Главное в работе лидера- власть и влияние.умение ими пользоваться к месту и ко времени
Посторонний всесторонний самоонализ
Гибкость
Доверие
Коммуникация
Видение
Черты эффективного лидерсва
Подходы к изучению лидерства:
· В соответствии с двумя переменными( динамика поведения и уровень ситуационности) и их комбинациями выделяются 4 типа подходов к изучению лидерства.
· В соответствии с динамикой поведения лидера можно выделить 2 точки зрения:
1. Исходя из статики -подход с позиции лидерских качеств:
- теория личных качеств. Стогдилл 1949. Манн 1959. Беннис 1980-е.
- теория X и Y. Макгрегер. Этот подход говорит о том, что эти качества необходимы эффективному лидеру в любой организации.
2. Исходя из динамики- рассматриваются образцы лидерского поведения.
Рассматривает лидерство как набор образцов поведения присуще лидеру в любой организации:
- 3 стиля руководства. Курт Левин. ( авторит, демократич, пассивный)
- исследования мечиганского униерситета.
- исследования университета штата Огайо.
- система управления Рэнсиса Лайкера.
- управленческая решетка( сетка). Блейт и Моутон.
- концепция вознаграждения и наказания( заменитель лидерства)
3.Концепции ситуционного лидерства- подходы основанные на изучении эффективного поведения лидера в зависимости от конкретной ситуации.В зависимости от уровня ситуационности.
- континиум лидерского повебения Танненбаума- Шмидта.
- модель ситуционного лидерства Фидлера
- модель ситуционного лидерства Херси Бланшарда
- модель путь- цель Хауза- Митчелла.
- модель Стинсона- Джонсона
- ситуционная модель принятия решений Врума, Йеттона, Яго
4. Новые подходы-изучение лидерских качеств в связи с конкретной ситуации:
- причинно- следственный подход или атрибутивная теория
- концепция лидера- преобразователя
- концепция харизматического лидера.
В России и зарубежом проходят также исследования проблем лидерства. Так ,например, появилась концепция разделенного лидерства.
Тема: " Конфликты"
1. Понятия и роль конфликтов
2. Подходы классификаций конфликтов
3. Основные причины конфликтов в организации
4. Методы и стили разрешения конфликтов
1.Конфликт- столкночления противоптложных интересов отражающийся на деятельности отдельного человека или группы в целом.
-//- -это отсутствие согласия между двумя и более сторонами.
-//- -Непримеримое противоречие.
Роль-конфликты могут иметь :
-Функциональные последствия-( в споре рождается истина)
-Дисфункциональные последствия
2.виды конфликтов
- по причинам
* конфликт целей
* конфликт взглядов
* чувственный конфликт- различия в чувствах и эмоциях
- по уровням
* внутриличностный
* межличностный
* личность- группа
* межгрупповой
- по степени проявления конфликтов
* явные
* скрытые
- по степени вовлеченности членов коллектива в конфликт
* локальный
* общий
Причины конфликтов:
1. Ограниченность ресурсов и их распределения( как людей так и групп)
2. Взаимозависимые задачи
3. Различия в целях
4. Различия в ценностях
5. Различия в манере поведения, жизненном опыте и уровне образования
6. Неудовлетворительные коммуникации
Задача менеджеров по управлению конфликтами:
- предотвращение конфликтов разрушающих организацию
- разрешение конфликтов
- инициирование конфликтов с помощью которых можно решить проблему развития
Структурные методы разрешения конфликтов:
1. Разьеснение требований к работе
2. Использование координационных и интеграционных механизмов
3. Установление общеорганизационных комплексных целей и дочедение их до каждого
4. Разработка структуры вознаграждений и ее прозрачность
*** ( сем)
деллигирование полномочий-процесс передача части функций и полномочий для достижении цели в организации
Когда нужно деллигировать полномочия:
· Когда подчиненный может выполнить работу лучше чем руководитель
· Для разгрузки руководителя
· Когда руководителю нужно сосредоточиться на более важной задачи
+ для персонала
· Повышение их мотивации
· Проверка потенциала сотрудников
· Повышение доверия
Ответственность-обязательство работника выполнять деллигируемые ему задачи и отвечать за их удовлетворительное решение.ответственность за выполнение деллигируемого задания возлагается на подчиненных- исполнительская ответственночть, но с руководителя ответственность не снимается.он несет полную общую ответственность за работу подчиненных.
Обязательство-выполнение конкретных рабочих требований индивидом, занимающего определенную должность в организации
При деллигировании полномочий нужно четко стблюдать правила:
1. Четкая постановка задачи
2. Четкая система мттивации
3. Проблема дочерия
4. Следует четко определить систему контроля за подчиненными
* по откланениям
* текущий
* по этапный
***
Тема:" Законы и принципы управления"
1. Понятие закона управления и их роль
2. Состав законов управления и их характеристика
3. Принципы управления.понятие и роль
4. Состав принципов управления современной организацией
1.Закон-наиболее общие, существенные, постоянно повторяющиеся, обьективные, причинно-следственные связи между явлениями и процессами в какой- либо сфере жизни общества
Закон и закономерность равны понятия
Роль законов:
· Носят обьективный характер.От человека зависит глубина их познания и выявление их сущности ,а затем использование в практике управленческой деятельности
· Из выше сказанного использование законов упраления обеспечивает согласованное и устойчивое функционирование экономики( и общества и организации)
· Их использование устраняет стихийность и произвол в сфере управления
· Законы управления определяют общее направление деятельности управляемых звеньев.они служат основой общих рекомендаций по формированию и развитию систем управления
Законы управления:
1. Закон единства системы управления
Это закон проявляется в единстве ФУ, принципов управления ,методов управления.
понятие единстваозначает взаимосвязь, общность, одинаковость.
В системе управления организации действует единство отношения управления, кот определяет единый подход к формированию, функционированию и развитию всех элементов системы управления организацией
2. Закон пропорциональности в производстве и управлении
В любой организации должна постоянно достигаться и поддерживаться пропорциональность внутри произвобства и управления независимо от изменения функционирования организации в целом
В производстве управления должны быть пропорции:
· По кол- ву и кач- ву образующих их элементов
· По функциональным возможностям элементов при их взаимодействии
· По временному фактору
3. Оптимальное сочетание централизации и децентрализации управления
4. Закон оптимальной соотносительности управляющей и управляемой систем
5. Закон развития участия трудящихся в управлении производством
Тема:" Эффективность управления"
1. Понятие.Эфект и эффективность
2. Виды эф- ти управления
3. Подходы к оценке эффективности управления
1. Под эффективностью управленияпонимается результат функционирования управляемой системой, вызванный усилиями управляющей системы.
Эффективность управления бывает:(виды)
· Общая и частная
· Абсолютная и относительная
· Внешняя и внутренняя
· Экономическая и социальная
Общие подходы:
· Эффективность управления оценивается по достижении цели
· Эффективность это Результаты на управления/затраты на управление
Затраты на управление:
· Затраты на эксплуатацию технич средств
· Затраты на содерж аппарата управления
- зарплата
- премия
- командировочные расходы
- на концелярию
- средство оргтехники( компы, калькуляторы)
-почтово- телеграфные расходы
- содержание зданий и сооружений(аренда)
- расходы на легковой транспорт и др.
***
Теория лидерских качеств
Лидер должен обладать определенным набором качеств, кот не изменяются во времени.
Девиз-Лидерами рождаются а не становятся
Лидеры-Стогдилл, Манн