Виды помощи
Период древней Руси.
История социальной работы.
Лекция №2 05.03.13
На чем основаны различия в уровне зарплаты.
1. Разная производительность труда
2.от компенсирующих различий (от престижности, тяжести, опасности)
3.от неконкурентных факторов
- установленная государством минимальная зарплата
- степень социализации зарплаты
На рынке существуют профсоюзы
миграционные барьеры, ограничивающие предложение труда
обязательный уход на пенсию
Период характеризуется наличием родовых и общинных форм помощи у славян. В древнеславянских общинах можно выделить следующие формы помощи и взаимопомощи:
Культовые формы поддержки. Архаическая парадигма помощи тесно связана с языческим миросозерцанием, мироощущением. Это нашло и отражение в сложившихся способах помощи:
· Институт волхвов — регулятор общественных отношений. Устраивали погребальные ритуалы рода, принимали важные решения в кризисных ситуациях. Например, вдовы обмывали и обряжали умерших, за что получали в качестве «отдара» вещи покойного.
· Коллективные формы помощи связаны с такими понятиями, как редистрибуция (перераспределение) и реципрокация (взаимообмен). В частности, это нашло выражение в братчине (помощь в уборке урожая), в разделении труда.
· Институт праздников. Тесно связаны с механизмами распределения и перераспределения.
· Общинно-родовые формы помощи. Эти формы поддержки тесно связаны с круговой порукой, через которую и осуществлялась забота о слабых и немощных:
· Родовые обряды почитания предков— тризны, погребальные состязания, игрища, трапезы. В эти дни жертвовалась определённая милостыня («справа»).
· Институт старцев— различные формы поддержки стариков (в том числе кормление по домам).
· Институт детского сиротства. Институт приймачества— приём в семью сироты людьми пожилого возраста, когда им уже было трудно справляться с хозяйством или они не имели наследников. Фетимизация— назначение сироте,
не имеющему хозяйства, «общественных» родителей. Если у сироты было хозяйство, он назывался «выхованцем», «годованцем», и усыновления не происходило.
· Институт вдов— помощь вдовам. Появляется незадолго до принятия христианства.
· Хождение за «навалным»— своеобразный ритуал по оказанию помощи нуждающейся женщине, как правило, осенью после уборки урожая.
· Хозяйственные формы помощи. Ранние формы помощи носили ритуальный характер, многие сохранили форму народных праздников.
· «Помочи». Внесезонные «помочи» связаны с кризисными ситуациями (пожары, наводнения, массовый падёж скота). При этом оказывалась помощь по хозяйству, отдавали часть продуктов, одежды, скота (например, «наряды миром», сиротские и вдовьи «помочи»). Сезонные «помочи» связаны с сельскохозяйственными работами. При этом
происходил сбор продуктов на общественные нужды (поэтому такие праздники назывались ссыпками, мирщиной, ссыпщиной), это была и форма «общественной милостыни».
· Толоки— вид помощи, включавший совместную обработку земли, перевозку сена, земли, навоза.
· Складчина— совместное кормление, совместная заготовка корма для скота.
· Супряга— совместное использование рабочего скота.
· Культ героя. Наиболее яркое выражение — княжеские пиры, где принимали участие все желающие (в том числе нищие, больные).
· Выкуп пленных.