Два метода, формирующих сознание.

Дробление как форма коммуникации. Мифы создаются для того, чтобы держать людей в повиновении. Когда их удается незаметно внедрить в сознание масс, как это делает культурно-информационный аппарат, мифы обретают огромную силу, ибо большинство людей не подозревают о происходящей манипуляции. Метод дробления Фрейрё называет «одним из характерных приемов культурного подавления, который, за редким исключением, не осознается преданными, но наивными профессионалами, сосредоточивающими внимание на локализированном подходе к проблемам и потому не способными воспринимать их как измерения одной общей проблемы в целом». При передаче новостей по радио и телевидению многочисленные не связанные друг с другом сообщения выстреливаются в эфир подобно автоматной очереди. Газеты представляют собой толстые (десятки страниц) подборки материала, расположенного почти наугад или в соответствии с тайными законами журналиста».

Газеты и журналы намеренно разбивают статьи, помещая основную часть текста в конце номера, с тем чтобы заставить читателя просмотреть несколько страниц рекламы. Радио- и телевизионные программы постоянно прерываются для передачи рекламы.

Фрагментация при подаче информации усиливается в связи с требованием потребительской экономики заполнять время передач по всем каналам распространения информации коммерческими сообщениями.

С внедрением в информационную систему новой информационной техники фрагментация приобретает еще одно измерение. Поток несвязанной информации ускоряется до такой степени, что это вызывает порой до известной степени обоснованные жалобы на «информационную перегрузку». В действительности количество значимой информации но увеличивается. Подобно тому как реклама мешает сосредоточиться и лишает весомости прерываемую информацию, новая и эффективная техника обработки информации позволяет заполнить эфир потоками никчемной информации, еще больше осложняющей для индивида и без того безнадежные поиски смысла.

Немедленность передачи информации. В Америке основанная на конкуренции система превращает информацию в товар потребления, и выгода состоит в том, чтобы первым заполучить и придать такой скоропортящийся товар, как новости.

Быстрочередующиеся сообщения об авиационных катастрофах и наступлении национально-освободительных сил, растратах и забастовках, сильной жаре и т.д. мешают составлению оценок и суждений.

3. Пассивность — конечная цель манипулирования сознанием.

Содержание и форма средств массовой информации — мифы и средства их передачи — полностью опираются на манипуляцию. При успешном применении а это, несомненно, так и есть, они неизбежно приводят к пассивности индивида, к состоянию инертности, которое предотвращает действие.

Рудольф Арнхейм: «одна из специфических особенностей телевидения заключается в том, что мы включаем телевизор, а затем воспринимаем все происходящее на экране, а это означает чрезвычайно пассивное отношение со стороны зрителя. Совершенно неважно, что показывается. Это напоминает убаюкивание, не раздражает вас, не вынуждает реагировать, а просто освобождает от необходимости проявлять хоть какую-нибудь умственную активность».

В этой связи заслуживает внимания книга немецкого исследователя Герхарда Гляйссберга «О концентрации печати и манипулировании общественным мнением». Как справедливо отмечает автор, «концентрация печати улучшает и упрощает условия для обработки сознания, позволяет проводить ее целенаправленнее, полнее и эффективнее».

 

Еще теории: теория магической пули – беспредельная сила магического проникновения в глаза и уши зрителей и подчинения их идеям, образам и стилям жизни киногероев. Сформировалась в период Первой мировой войны – сообщения массмедиа принимаются всеми членами аудитории одинаково и такие стимулы вызывают мгновенные отклики. Теория инъекций – воздействие СМИ на аудиторию как мгновенное действие подкожных впрыскиваний, игнорирование возрастных, культурных, демографических и других особенностей. Теория моделирования – многие люди моделируют свою жизнь, манеру одеваться, говорить и прочее, подражая тем образцам, которые им преподносятся в СМИ. Теория аккумуляции – влияние СМИ на взгляды, вкусы и поведение аудитории.

Ряд исследователей, отвергая концепцию манипулирования, выделяют в деятельности прессы ее коммуникативную функцию. Чаще всего они отмечают роль СМИ в коммуникациях сверху вниз и снизу вверх, а также по горизонтали. Особенно ярко это проявилось по отношению к специальным изданиям в русле «доктрины человеческих отношений в промышленности», одним из основоположников которой является Мэйо. В рамках отдельного предприятия, которое его главным образом занимало, Мэйо не верил в установление гармонии без специальных мер, в особенности, психологического характера.

