защиты населения;

обеспечение охраны окружающей природной среды, охраны и воспроизводства природных ресурсов, обеспечение гидрометеорологической деятельности;

обеспечение предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий межрегионального масштаба;

развитие рыночной инфраструктуры;

обеспечение развития федеративных и национальных отношений;

обеспечение деятельности избирательных комиссий субъектов Федерации в соответствии с законодательством РФ;

обеспечение деятельности средств массовой информации;

финансовая помощь другим бюджетам;

прочие расходы, находящиеся в совместном ведении Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований.

 

Центральное звено территориальных бюджетов - региональные бюджеты, предназначенные для финансового обеспечения задач, возложенных на государственные органы управления субъекта Федерации. В современных условиях региональные органы власти все в большей степени призваны обеспечить комплексное развитие регионов, пропорциональное развитие производственной и непроизводственной сфер на подведомственных территориях. Значительно возрастает их координационная функция в экономическом и социальном развитии территорий.

Через региональные бюджеты государство активно проводит экономическую политику. На основе предоставления региональным органам власти средств для увеличения их бюджетов осуществляется финансирование промышленности, сельского хозяйства, строительства и содержания дорог, охраны окружающей среды. Круг финансируемых мероприятий расширяется.

С помощью региональных бюджетов государство осуществляет выравнивание уровней экономического и социального развития территорий, которые в результате исторических, географических, военных и других условий отстали в своем экономическом и социальном развитии от других районов страны. Для преодоления такой отсталости разрабатываются региональные программы, финансируемые из региональных бюджетов.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ доходы региональных бюджетов формируются за счет налоговых и неналоговых доходов.

Основные налоговые доходы бюджетов субъектов Федерации:

налога на имущество организаций - по нормативу 100%;

налога на игорный бизнес - по нормативу 100%;

транспортного налога - по нормативу 100%.

В бюджеты субъектов РФ подлежат зачислению налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами:

налога на прибыль организации по ставке, установленной для зачисления указанного налога в бюджеты субъектов Российской Федерации, - по нормативу 100%;

акцизов на спирт этиловый из пищевого сырья - по нормативу 50%;

акцизов на спиртосодержащую продукцию - по нормативу 50%;

акцизов на автомобильный бензин, включая прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и карбюраторных (инжекторных) двигателей - по нормативу 60%;

акцизов на алкогольную продукцию - по нормативу 100%;

акцизов на пиво - по нормативу 100%;

налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного) - по нормативу 5%;

налога на добычу общераспространенных полезных ископаемых - по нормативу 100%;

налога на добычу полезных ископаемых (за исключением полезных ископаемых в виде углеводородного сырья и общераспространенных полезных ископаемых) - по нормативу 60%;

сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов (исключая внутренние водные объекты) - по нормативу 30%;

сбора за пользование объектами животного мира - по нормативу 100%;

государственной пошлины (подлежащей зачислению по месту регистрации, совершения юридически значимых действий или выдачи документов) - по нормативу 100%.

Неналоговые доходы бюджетов субъектов РФ. Эти доходы формируются за счет:

части прибыли унитарных предприятий, созданных субъектами РФ, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей в бюджет, - в размерах, устанавливаемых законами субъектов РФ;

платы за негативное воздействие на окружающую среду - по нормативу 40%;

платежей за пользование лесным фондом в части, превышающей минимальные ставки платы за древесину, отпускаемую на корню, - по нормативу 100%;

сборов за выдачу лицензий на осуществление видов деятельности, связанных с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, выдаваемых органами исполнительной власти субъектов РФ, - по нормативу 100%.

Основные направления использования средств региональных бюджетов:

обеспечение функционирования органов законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов РФ;

обслуживание и погашение государственного долга субъектов РФ;

проведение выборов и референдумов субъектов РФ;

обеспечение реализации региональных целевых программ;

формирование государственной собственности субъектов РФ;

реализация международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ;

содержание и развитие предприятий, учреждений и организаций, находящихся в ведении органов государственной власти субъектов РФ;

обеспечение деятельности средств массовой информации субъектов РФ;

оказание финансовой помощи местным бюджетам;

обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на муниципальный уровень;

компенсация дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти субъектов РФ, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов местных бюджетов.