Вопрос 3. Источники международно-правовой охраны окружающей среды

Вопрос 2. Принципы международно-правового сотрудничества в области охраны окружающей среды

В различных странах законодательства довольно отличаются друг от друга, также как и применяемые виды юридической ответственности за экологические правонарушения. Но в настоящее время отдельно взятое государство практически не в состоянии самостоятельно бороться с экологическими преступлениями в силу ряда объективных и субъективных причин (отсутствие материальных и технических средств, экологически чистых технологий, совершенного экологического законодательства и т.п.).

Для сохранения и улучшения экологической ситуации в мировом масштабе необходимо осуществлять тесное международное сотрудничество. В 90-е годы прошлого столетия международное сотрудничество в экологической области вышло на одно из ведущих мест.

 

Принципы международного права обычно понимают как правовую норму более общего характера, лежащую в основе специальных норм.

 

Республика Беларусь осуществляет международное сотрудничество в области охраны окружающей среды в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами в области охраны окружающей среды.

К ним относятся следующие принципы:

· каждый человек имеет право на жизнь в наиболее благоприятных экологических условиях;

· каждое государство имеет право на использование окружающей природной среды и природных ресурсов для целей развития и обеспечения нужд своих граждан;

· экологическое благополучие одного государства не может обеспечиваться за счет других государств или без учета их интересов;

· осуществляемая на территории государства хозяйственная деятельность не должна наносить ущерб окружающей природной среде как в пределах, так и за пределами его юрисдикции;

· недопустимы любые виды хозяйственной и иной деятельности, экологические последствия которой непредсказуемы;

· установление контроля на глобальном, региональном и национальном уровнях за состоянием и изменениями окружающей природной среды и природных ресурсов на основе общепризнанных критериев и параметров;

· обеспечение свободного и беспрепятственного международного обмена научно-технической информацией по проблемам окружающей природной среды и передовых природосберегающих технологий;

· помощь государств друг другу в чрезвычайных экологических ситуациях;

· разрешение споров, связанных с проблемами окружающей природной среды, только мирными средствами.

 

 

Источники международного права (в юридическом смысле) – это официально-юридические формы признания, закрепления и существования норм международного права.

 

В международно-правовой доктрине в качестве основных источников образования норм международного права рассматриваются:

1. международный обычай;

2. международный договор.

 

Источниками международного права охраны окружающей природной среды являются:

международные договоры,

соглашения,

конвенции,

резолюции и решения международных организаций, конференций и иные документы, признаваемые международным правом в качестве источников права, которые содержат международно-правовые нормы, регулирующие отношения в сфере охраны окружающей среды, обеспечение экологической безопасности, использования природных ресурсов.

 

Все источники международного экологического права принято подразделять на два вида:

 

• закрепляющие действующие международно-правовые принципы и нормы и образующие право в подлинном смысле этого слова («твердое», т.е. обязательное право);

• содержащие необязательные правила, нуждающиеся в особом характере и способах имплементации, но оказывающие тем не менее влияние на международные отношения своим авторитетом («мягкое», т.е. рекомендательное право).

«Мягкое» право представляет собой особый нормативный феномен как в национальной, так и в интернациональной нормативных системах. Не будучи столь строго ограничено формальными рамками, как «твердое» право, «мягкое» право способно регулировать наиболее сложные и деликатные отношения. Регулирование международных экологических отношений вызывает к жизни множество норм, которые нередко не согласуются друг с другом. Преодолеть расхождения «твердому» международному экологическому праву сложно, «мягкому» же с его гибкостью - значительно легче.

 

Согласно ст. 8 Конституции, Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства. Нормы права, содержащиеся в международных договорах Республики Беларусь, вступивших в силу, являются частью действующего на территории Республики Беларусь законодательства, подлежат непосредственному применению, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для применения таких норм требуется издание внутригосударственного нормативного правового акта, и имеют силу того нормативного правового акта, которым выражено согласие Республики Беларусь на обязательность для нее соответствующего международного договора. Если вступившим в силу международным договором Республики Беларусь установлены иные нормы охраны окружающей среды, чем те, которые предусмотрены законодательством, то применяются нормы международного договора.

Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь придает большое значение заключению и последующей реализации двусторонних соглашений в области охраны окружающей среды прежде всего с государствами, являющимися нашими соседями и имеющими с нами общие природные объекты и территории, а также другими государствами, проявившими интерес к сотрудничеству в этой области.