Элтон Мейо (1880-1949) – американский социолог и психолог, один из основоположников организационной социологии и социальной психологии, профессор Гарвардского университета. Разрабатывая теорию «человеческих отношений», Мейо ставил следующие цели:

§ повысить уровень мотивации человека к труду;

§ психологически подготовить работника к принятию нововведений на производстве;

§ улучшить качество организационных и управленческих решений; развивать сотрудничество среди работников и их трудовую мораль;

§ содействовать личностному развитию работника.

Теория «человеческих отношений» сформулирована Мейо в ходе его знаменитых Хоторнских экспериментов, которые проводились в течение 13 лет (с 1924 по 1936 г.) в городе Хоторне близ Чикаго. В целом можно выделить четыре этапа экспериментальной работы Мейо.

Первый этап. В 1924 году к Мейо обратилось руководство текстильного предприятия с просьбой разобраться в причинах высокой текучести кадров, каждый четвертый работник в течение года увольнялся с предприятия. В одном из цехов, где работали преимущественно женщины, Мейо провел ряд реорганизационных мероприятий:

§ перерывы для всех работников цеха стали проводиться в одно и то же время, чтобы в течение перерыва они смогли быть вместе и поговорить;

§ станки в цехе были переставлены: если раньше они стояли в ряд, друг за другом, то теперь – полукругом, так, чтобы во время работы девушки могли общаться;

§ в штат цеха была введена медицинская сестра, к которой работницы могли обращаться за медицинской и психологической помощью и которая снимала их эмоциональное напряжение, усталость, нервные стрессы, передавала просьбы администрации цеха.

Такая реорганизация привела к некоторому сокращению текучести кадров, улучшились взаимоотношения и между работницами, и с администрацией. Из проведенного эксперимента Мейо делает первое открытие – важность процесса общения в производственных условиях.

Второй этап. Свою экспериментальную работу Мейо продолжил в «Western Electric Company». Компания столкнулась с фактом снижения производительности труда сборщиц реле телефонных аппаратов.

Тогда в 1928 году был приглашен Мейо. Перед ним была поставлена задача – найти стимулы для повышения производительности труда. Мейо организовал эксперимент, имеющий первоначальной целью выяснить, как влияет на производительность труда такой фактор, как освещенность рабочего помещения. Он разделил работниц цеха на экспериментальную и контрольную группы. В экспериментальной группе освещенность помещения увеличили и через некоторое время обнаружили рост производительности труда. В контрольной группе при неизменной освещенности производительность труда не росла. Через некоторое время еще больше увеличили освещенность помещения в экспериментальной группе и отметили новый прирост производительности. Однако в контрольной группе при неизменной освещенности производительность труда также возросла. Мейо столкнулся с парадоксальной ситуацией. Когда в экспериментальной группе он убирает все улучшения освещенности, производительность труда работниц продолжает расти, причем рост производительности наблюдается и в контрольной группе. Следовательно, только улучшением освещенности рабочего места невозможно объяснить повышение производительности труда. Мейо предполагает, что в эксперименте проявляет себя еще какая-то переменная. За такую переменную им принимается сам факт участия работниц в эксперименте. Осознание важности происходящего, своего участия в исследовании, внимания к своей личности – все это привело к большему включению работниц в производственный процесс и дало рост производительности труда даже в тех случаях, когда отсутствовали объективные улучшения. Из результатов этого эксперимента Мейо делает второе открытие – значимость внимания к рядовому работнику со стороны администрации и исследователей.

Третий этап. Эти неожиданные результаты заставили Мейо усложнить эксперимент и провести еще несколько исследований. Он отобрал шесть работниц, которые были помещены в отдельную комнату, и начал эксперименты по изменению различных условий труда. Была улучшена система оплаты труда, введены одновременные дополнительные перерывы и два выходных дня в неделю. При внедрении этих новшеств производительность труда повышалась, а когда, по условиям эксперимента, все нововведения были отменены, производительность хоть немного и снизилась, но осталась на уровне более высоком, чем первоначальный. Мейо сделал еще три важных открытия. Первое – наличие у людей особого чувства – «социобильности», т.е. потребности в принадлежности к группе. Второе – существование формальных и неформальных групп на производстве. Третье – значение неформальных групп.

