Характеристика конкурентных сил на рынке выставочных услуг
Общая характеристика маркетинговой среды для выставочной организации.
Тема 11. Маркетинг выставочно-ярморочных услуг
1. Общая характеристика маркетинговой среды для выставочной организации
Разработка стратегии выставочной компании на рынке начинается с анализа маркетинговой среды, которая состоит из «среды задач» (непосредственные действующие лица, занятые в процессе производства, распределения и продвижения рыночного предложения (товара)) и широкой внешней среды (демографическая, экономическая, природно-климатическая, технологическая, политико-правовая, социокультурная)». Остановимся подробнее на анализе среды задач, оказывающей значительное влияние на выставочную организацию.
Для эффективного управления выставочной организацией, планирования и реализации бизнес-проектов необходим системный анализ составляющих ее среды задач.
Выставки проводятся как в специализированных выставочных комплексах и конгресс - центрах, так и в залах, специально не приспособленных для проведения таких мероприятий, - спортивных комплексах, гостиницах и других помещениях.
Выбор помещения для проведения выставки обычно обусловлен потребностью наиболее точного удовлетворения спроса потребителей выставочных услуг. Например, в США, согласно опросу CEIR, 39% выставок проводятся в отелях, 38% - в конгресс - центрах и выставочных комплексах, 8% - в сооружениях для конференций или семинаров, и 15% - в иных сооружениях.
В Украине в настоящее время ощущается дефицит не только выставочных площадей, оснащенных в соответствии с современными техническими требованиями, но и просто мест для проведения выставочно-ярмарочных мероприятий.
По оценкам специалистов, только 41% отечественных выставок проводится в специализированных выставочных центрах, остальные - в спортивных комплексах, гостиницах, дворцах культуры и на других площадях.
Инфраструктура существующих выставочных комплексов нуждается в модернизации - более 64% владельцев выставочных комплексов занимаются или планируют их модернизацию. Темпы строительства новых выставочных комплексов недостаточны для удовлетворения растущих потребностей выставочного рынка.
Подавляющее большинство украинских организаторов не имеют собственных площадей и проводят выставки во дворцах культуры и спорта, на производственных площадях.
Динамика роста выставочно-ярмарочных организаций, потенциал рынка вступают в противоречие с оснащенностью материальной базы. Высокая нагрузка на существующие залы делает невозможным развитие новых выставочных программ, особенно в пики выставки. Малая вместимость залов сдерживает развитие уже существующих проектов.
Организаторами выставочно-ярмарочных мероприятий могут выступать:
· выставочные организации;
· торгово-промышленные палаты (ТПП);
· ассоциации (межрегиональные ассоциации экономического взаимодействия, а также отраслевые);
· прочие организации различных форм собственности, для которых организация выставочных мероприятий не является основной деятельностью.
Органы исполнительной власти, ТПП чаще всего выступают заказчиками выставок или оказывают им организационную поддержку (выставочно-ярмарочные мероприятия с финансовой или организационной поддержкой).
Заказчиками национальных/специализированных выставок, павильонов на различных отраслевых и крупных международных выставках часто являются государственные органы. Исполнителями по данным программам (на основе тендеров) выступают обычно профессиональные выставочные операторы, хотя комплектованием экспозиций могут заниматься и сотрудники выставочных отделов государственных структур.
В организации выставок могут участвовать и профессиональные отраслевые объединения. Официальный статус ассоциации предполагает отсутствие цели извлечения прибыли при организации выставок, однако ассоциация может быть непосредственным выгодоприобретателем по производству выставки. Основная причина непосредственного участия ассоциаций в организации выставочных и конгрессных мероприятий заключается в их стремлении расширить возможности обслуживания своих членов. Выставки служат образовательными, профессиональными и техническими форумами для большинства отраслей и связанных с ними ассоциаций. Прибыль от выставки в этом случае используется для финансирования других проектов ассоциаций, а также различных услуг, предоставляемых членам.
В ассоциациях организация выставки - рабочая функция, исполняемая либо отдельными людьми, нанятыми непосредственно ассоциацией, либо коммерческими операторами.
В ситуации, когда ассоциация переводит функцию выставочного менеджмента на внешнее исполнение, она часто является спонсором выставки. В этих ситуациях обычно выставочный менеджер (или фирма-менеджер) получает твердую сумму гонорара (или гонорар плюс проценты с доходов) за предоставленные услуги. Остаток денежных средств возвращается в ассоциацию.
Подавляющее большинство организаторов выставочно-ярмарочных мероприятий составляют профессиональные выставочные операторы различных форм собственности. Зги компании разделяются на две крупные категории:
· организации, имеющие собственную выставочную базу (выставочные залы, комплексы и павильоны) - это 5% выставочных организаций;
· организации, не имеющие собственной выставочной базы, которые строят свою выставочную программу на аренде выставочных помещений.
Поставщик услуг на выставочном рынке (подрядчик) - любая фирма или частное лицо, которое предоставляет организатору выставки и экспонентам товары и/или услуги, используемые для создания физического окружения выставки.
