Рынок как система экономических отношений. Экономические агенты. Модель кругооборота ресурсов, продуктов и доходов

Уравнение Слуцкого и выводы из него

Одним из основных в теории выбора потребителя является уравнение, опубликование Е. Е. Слуцким в 1915 г.

Пусть - решение задачи потребителя, будем считать, что функции дифференцируемы по своим аргументам. Допустим, что цена на -ый товар увеличилась, тогда новая точка спроса при неизменных остальных ценах и доходе изменится (окажется на кривой безразличия, которая расположена ближе к началу координат. чем ), т.е. изменится и полезность, причём . Изменим доход таким образом, чтобы значение максимальной полезности в точке было равным значению максимальной полезности в новой точке , т.е. чтобы эта точка принадлежала той же кривой безразличия, что и : .

 
 

 

 


Уравнение Слуцкого позволяет связать действие эффекта замены и эффекта дохода с результирующим изменением спроса:

(11)

При выводе уравнения Слуцкого получаются следующие соотношения:

1) , т.е. при увеличении цены компенсация дохода имеет положительный характер: , а при уменьшении цен доход также надо уменьшить.

2) , т.е. при повышении цены товара, его потребление уменьшается даже при компенсации дохода.

3) . Это означает, что есть товары ценные в наборе потребителя и малоценные.

4) Если -ый товар – ценный, то , т.е. спрос на ценный товар при повышении цены уменьшается.

Однако есть товар который ведёт себя "неправильно": при повышении цены на него увеличивается и спрос на него:

- это так называемый товар Гиффена.

Если , то –ый товар называется товаром – заменителем - го товара.

5) . Так как и найдется какой-то -ый товар, для которого , т.е. потребление -го товара возрастает при повышении цены на -ый товар.

6) Условие симметричности: .

 

Пример 2.6.Для функции полезности найдите, насколько изменится спрос на первый товар при увеличении цены на второй товар на 1% при компенсации дохода.

Решение: Изменение спроса на один товар при увеличении цены на другой на 1% при компенсации дохода выражает коэффициент эластичности .

Функции спроса (см. пример 2.3, пункт а)): и .

Из уравнения Слуцкого найдём .

Подставляя в это выражение , и , получим:

=> искомый коэффициент эластичности: %, т.е. при увеличении цены на второй товар на 1% при компенсации дохода спрос на первый товар увеличится на 0,5% (следовательно, речь идёт о товарах-заменителях).

Уравнение Слуцкого можно записать иначе – используя понятие коэффициента эластичности спроса на товар. Предположим, что цена на -й товар увеличивается, тогда:

.

Левая часть представляет собой изменение спроса на -й товар при увеличении цены на него и неизменных ценах на остальные товары из набора при прежнем доходе потребителя . Первое слагаемое правой части – это изменение спроса на -й товар при увеличении цены на него, неизменных остальных ценах и компенсации дохода. Домножим обе части уравнения на . Получим:

Учитывая, что – коэффициент эластичности спроса на -й товар по цене, – эластичность спроса на -й товар при неизменном реальном доходе;

,

тогда, уравнение Слуцкого в коэффициентах эластичности:

. (12)

 

Вопросы для самопроверки:

1.Назовите основные подходы в теории полезности.

2.Сформулируйте свойства функции полезности.

3.Сформулируйте 1-ый закон Госсена.

4.Какие виды функции полезности используют в микроэкономике?

5.Дайте определение предельной нормы замещения -го товара -ым.

6.Что показывает в экономике коэффициент эластичности?

7.Как определяется коэффициент эластичности?

8.Сформулируйте свойства коэффициента эластичности.

9.Какие факторы оказывают влияние на величину объёма спроса?

10.Перечислите экономические приложения понятия эластичности.

11.Что выражают собой наклоны кривых безразличия и бюджетной линии?

12.Запишите различные формулировки задачи потребителя и запишите соответствующие математические модели.

13.Выпишите необходимые условия решения задач потребительского выбора.