Четвертый этап. Выяснив роль неформальных групп в процессе производства, Мейо решил посмотреть, что же происходит внутри этой неформальной группы. В бригаду, состоящую из 14 мужчин, сборщиков телефонных аппаратов, был внедрен социальный психолог, который в течение 18 недель адаптировался и работал с ними. Он выяснил, что в такой неформальной группе существует собственная внутригрупповая мораль. Для данной группы она заключалась в трех основных принципах:

1. «не делай слишком много»;

2. «не делай мало»;

3. «не заносись, не выделяйся».

Для того чтобы избежать повышения планового задания, норма выработки определялась самой группой и развивались различные способы взаимопомощи и взаимоподдержки. Открытие, которое делает Мейо в результате своего четвертого эксперимента, состояло в обнаружении внутригрупповой морали и внутригрупповых норм взаимоотношений и поведения. Мораль и нормы, формируемые внутри неформальной группы, диктуют человеку определенные стереотипы поведения в процессе трудовой деятельности.

Благодаря исследованиям Мейо в США распространяется термин «человеческие отношения», возникает особая политическая доктрина, превратившаяся в официальную программу управления организациями. В основу доктрины «человеческих отношений» положены следующие принципы:

1. Человек – это «социобильное существо», ориентированное на принадлежность к определенной группе и включенное в контекст группового поведения.

2. Бюрократическая организация с ее жесткой иерархией несовместима с природой человека и его свободой.

3. Руководители предприятий в большей степени должны ориентироваться на людей, чем на продукцию. Работникам необходимо создавать благоприятные условия труда и общения для того, чтобы повысить их производительность.

4. Вознаграждение за труд всей группы эффективнее вознаграждения одного человека. Социальное вознаграждение эффективнее экономического. Демократический стиль руководства, повышение удовлетворенности трудом и взаимоотношениями, создание атмосферы сотрудничества являются элементами социального вознаграждения.

Мейо считал, что концентрация внимания управляющих на социальных и психологических аспектах трудовой деятельности людей – это основной путь разрешения общественных противоречий и обеспечения социальной стабильности общества. Им предложены следующие средства повышения производительности труда:

§ паритетное управление, основанное на учете взаимных интересов администрации и работников предприятия;

§ гуманизация труда, обеспечиваемая внедрением новых техники и технологий, созданием благоприятных условий труда;

§ принятие коллегиальных решений, демократический стиль руководства предприятием;

§ просвещение работников, их профессиональное обучение и создание условий для повышения их профессиональной квалификации.

Особое внимание последователи Мэйо уделяют средствам массовой информации, прежде всего «заводской печати». Основываясь на предпосылке, что знаковая — словесная и образная — коммуникация явилась той основой, на которой складывались и функционируют различные формы общественного сознания, они ратуют за отыскание все более эффективных способов и средств осуществления информационных процессов.

Отдавая должное коммуникативной и манипулятивной функциям прессы, многие исследователи видят в средствах массовой информации «четвертую власть». Быть «четвертой властью» пресса может только в подлинно демократическом обществе, где народ не только принимает участие в политическом процессе, но и может активно влиять на распространяемую информацию. Французский исследователь прессы Жан-Луи Серван-Шрайбер в своей книге «Власть информации» отмечал, в частности, что создание технической базы современных СМИ и «крушение авторитарных королевств и империй ввело повсюду в моду свободы самовыражения. Таким образом, назрела вся совокупность материальных и политических условий для взрыва в области информации и произошел переворот в образе мыслей и действий людей».

Де Вирье отмечает, что «в условиях медиакратии народ остается суверенным, но его роль меняется: становится весомым не его голос в избирательной кампании, а его мнение. В обществе образуются «треугольники» — правительство — масс-медиа — общественное мнение», «знание — масс-медиа — ученики» и т.д.».

Безграничные возможности прессы часто иллюстрируются событиями «Уотергейта», когда благодаря позиции СМИ в Соединенных Штатах Америки стала возможной отставка президента Р. Никсона.

Интересной представляется концепция «информационного общества», выдвинутая О. Тоффлером. А. Бранскомб так характеризует это общество: «Это такое общество, в котором большинство граждан участвуют в процессе создания, сбора, хранения или распределения информации, а не в сельском хозяйстве или производстве».

В развитых странах Запада самое пристальное внимание уделяется изучению конкретных социальных функций прессы. По мнение американского теоретика журналистики У. Шрамма, «качественные» газеты привлекают «влиятельных читателей широтой и глубиной освещения и имеет тенденцию занимать независимую и даже критическую позицию по отношению к правительству. Их политику не контролирует никакая центральная власть, и они служат скорее наблюдателями и критиками своих правительств, чем их представителями».