На основе контракта могут исполняться функции всех внешних служб выставки либо некоторые функции поставщика. Термин «поставщик услуг (подрядчик)» может также относиться к компании, которая осуществляет специфическую услугу, например фотографирование, цветочный дизайн и т.п.
Различают несколько типов подрядчиков:
· генеральные выставочные подрядчики - полноценные поставщики общих услуг, назначенные организаторами выставки, которые владеют достаточным оборудованием для установки и обслуживания торговой выставки;
· специальные подрядчики - компании, которые поставляют специфические услуги для торговых выставок, например, аудио-видео, электрика, цветы, фотографирование, перевозки, построение экспонатов, безопасность, специальная мебель, услуги регистрации;
· субподрядчики - поставщики Генеральных или специальных подрядчиков.
Кроме того, организаторы выставок сотрудничают с поставщиками гостиничных услуг, туристическими агентствами, компаниями, оказывающими рекламно-полиграфические услуги, и другими подрядными организациями.
Согласно исследованиям, для выставочного бизнеса не характерно наличие многоуровневых каналов распределения. Этим определяется небольшое число маркетинговых посредников на рынке, которые, однако, могут быть эффективными продавцами. Такими посредниками являются коллективные организаторы экспозиций - специальные компании, прибылью которых является маржа с цены продаж. Компания-посредник покупает площадь оптом, а потом продает ее «в розницу» отдельным участникам.
Коллективными организаторами выступают специальные компании, для которых этот бизнес является основным, а также издательства, агентства, ассоциации и предпринимательские объединения, которые, в силу своей интегрированности с отраслевыми рынками и бизнес - средой, имеют сильные клиентские базы и могут продавать выставки как опцию.
Все они выступают на рынке выставочных услуг как агентства. Кроме них, действуют агенты, не приобретающие товар в собственность, их доход - процент от продаж. Агентами могут быть как юридические, так и физические лица.
Маркетинговые посредники являются, прежде всего, частью отраслевых рынков. Для каждой выставки складывается своя уникальная система распределения.
В настоящее время на рынке изданий в области выставочного бизнеса представлены многочисленные специализированные журналы, газеты и Интернет - порталы.
2. Характеристика конкурентных сил на рынке выставочных услуг
Стратегия компании на рынке формируется под влиянием конкурентных сил. Конкуренция включает в себя все актуальные или потенциальные соперничающие предложения или товары-заменители, то есть, в нашем случае, аналогичные предложения по участию в выставках. «Аналогичные» прежде всего означает отраслевую специализацию выставок.
Состояние конкуренции в отрасли в целом можно представить как взаимодействие следующих сил: рыночная власть продавца, рыночная власть потребителей, угроза вторжения новых участников, угроза появления продуктов-заменителей. В совокупности эти силы определяют предельный потенциал прибыли отрасли. Чем слабее конкуренция (сильнее входные барьеры и хуже условия для новичков), тем выше вероятность возможного долгосрочного успеха.
Согласно нашим исследованиям, в целом тип конкуренции на выставочном поле Украины можно определить как монополистическую конкуренцию, когда на рынке присутствует большое количество конкурентов, выступающих с самыми разнообразными предложениями.
Современная стадия развития выставочной сферы в Украине формирует специфику конкурентных сил и характер их взаимодействия.
Насколько серьезной является угроза со стороны возможного появления на рынке новых конкурентов, зависит от наличия барьеров для входа и реакции существующих конкурентов. В частности, одним из таких барьеров является необходимость больших масштабов производства для новичка с тем, чтобы быть конкурентоспособным. Для выставок прибыль начинается с определенного X - объема проданных метров. Поэтому входить на рынок необходимо с большими проектами, обеспечивающими прибыль. При этом даже очень серьезный игрок никогда не знает, «пойдет» выставка или нет, поэтому боится рисковать. Этот барьер очень наглядно сдерживает иностранных игроков, которые опасаются не только и не столько финансовых рисков, но «потери лица» в случае неудачи.
Барьер дифференциации продукта также достаточно высок в выставочной сфере, так как потребители (участники выставок и посетители) привыкли к определенной структуре выставок, заранее формируют свои выставочные планы и графики командировок и привержены к традиционным выставкам. Для преодоления такой приверженности требуются годы и достаточно высокие затраты на рекламу и маркетинг, а новые игроки не всегда готовы ждать так долго.
Потребность в капитале, являющаяся также характеристикой входных барьеров, в выставочном деле не столь велика, как в других отраслях экономики. Этим обусловлено большое количество мелких компаний-однодневок, который, заручившись реальной или мифической поддержкой какого-нибудь министерства, проводят «выставки» в арендованных залах.