 

Международный договор – это международный нормативный правовй акт, заключенный субъектами международного права в установленном порядке и в соответствии с нормами международного и их внутреннего права, основанный на соглашении договаривающихся сторон, состоящий из одного ли нескольких связанных между собой письменных документов, содержащий нормы относительно установления, изменения или прекращения их взаимных прав и обязанностей.

Основными этапами становления и развития международно-правового регулирования в области охраны окружающей среды являются:

· выработка общих конвенций, которые трансформируют общие прин­ципы в обязательные нормы;

· заключение договоров, развивающих международно-правовые принци­пы в области окружающей среды;

· заключение региональных договоров, касающихся общих или специ­альных вопросов охраны окружающей среды.

Международные договоры могут быть классифицированы по степени связанности предмета регулирования с природоохранительной проблематикой. Здесь следует различать:

· договоры, регулирующие иные не природоохранительные отношения по поводу природных объектов (например, правовой режим водоемов.) Хотя они и не содержат природоохранительных международных норм, но по своему смыслу опосредованно содействуют охране объектов природы от истощения;

· договоры, регулирующие, отношения по использованию природных объектов, но содержащие отдельные положения об охране этих объектов (Конвенция по морскому праву, 1982 г.);

· договоры, полностью ориентированные на регулирование охраны ок­ружающей среды.

Международные договоры в области охраны окружающей среды, не требующие для применения издания внутригосударственных актов, применяются к отношениям, возникающим при осуществлении деятельности в области охраны окружающей среды, непосредственно. В иных случаях наряду с международным договором в области охраны окружающей среды применяется соответствующий нормативный правовой акт, принятый для осуществления положений международного договора.

 

Под международным обычаем понимается правило поведения, которое образовалось в результате длительного и единообразного применения субъектами международного права в повторяющихся однотипных ситуациях и признано ими в качестве юридически обязательной нормы.

Статут Международного суда ООН определил обычай как «доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы».

Начальный этап межгосударственных отношений в области охраны ок­ружающей среды характеризовался отсутствием разветвленной системы меж­дународных договоров и как следствие достаточно широким применением международных обычных норм.

Международные обычные нормы способны установить лишь общие рамки поведения государств в сфере охраны окружающей среды. Действительно эффективная международная охрана, обеспечение равных законных прав государств-природопользователей требовали регулирования поведения субъектов международного права, воплощенного в соответствующем между­народном договоре.

Стокгольмская конференция ООН по охране окружающей среды 1972 г., приняла два основных документа: Декларацию Принципов и План мероприятий.

Декларация принципов включает 26 принципов, выражающих отношение мирового сообщества к проблеме окружающей среды. Важнейшие из них:

1. право человека на благоприятные условия жизни в окружающей среде, качество которой позволяет вести достойную и процветающую жизнь;

2. сохранение природных ресурсов на благо нынешних и будущих поколений;

3. экономическое и социальное развитие, имеющее решающее значение для улучшения окружающей среды;

4. суверенность прав государств на разработку собственных природных ресурсов и ответственность государств за ущерб окружающей среде;

5. необходимость решать международные проблемы окружающей среды в духе сотрудничества;

6. избавление человека и окружающей его среды от последствий применения ядерного и иных видов оружия массового уничтожения.

По решению конференции был организован постоянно действующий орган ООН по охране окружающей среды - ЮНЕП (Программа ООН по окружающей среде), образован Фонд окружающей среды.

 

Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе, проходящее в Хельсинки в августе 1975 г., приняла Заключительный акт, в котором наряду с политическими вопросами обеспечения безопасности были рассмотрены вопросы экологической безопасности. Международное экологическое сотрудничество включает:

1. борьбу с загрязнением атмосферы;

2. охрану вод от загрязнения;

3. охрану морской среды;

4. охрану почвы, заповедников, окружающей среды в городах.

В ходе реализации хельсинских решений странами-участниками впоследствии были приняты Конвенция о трансграничном загрязнении атмосферного воздуха (1979 г.) и Конвенция о трансграничном воздействии промышленных аварий (1992 г.).

Венская встреча представителей государств-участников ОСБСЕ (ноябрь 1986 г.) приняла следующие рекомендации:

- сокращение выбросов серы до 199б г. на 30%, снижение выбросов углеводородов и других загрязнителей;

- разработка методов, альтернативных захоронению опасных отходов в море;

- обмен информацией по потенциально опасным химическим веществам, включая оценку риска для здоровья и окружающей среды.