14.Сформулируйте 2-ой закон Госсена.

15.Чем отличаются функции спроса Маршалла от функций спроса Хикса? С помощью какой функции можно найти стоимость самого дешевого набора при заданной полезности, если известны цены товаров?

16.Если известна функция расходов потребителя, то можно ли сказать, какой вид имеет функция косвенной полезности?

17.Чем отличается анализ благосостояния потребителя в статике от анализа его благосостояния в динамике?

18.Запишите уравнение Е.Слуцкого и дайте экономическую и геометрическую интерпретацию его составляющих.

19.Приведите классификацию товаров с использованием математических условий.

20.Дайте определение товара Гиффена.

 

В современной экономической литературе нередко параллельно используются два понятия «товарное хозяйство» и «рыночное хозяйство». В принципе, здесь нет особого противоречия, поскольку рынок – неотъемлемый компонент товарного хозяйства. Без товарного производства нет рынка, равно как без рынка нет товарного производства, т.е. в данном случае одно предполагает другое. Соответственно, возникновение рынка определяется теми же условиями, которые обеспечили формирование товарного производства.

При рассмотрении рынка как системы экономических отношений логично выделить объекты и субъектов рынка (экономических агентов).

Объектами рынка являются товары и деньги. В условиях развитых рыночных отношений в качестве товаров выступает не только производимая продукция (товары и услуги), но и факторы производства (земля, труд, капитал). В качестве денег при этом обычно рассматриваются все финансовые активы, важнейшими из которых являются сами деньги.

Субъектами рынка в самом общем виде являются все продавцы и покупатели. В качестве продавцов и покупателей выступают домохозяйства, фирмы (предприятия, бизнес), государство (правительство).

Взаимодействие всех субъектов наглядно реализуется в модели кругооборота ресурсов, продуктов и доходов1.

Домашние хозяйства (в составе одного или нескольких лиц), с одной стороны, являются покупателями товаров и услуг, с другой – имеют в своем распоряжении факторы производства (труд, землю, которую они могут продать или сдать в аренду). Они могут владеть акциями, благодаря чему они становятся и владельцами средств производства (капитала). Кроме того, домохозяйства выступают как покупатели на рынке товаров и услуг, предоставляемых фирмами и государственными предприятиями. В то же время сами являются продавцами на рынке ресурсов. Полученные от реализации факторов производства (прежде всего, рабочей силы) доходы используются для удовлетворения личных потребностей (прежде всего путем потребления товаров и услуг).

Фирмы, имея в своем распоряжении денежный капитал, приобретают у домохозяйств необходимые им факторы производства на рынке ресурсов и используют их для производства товаров и услуг. Их основная цель – получение прибыли (максимального дохода). Произведенные ими товары и услуги фирмы продают домохозяйствам на рынке товаров и услуг, используя полученные доходы для расширения производственной деятельности.

Государство – еще один участник модели кругооборота ресурсов, продуктов и доходов. Оно предоставляет домохозяйствам и фирмам свои услуги через систему национальной обороны страны, систему образования и медицинского обслуживания и т. д. Для обеспечения производства этих услуг государство с домохозяйств и фирм собирает денежные средства в виде налогов. У них же государство покупает необходимые для своей деловой активности ресурсы, товары и услуги.

Кроме предоставления услуг, государство осуществляет различные денежные выплаты фирмам и домохозяйствам. Главным образом речь идет о трансфертных платежах. Важная часть трансфертных платежей – это государственные денежные выплаты на социальные нужды – пенсии, пособия и другие виды помощи нетрудоспособным, безработным и другим малообеспеченным слоям населения. Второе направление трансфертных платежей – это дотации и субсидии (денежные выплаты, предоставляемые государством фирмам для поощрения производства некоторых товаров и услуг). Субсидии и дотации могут предоставляться как производителям товаров и услуг, так и их потребителям, включая домохозяйства.

