III. Предложение. Факторы, определяющие предложение. Эластичность предложения.
Рыночное предложение отражает поведение производителей, т.е. их желание и способность поставлять блага на рынок. Экономический анализ рыночного спроса оперирует как количественными, так и временными характеристиками.
Предложение – это то количество блага, которое готов реализовать продавец по определенным ценам и при прочих равных условиях в определенный период времени.
Цена предложения – это минимальная цена, по которой продавец согласен продать определенное количество данного товара.
Табличное представление
Цена стаканчика мороженого | Объем предложения стаканчиков |
Графическое представление
|
|
Кривая предложения – это линия, отражающая характер изменения величины предложения блага в зависимости от изменения его цены в единицу времени и показывающее минимальное значение цены для каждого объема предложения
Рыночное и индивидуальное предложение
Цена стаканчика мороженого | Объем предложения стаканчиков | ||
Продавец 1 | Продавец 2 | Рыночное предложение | |
Предложение продавца 1+ Предложение продавца 2 = Рыночное предложение
Математическое представление
Функция предложения – это установленная зависимость между величиной рыночного предложения блага и определяющими ее факторами, которая показывает количество блага, поставляемого на рынок при существующих условиях в единицу времени.
Qsi = f(Pi, Pr, Pk, T, Tax, N, E)
Величина предложения является зависимой переменной, факторы предложения выполняют роль независимых переменных
Факторы предложения:
- цена данного товара (Pi),
- цены на ресурсы и прочие товары (Pr. Pk),
- характер применяемой технологии (T),
- налоги и дотации (Tax),
- численность продавцов (N),
- ожидания производителей (E),
- погодные условия и т.д.
Зависимость предложения от цены
Прямая функция предложения:
Qs = с + d*P
Обратная функция предложения:
Ps = -c/d + (1/d)* Qs
Закон предложения – объем предложения изменяется в прямой зависимости от цены (при прочих равных условиях).
Графически закона предложения проявляется в наклоне кривой предложения. | Аналитически закон предложения проявляется в положительном знаке коэффициента перед ценой блага. QS = c + dP |
Исключение – кривая предложения на рынке труда имеет следующий вид:
Такая форма кривой обусловлена тем, что начиная с определенного критического момента, когда объем труда достигаем максимума, дальнейшее увеличение заработной платы повышает ценность такого ресурса как досуг, или свободное время. |
| Изменение величины предложения отражает изменение объема предложения блага в зависимости от изменения цены самого блага при неизменности неценовых факторов. Экономическое содержание этого процесса: повышение цены, приведет к увеличению величины предложение,, а снижение цены— к уменьшению предложения. Изменение цены, как и в случае со спросом, приводит к изменению объема предложения и графически выглядит как движение вдоль кривой предложения. |
| Прочие же факторы, которые относят к категории «неценовые», изменяют не объем предложения, а само предложение, т.е. оказывают воздействие на функцию предложения и определяют ее сдвиг. Изменение предложения всегда выражается в сдвиге кривой предложения. Линия предложения сдвигается вправо (S1), если предложение увеличилось, и влево (S2), если снизилось. |
Факторы | Изменение этого фактора вызывает: |
Цена товара | Перемещение вдоль по кривой спроса |
Цены ресурсов | Сдвиг кривой предложения |
Технология | Сдвиг кривой предложения |
Количество продавцов | Сдвиг кривой предложения |
Ожидания | Сдвиг кривой предложения |
Налоги и субсидии | Сдвиг кривой предложения |
Зависимость предложения от неценовых факторов.
| 1) Цены факторов производства 2) Технология 3) Численность производителей 4) Налоги и субсидии 5) Цены других товаров 6) Ожидания производителей в отношение: a. цены блага b. цен на ресурсы |
Прямая эластичность предложения по цене характеризует относительное изменение предложения на i -тый товар при изменении его цены. Степень эластичности предложения показывает коэффициент прямой эластичности предложения по цене – процентное изменение предложения к 1%-му изменению цены. Это показатель степени чувствительности изменения предложения к изменению цены.
Факторы ценовой эластичности предложения
1) Фактор времени.
2) Характер реализуемого продукта по возможности хранения.