Также не очень высоким, согласно нашим исследованиям, является и барьер издержек. Выставочные компании по преимуществу являются «плоскими», то есть используют субподрядчиков по всей цепочке технологического цикла. Поэтому менее высокими издержками, а следовательно, конкурентными преимуществами, могут обладать либо компании, активно работающие с ведомственными или муниципальными бюджетами, либо компании, обладающие собственными выставочными площадями, а также имеющие в своем составе вспомогательные производства (например, собственную застройку, собственные полиграфические мощности).
Каналы распределения в выставочном бизнесе также не сильно защищены и не ограничены. Согласно нашим исследованиям, в выставочном бизнесе высока доля прямых продаж, маркетинговые каналы не обладают многоуровневостью. Поэтому конкурентное преимущество имеют компании, имеющие сети представительств (в основном это могут себе позволить западные компании), а также собственные коммуникационные каналы.
Политика правительства фактически не регулирует и не лимитирует вторжение новых участников на рынок. Лицензирование отсутствует, так же как и нормативно-правовые акты, исключающие недобросовестную конкуренцию. Фактически нет правил и положений, общепринятых и бесспорных в профессиональной выставочной среде, которые позволяют избежать пересечений тематик выставок. В Германии, например, это «Правила рыночной прозрачности в индустрии ярмарочной деятельности», которые являются конвенцией сектора и способствуют организации рациональной торгово-выставочной деятельности, предотвращая «экономически нецелесообразное наложение мероприятий». Компания, пострадавшая в результате дублирования выставочного мероприятия, может обратиться в Центральное управление по осуществлению контроля над конкуренцией.
Выходные барьеры отрасли (юридические и моральные обязательства перед клиентами, правительственные ограничения, низкая остаточная стоимость основных фондов, отсутствие альтернативных возможностей, высокая вертикальная интеграция или эмоциональные барьеры) также, по нашим оценкам, невелики и не вынуждают компании задерживаться на рынке «любой ценой».
Согласно исследованиям, группа поставщиков (организации, специализирующиеся на строительстве и дизайне стендов, сервисные компании, пр.) не обладает большой рыночной властью на выставочном рынке, так как их продукция не является уникальной, они сами испытывают конкурентное давление и не интегрированы напрямую в бизнес компаний-организаторов. Их доля в формировании общей стоимости выставочного продукта не доминирует.
Гораздо более мощным экономическим потенциалом обладает группа потребителей выставочного продукта, а именно участников выставок, особенно на определенных деловых рынках. Давление покупателей может быть особенно большим, если они немногочисленны и хорошо сплочены.
Участие в выставках не экономит средства потребителя, в случае успеха оно может окупиться многократно, поэтому опытного, квалифицированного покупателя выставочных услуг больше волнует не стоимость участия в выставке, а качество самой выставки. Более того, поскольку выставки являются высокодифференцированным продуктом и альтернатива не столь многообразна, участник выставки не очень чувствителен к цене в целом. Если он считает выставку престижной и эффективной, он будет участвовать в ней при достаточно высокой цене, если нет, он не будет участвовать и бесплатно.
Для выставочной отрасли наличие продуктов-заменителей, способных более эффективно удовлетворить покупателя, пока не является актуальной проблемой. Это - следствие высокой дифференциации выставочного продукта, и, прежде всего, его многофункциональности. Например, виртуальные выставки не дают межличностного общения, конкурирующий с выставками комплекс традиционных рекламных средств не в состоянии дать полноту информационного и коммуникационного поля и так далее.
Оценив силы, влияющие на конкуренцию в отрасли и их источники, можно выявить сильные и слабые стороны компании при выходе на рынок и удержании сильных позиций на этом рынке.
Разработка политики компании на рынке выставочных услуг начинается с анализа маркетинговой среды организации, которая состоит из «среды задач» (непосредственные действующие лица, занятые в процессе производства, распределения и продвижения рыночного предложения) и широкой внешней среды.
Среду задач выставочной организации образуют субъекты ВЯД - производители выставочного продукта, владельцы выставочных залов, разработчики и изготовители выставочных стендов, маркетинговые посредники, поставщики общих и специализированных услуг, отраслевые СМИ, координирующие госструктуры и отраслевые ассоциации. Мониторинг составляющих этой среды, проведенный в данном исследовании, необходим для эффективного стратегического планирования выставочной компании.
Современное развитие выставочно-ярмарочной деятельности в Украине характеризуется ростом рынка, увеличением количества и улучшением качества выставок, институализацией механизмов координации и регулирования, стабилизацией производственных отношений, ростом профессионального уровня российских организаторов.
К негативным тенденциям можно отнести откровенную слабость материально-технической базы, отсутствие четкости нормативно-правовой базы ВЯД, недобросовестную конкуренцию организаторов выставок, отсутствие системы подготовки кадров.
В целом конкурентная среда на выставочном рынке страны является достаточно сильной. Высока также вероятность вторжения новых участников как результат низких входных барьеров в отрасли. Большую власть имеют отдельные группы потребителей. Особую опасность для существующей расстановки сил представляют иностранные компании, т.к. для них менее значимы инвестиционные факторы и барьеры дифференциации продукта, они имеют более мощные маркетинговые каналы.