Конкретные исследования приводят зачастую к обобщениям и выводам в духе различных концепций и направлений, вот, например, к какому заключению пришли крупнейшие американские социологи П. Лазарсфельд и Р.Мертон: «Главные группы власти, основное место среди которых занимает организованный бизнес, приходят к применению методов манипулирования массами посредством пропаганды вместо более прямых средств контроля... Те, кто контролируют взгляды и убеждения в нашем обществе, прибегают меньше к физическому насилию, абольше кмассовому убеждению. Радиопрограммы и реклама служат вместо запугивания и насилия».

Конкретные исследования отдельных проблем СМИ приводят и кдругим выводам. Дж. Танстелл выступил с концепцией «дерегуляции прессы». Суть ее сводится к следующему. Поскольку во многих странах пресса все больше и больше входит в рыночные отношения, то спрос и предложение такого особого товара, как газеты и журналы, радио- и телепрограммы и т.п., начинают действовать вместо государственных и иных официальных регуляторов. Рыночные механизмы начинают управлять содержанием информации.

Интересной и практически значимой является так называемая концепция «привратника», выдвинутая еще в 1947 г. в работах социопсихолога Курта Левина. Реальные функции редактора-«привратника» таковы:

— творческая (все журналисты в редакции пишут, отбором же занимается руководитель — как правило, ответственный секретарь);

— в самом пишущем сидит «привратник»; каждый поопыту знает, что может быть пропущено в печать, а что нет;

— функции «привратника» выполняют органы внешней цензуры;

— пресса ориентирует массы в информационном потоке, управляет ими, просвещает их.

Теория свертывания материалов печати – большая часть новостей в печати носит запрограммировано-выборочный характер, поскольку и темы и проблемы подвергаются тщательному отсеву и распределяются в соответствии с той степенью значимости в газетно-журнальном пространстве, которая им предназначается.

Теория стереотипных капсул – СМИ могут распространять стандартизированные мнимые представления о жизни и культуре, формируя из них модели поведения, нравов и ценностей. Терапевтическое удовлетворение потребностей – концепция, согласно которой для изучения реакции аудитории на полученную информацию надо выяснить, что побуждает ее обращаться к СМИ, какие типы удовлетворения своих желаний она удовлетворяет. Разные мотивы – бегство от рутины и бремени жизненных ситуаций, поиски эмоциональной разрядки и прочее.

 

СПИНДОКТОР

Чаще всего спиндоктор (spin doctor) занят исправлением освещения события в масс-медиа, после того как информационное развитие приняло неблагоприятный оттенок. Термин (spin doctor) возник от английского слова spin – «кружение, верчение». То есть это подача событий в более благоприятном виде. Спиндоктор, можно сказать, «раскручивает» информацию, подает ее в благоприятном виде. Иными словами, спиндоктор – это управляющий информацией. Можно сказать и по-другому: спиндоктор «лечит» информацию в СМИ, лечит событие, точнее то, какое освещение событие может получить в масс-медиа.

Из истории мы знаем многочисленные примеры того, как окружение монархов, царей, президентов «готовило» аудиторию до проведения различных церемоний (обеспечивалось ликование толпы на коронации, «потемкинские деревни», «бурные, продолжительные аплодисменты» на съездах партии и т.д.). Все это – иллюстрация работы спиндокторов – людей, моделирующих информационную ситуацию.

На практике выделяется несколько видов спина:
1. до-спин – подготовка аудитории к событию;

2. после-спин – «наведение блеска» на событие;

3. торнадо-спин – перенос общественного внимания на другое событие;

4. кризисный спин – контроль кризисной информации с целью уменьшения дальнейшего ущерба.


Формирование им новостной информационной сферы производится:

– путем отбора информации;

– приданием значимости «нужным» новостям;

– путем торможения и ускорения информации.


В частности, для торможения информации спиндоктор использует такие инструменты, как:

а) недопуск события в СМИ (например, Госдепартамент США попросил СМИ не давать в эфир интервью с Бен Ладеном и лидерами террористов);
б) изменение модуса информации (например, ироническое отношение на НТВ к В. Жириновскому и Г. Зюганову);

в) замена сообщения новой информацией или ситуацией;

г) перенос акцентов (типа «сам дурак» или «сам вор»)