 

Конференция ООН по окружающей среде и развитию (3-14 июня 1992 г., Рио-де-Жанейро) приняла следующие документы:

Декларацию, где сформулированы принципы политики охраны окружающей среды;

Повестка дня - XXI век: представляющая собой программу действий;

Заявление о принципах охраны и рационального использования лесов; Конвенцию по климату;

Конвенцию об охране биологического разнообразия.

 

Республика Беларусь является участницей следующих международных конвенций в области охраны окружающей среды:

• Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния, 17 ноября 1979 г.;

• Протокол к Конвенции о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния 1979 г., касающийся финансирования совместной программы наблюдения и оценки распространения загрязнителей воздуха на расстоянии в Европе, 5 октября 1984 г.;

• Протокол о сокращении выбросов серы или трансграничных потоков по меньшей мере на 30% к Конвенции 1979 года о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния, 13 июля 1985 г. и др.

 

Республика Беларусь подписала 4 межправительственных и 9 межведомственных двусторонних соглашений в области охраны окружающей среды с такими странами как: Российская Федерация, Латвийская Республика, Украина, Болгария, Литовская Республика, Словацкая Республика и др.

 

Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь ведет активное сотрудничество с рядом международных финансовых организаций, а также государственных агентств по охране окружающей среды, среди которых:

· Всемирный Банк;

· Программа ТАСИС Европейского Союза;

· Европейская Экономическая Комиссия Организации Объединенных Наций (ЕЭК ООН);

· Организация экономического развития и сотрудничества (ОЭСР);

· Организация безопасности и сотрудничества в Европе (ОБСЕ);

· Программа развития Организации Объединенных Наций (ПРООН);

· Программа по окружающей среде Организации Объединенных Наций (ЮНЕП);

· Шведское агентство охраны окружающей среды;

· Датское агентство охраны окружающей среды и др.

 

Вопрос 4. Понятие международных правоотношений в области охраны окружающей среды: субъекты, объекты, содержание.

 

Международные правоотношения в области охраны окружающей среды — это урегулированные правом отношения между государствами и иными субъектами международного права по поводу взаимодействия человека, народов, международного сообщества с окружающей природной средой. Выделение в самостоятельную юридическую категорию этого широкого круга общественных отношений отражает возрастающую заинтересованность человечества в их обособленном, всесторонне согласованном и эффективном правовом регулировании.

По содержанию к данной категории принадлежат отношения по:

· определению юридического статуса и правового режима природной среды в целом и ее составляющих элементов;

· изучению и контролю ее физического, химического, биологического состояния (мониторинг);

· использованию всеми допустимыми способами природных ресурсов;

· преднамеренному преобразованию природы; воспроизводству природных объектов;

· охране — поддержанию природной среды в благоприятном состоянии, а также иные отношения, прямо или косвенно связанные с воздействием на окружающую природу человека и человеческой жизнедеятельности. К этой категории принадлежат и отношения по предотвращению и устранению вредных стихийных влияний на людей, на общество со всеми его материальными и духовными ценностями.

Международные экологические правоотношения характеризуются традиционными элементами структуры — субъектами, объектами, взаимными правами и обязанностями участников.

Субъектами, в первую очередь, являются государства. Но наряду с ними в международных экологических правоотношениях могут участвовать, когда это предусмотрено правовыми нормами, нации и народы, международные правительственные и неправительственные организации, юридические и физические лица, действующие на международной арене.

 

Объектами международных экологических правоотношений являются: природная среда в целом, составляющие ее элементы, отдельные природные объекты, которые в большинстве случаев являются также объектами природопользования и природоохранения. Объектами международных экологических правоотношений могут быть материальные процессы и явления, вытекающие из самого факта существования людей и их жизнедеятельности и олицетворяющие взаимодействие общества и природы.

Взаимные права и обязанности участников международных экологических правоотношений образуют обширную область юридически опосредованных связей внутри человечества и могут быть охарактеризованы применительно к сферам и предметам природоохранной деятельности. В самом общем представлении объектом международно-правовой охраны является вся природа планеты Земля и околоземного космического пространства в пределах, в которых человек реально воздействует на материальный мир.