ВООБРАЖЕНИЕ.
ПАМЯТЬ
Память –это совокупность процессов организации и сохранения прошлого опыта, делающая возможным ее повторное использование путем возвращения в сферу сознания.
Память– это процессы запоминания, запечатления, сохранения и последующего воспроизведения информации.
Запоминание – процесс кодирования информации. Предполагает не только прохождение информации по всем уровням, но и обработку информации с точки зрения определения тех объектов, которые будут храниться в памяти.
Процесс воспроизведения- это процесс извлечения информации из памяти, который зависит от того, как хорошо материал организован в памяти, то есть схемы долговременной памяти определяют эффективность воспроизведения.
Формы воспроизведения:
Узнавание – самая простая форма; для узнавания необходимо повторное восприятие предмета.
Воспоминание. Особенности:
1. Отсутствие воспроизводимого предмета, который нам вспоминается.
2. Наличие намерения вспомнить.
3. Отсутствие напряжения.
Припоминание –активное преднамеренное воспроизведение, особенность которого – наличие трудностей, более или менее выраженных.
Реминисценция – воспроизведение ранее воспринятого, казавшегося забытым.
Процесс забывания– это процесс освобождения от следов памяти; процесс обратный сохранению.
Законы запоминания Эббингауза:
· простые события жизни, которые производят сильное впечатление, запоминаются сразу и надолго;
· пристальное внимание к событию обеспечивает прочное запоминание;
· если впечатления логически связаны, то они также хорошо запоминаются;
· лучше запоминаются странные необычные впечатления;
· лучше запоминается то, что входит в круг интересов.
Кратковременная память играет большую роль в жизни человека. Благодаря ей перерабатывается самый большой объем информации, сразу отсеивается ненужная и остается потенциально полезная. Вследствие этого не происходит информационной перегрузки долговременной памяти излишними сведениями, экономится время человека. Без хорошей кратковременной памяти невозможно нормальное функционирование долговременной памяти. В последнюю может проникнуть только то, что когда-то было в кратковременной памяти.
Переход информации из кратковременной в долговременную память связан с рядом особенностей. В кратковременную память попадают последние 5 или 6 единиц информации, поступившие из органов чувств, они-то и проникают в долговременную память в первую очередь. Сделав сознательное усилие, повторяя материал, можно удерживать его в кратковременной памяти и на более длительный срок, чем несколько десятков секунд. Тем самым можно обеспечить перевод из кратковременной в долговременную память такого количества информации, которое повышает индивидуальный объем кратковременной памяти. Этот механизм лежит в основе запоминания путем повторения.
Обычно без повторения в долговременной памяти оказывается лишь то, что находится в сфере внимания человека. Одним из возможных механизмов кратковременного запоминания является временное кодирование, т.е. отражение запоминаемого материала в виде определенных, последовательно расположенных символов в слуховой или зрительной системе человека. Часто для того, чтобы нечто действительно запомнилось, мы стараемся по ассоциации с ним вызвать у себя определенную реакцию. Порождение такой реакции следует рассматривать как особый психофизиологический механизм, способствующий активизации и интегрированию процессов, служащих средством запоминания и воспроизведения.
Перевод информации из кратковременной в долговременную память нередко бывает затруднен, так как для того, чтобы это наилучшим образом сделать, необходимо сначала осмыслить и определенным образом структурировать материал, связать его с тем, что человек хорошо знает.
Способы организации информации в долговременной памяти.
1. Пространственный принцип, с помощью которого мы строим когнитивные карты, фиксируем, что где находится в пространстве, во времени.
2. Ассоциативная организация. В долговременной памяти находится различная информация по понятиям, которые образуют различные типы ассоциаций.
3. Иерархическая организация. В долговременной памяти информация хранится в виде соподчинения от общего к частному.
Воображение – это психический процесс создания новых образов путем переработки прошлого опыта.
Функции воображения:
- представление результатов еще не выполненной деятельности;
- саморегуляция психической деятельности;
- инструмент общения и понимания между людьми;
- управление психофизическими процессами и состояниями;
- воздействие на психомоторику.
Виды воображения:
· По степени произвольности.
– непроизвольное воображение (мечты, фантазии, сновидения, грезы) – непреднамеренное (спонтанное) возникновение в сознании человека каких-либо образов без участия воли;
– произвольное – создание новых образов в результате целенаправленного усилия.
· По уникальности создаваемого продукта:
– репродуктивное (воссоздающее) – реальность воспроизводится в почти непеработанном виде;
– продуктивное (творческое) – предполагает преобразование реальных образов действительности и создание на их основе новых, оригинальных и ценных субъективных продуктов.
· По содержанию мотивов, побуждающих к созданию новых образов:
– прагматическое – имеет практическую ориентацию, выступает для субъекта как инструмент решения практических задач;
– гедонистическое – человек получает удовольствие от самого процесса творчества, не заботясь о его практической стороне.
· По модальности:
– зрительное;
– слуховое;
– вкусовое;
– осязательное;
– обонятельное.
В процессе воображения происходит выход за пределы непосредственной данности, происходит предвосхищение будущего, то есть воображение не отражает того, что сейчас есть. Воображение участвует в мышлении. Анализ проблемной ситуации требует воображения, выдвижение гипотез также требует воображения.