Операции сдвигов
Логические операции
Операции с числами в форме с плавающей запятой
Для работы с числами, представленными в форме с плавающей запятой, в архитектуре структуры команд большинства машин предусмотрены:
• основные арифметические операции: сложение, вычитание, умножение и деление;
• операции сравнения, обеспечивающие сравнение двух вещественных чисел с выработкой признаков: >, <, <=, >=;
• операции преобразования: формы представления (между фиксированной и плавающей запятой), формата представления (с одинарной и двойной точностью).
Стандартная система команд вычислительной машины содержит команды для выполнения различных логических операций над отдельными битами слов или других адресуемых единиц. Такие команды предназначены для обработки символьных и логических данных. Минимальный набор поддерживаемых логических операций – это «НЕ», «И», «ИЛИ» и сложение по модулю 2.
В дополнение к побитовым логическим операциям, практически во всех архитектурах структуры команд предусмотрены команды для реализации операций логического, арифметического и циклического сдвигов (рис. 2.53).
При логическом сдвиге влево или вправо (рис. 2.53, а), сдвигаются все разряды слова. Биты, вышедшие за пределы разрядной сетки, теряются, а освободившиеся позиции заполняются нулями.
При арифметическом сдвиге (рис. 2.53, б) данные трактуются как целые числа со знаком, причем бит знака не изменяет положения. При сдвиге вправо освободившиеся позиции заполняются значением знакового разряда, а при сдвиге влево – нулями. Арифметические сдвиги позволяют ускорить выполнение некоторых арифметических операций. Так, если числа представлены двоичным дополнительным кодом, то сдвиги влево и вправо эквивалентны соответственно умножению и делению на 2.
Рис. 2.53. Варианты операций сдвига
При циклическом сдвиге (рис. 2.53, в) смещаются все разряды слова, причем значение разряда, выходящего за пределы слова, заносится в позицию, освободившуюся с противоположной стороны, то есть потери информации не происходит. Одно из возможных применений циклических сдвигов – это перемещение интересующего бита в крайнюю левую (знаковую) позицию, где он может быть проанализирован как знак числа.