Модель кругооборота ресурсов, продуктов и доходов наглядно иллюстрирует взаимосвязь всех участников рыночной деятельности. Они заинтересованы друг в друге, благополучие одного участника рынка зависит от благополучия других. Даже один и тот же субъект рынка может быть и в составе домашнего хозяйства, и государственного учреждения, и участником бизнеса. Например, работая по найму государственным служащим, он является представителем правительственной организации; владея ценными бумагами какой-либо корпорации, он представляет бизнес; расходуя свой доход на цели личного потребления, он является членом домашнего хозяйства.

Все участники рыночных отношений являются реальными собственниками и имеют свои экономические интересы, которые могут совпадать или противоречить интересам других субъектов. Домашние хозяйства стараются максимально удовлетворить свои желания и потребности; фирмы – получить максимальную прибыль, государство – достигнуть максимального благосостояния общества. Каждый из них занимает определенное место в системе общественного разделения труда и, чтобы реализовать свои экономические интересы, должен предложить то, что необходимо другим субъектам – носителям рыночных отношений.

Анализируя взаимодействие основных субъектов (экономических агентов), следует иметь, что их отношения не всегда имеют чисто рыночный характер.

В самом общем виде экономические агенты – это субъекты экономических отношений, принимающие непосредственное участие в производстве, распределении, обмене и потреблении экономических благ.

Потребности экономических субъектов (агентов) в обществе могут удовлетворяться различными способами. Для этого используются три основных способа экономической координации, которые основаны на трех эволюционно сложившихся механизмах обмена. Такими обменными механизмами являются:

  • формы обмена на рынках (покупка продуктов на местном рынке);
  • властно-принудительный обмен (поставка продукции согласно плановым заданиям в командной экономике);
  • формы взаимного, социально установленного обмена (подарки, обменные отношения в семьях и т. п.).

В зависимости от того, какой механизм обмена используется хозяйствующими субъектами для удовлетворения своих потребностей, различают рыночные и нерыночные продукты (блага).

Рыночные продукты (блага) – блага, которые производятся и распределяются в обществе с помощью рыночного механизма.

Нерыночные продукты (блага) – блага, торговля которыми невозможна, так как не существует рынков для их сбыта; продукты, торговать которыми неэффективно за пределами ограниченной зоны, так как их объем или вес делают очень дорогой их транспортировку и торговлю за границами этой зоны.

Рыночные блага предусматривают существование рыночного механизма обмена, нерыночные блага, в свою очередь, являются объектами властно-принудительного и взаимного, социально установленного обменов.

В процессе хозяйственной деятельности экономические агенты могут вступать в отношения производства, распределения, обмена и потребления как рыночных, так и нерыночных благ. Поэтому тех экономических субъектов, которые удовлетворяют свои потребности посредством рыночного обмена и рыночных благ, называют рыночными агентами.

Соответственно, к нерыночным агентам относятся экономические субъекты, удовлетворяющие свои потребности с помощью властно-принудительного и взаимного, социально установленного обменов и, следовательно, нерыночных благ.

В чистом виде рыночным экономическим агентом являются фирмы, хотя и они пытаются прикрывать свои корыстные мотивы и интересы разговорами о миссии и т. п. На практике и домохозяйства, и государства также являются активными участниками рынка, выступают покупателями и продавцами, но их цели, как было сказано выше, носят специфический характер.

В наибольшей степени под понятие «нерыночные экономические агенты» подходят разнообразные некоммерческие организации. В промышленно развитых странах некоммерческий сектор является полноправным участником модели «государства благоденствия». Государство и бизнес не всегда оказываются в состоянии адекватно реагировать на изменения в обществе, и этот пробел восполняется развитием частных некоммерческих организаций, которые нередко оказываются более эффективными по сравнению с государственным аппаратом в оказании различных социальных услуг.

С учетом опыта промышленно развитых стран к нерыночным экономическим агентам можно отнести разнообразные внебюджетные фонды, ассоциации, взаимные общества, кооперативы и иные неприбыльные негосударственные организации, которые обычно обозначаются термином «социальная экономика».