КОММУНИКАТИВНОГО ПРОЦЕССА
ХАРАКТЕРИСТИКИ ОСНОВНЫХ СТОРОН
ОСНОВНЫЕ СТОРОНЫ ОБЩЕНИЯ | ИНТЕРАКТИВНАЯ (Общение как взаимодействие сторон) | КОММУНИКАТИВНАЯ (Общение как передача информации) | ПЕРЦЕПТИВНАЯ (Общение как восприятие людьми друг друга) |
СПОСОБ ВОЗДЕЙСТВИЯ | ВОЗДЕЙСТВИЕ ДЕЛОМ | ВОЗДЕЙСТВИЕ СЛОВОМ | ВОЗДЕЙСТВИЕ ОБЛИКОМ |
ХАРАКТЕР ВОЗДЕЙСТВИЯ | Положительные примеры, личный пример, единство слова и дела, включение в дело | Мастерство публичного выступления, убеждение внушение в практике воспитания | Визуальная привлекательность руководителей и воспитателей, личное обаяние |
Находясь в тесной взаимосвязи, они дополняют и усиливают друг друга. Нередко преобладающая сторона общения способствует активизации других сторон социальной коммуникации. Из этого следует, что было бы неправильно информацию отождествлять лишь с вербальным воздействием на военнослужащих. В тоже время речевое общение, составляющее основу социальной коммуникации, может быть максимально эффективным только в том случае, если оно подкрепляется делом, личным примером и положительным имиджем командира или воспитателя.
В механизме информационного влияния на формирование и функционирование духовного мира военнослужащих главную роль играет речевое воздействие - особый способ и форма передачи социальной информации. В нем выделяют содержательную и формальную стороны.
[Слайд 12 ]
Р Е Ч Е В О Е В О З Д Е Й С Т В И Е | ||
СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ СТОРОНА | ФОРМАЛЬНАЯ СТОРОНА | |
ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИС- ТИКИ | ИНФОРМАТИВНОСТЬ - количество новой, полезной информации, ценность сведений, фактов в речи... | ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ - отчетливость и ясность произношения, правильная интонация и ударения, образность выражений... |
ПОНЯТНОСТЬ - соответствие смыслового содержания уровню знаний, развития, интересам и языковым возможностям собеседника... | ДОСТУПНОСТЬ - однозначность, конкретность и четкость употребляемых слов, лаконичность и логичность фраз... |
В гармонизации этих двух сторон человеческой речи особую роль играет личность офицера-воспитателя как источника педагогической социальной информации. Вместе с тем воздействие речи зависит и от объективных факторов - влияния обстановки и условий (внимания к теме, интереса слушателей и т.д.).
Учет указанных в таблице характеристик речи в сочетании с хорошим знанием предмета является основным условием эффективности речевого воздействия на личный состав. Из этого следует, что культура речи военных кадров должна служить показателем их профессиональной подготовки и информационной культуры в целом.
Таким образом, системное применение форм и методов информирования значительно повышает возможности информационно воспитательной работы в Вооруженных Силах. С одной стороны, данные формы и методы позволяют получать высокое качество военно-социальной информации, на основе которой органы воспитательной работы могут оценивать и диагностировать социальные процессы или проблемы воинского воспитания, а так же прогнозировать тенденции их развития и искать эффективные пути решения.
.
Вопросы:
1. Какие вы знаете функции информирования ?
2. Какие вы можете назвать принципы информирования ?
3. Назовите цель информирования ?