Аксиомы БЖД

Классификация опасностей и их идентификация

Таксономия - наука о классификации и систематизации сложных явлений, понятий, объектов. Поскольку опасность является понятием сложным, иерархическим, имеющим много признаков, таксономирование их выполняет важную роль в организации научного знания в области безопасности деятельности, позволяет глубже познать природу опасно­сти.

Совершенная, достаточно полная таксономия опасностей пока не разработана.

По происхождению различают 6 групп опасностей: природные, техногенные, антропо­генные, экологические, социальные, биологические.

По характеру воздействия на человека опасности можно разделить на 5 групп: меха­нические, физические, химические, биологические, психофизиологические.

По времени проявления отрицательных последствий опасности делятся на импуль­сивные и кумулятивные.

По локализации опасности бывают: связанные с литосферой, гидросферой, атмосфе­рой, космосом.

По вызываемым последствиям: утомление, заболевания, травмы, аварии, пожары, летальные исходы и т.д.

По приносимому ущербу: социальный, технический, экологический, экономический.

Сферы проявления опасностей: бытовая, спортивная, дорожно-транспортная, произ­водственная, военная и др.

По структуре (строению) опасности делятся на простые и производные, порождае­мые взаимодействием простых.

По реализуемой энергии опасности делятся на активные и пассивные.

К пассивным относятся опасности, активизирующиеся за счет энергии, носителем ко­торой является сам человек. Это - острые (колющие и режущие) неподвижные элементы; неровности поверхности, по которой перемещается человек; уклоны, подъемы; незначи­тельное трение между соприкасающимися поверхностями и др.

Различают априорные признаки (предвестники) опасности и апостериорные (следы) признаки опасностей.

Опасности носят потенциальный, т. е. скрытый характер.

Под идентификацией понимается процесс обнаружения и установления количествен­ных, временных, пространственных и иных характеристик, необходимых и достаточных для разработки профилактических и оперативных мероприятий, направленных на обеспечение жизнедеятельности.

В процессе идентификации выявляются номенклатура опасностей, вероятность их проявления, пространственная локализация (координаты), возможный ущерб и другие па­раметры, необходимые для решения конкретной задачи.

Главное в идентификации заключается в установлении возможных причин проявления опасности. Полностью идентифицировать опасность очень трудно. Например, причины не­которых аварий и катастроф остаются невыясненными долгие годы или навсегда.

Можно говорить о разной степени идентификации: более или менее полной, прибли­женной, ориентировочной и т.п.

1. Всякая деятельность (бездеятельность) потенциально опасна.

2. Для каждого вида деятельности существуют комфортные условия, способствующие её максимальной эффективности.

3. Все естественные процессы, антропогенная деятельность и объекты деятельности обладают склонностью к спонтанной потере устойчивости или к длительному негативному воздействию на человека и среду его обитания, т.е. обладают остаточным риском.

4. Остаточный риск является первопричиной потенциальных негативных воздействий на человека и биосферу.

5. Безопасность реальна, если негативные воздействия на человека не превышают предельно допустимых значений с учетом их комплексного воздействия.

6. Экологичность реальна, если негативные воздействия на биосферу не превышают предельно допустимых значений с учетом их комплексного воздействия.

7. Допустимые значения техногенных негативных воздействий обеспечивается соблюдением требований экологичности и безопасности к техническим система, технологиям, а также применениям систем экобиозащиты (экобиозащитной техники).

8. Системы экобиозащиты на технических объектах и в технологических процессах обладают приоритетом ввода в эксплуатацию и средствами контроля режима работы.

9. Безопасная и экологичная эксплуатация технических средств и производств реализуется при соответствии квалификации и психофизических характеристик оператора требованиям разработчика технической системы и при соблюдении оператором норм и требований безопасности и экологичности.

 


 


Тема 2. Концепция приемлемого риска и
системный анализ безопасности

1. Квантификация опасностей.

2. Концепция приемлемого (допустимого) риска.

3. Управление риском и методы его оценки

4. Системный анализ безопасности.

5. Методы анализа безопасности.

1. Квантификация опасностей

Квантификация - это введение количественных характеристик для оценки сложных, качественно определяемых понятий. Применяются численные, балльные и другие приемы квантификации. Наиболее рас­пространенной оценкой опасности является риск. У нас в современной технической литературе по безопасности это понятие пока не по­лучило соответствующего признания. В. Маршалл дает следующее определение: риск - частота реализации опасностей.

Для сравнения риска и выгод многие специалисты предлагают ввести экономический эквивалент человеческой жизни. Такой подход вызывает возражение среди определенного круга лиц, которые утверждают, что человеческая жизнь свята и финансовые сделки недо­пустимы. Однако на практике с неизбежностью возникает необходимость в такой оценке именно в целях безопасности людей, если вопрос ставится так: "Сколько надо израсходовать средств, чтобы спасти человеческую жизнь?" По зарубежным исследованиям человеческая жизнь оценивается от 650 тыс. до 7 млн. долл. США.

В основу теории БЖД положена аксио­ма, что любое взаимодействие человека со средой обитания потенци­ально опасно. Ее справедливость можно проследить навсех этапах развития системы "человек-среда обитания". Так, на ранних стади­ях своего развития (система "человек-ПС"), когда отсутствовали технические средства, человек испытывал значительные воздействия опасных и вредных факторов естественного происхождения (например, повышенная и пониженная температура воздуха, атмосферные осадки, грозовые разряды, контакты с дикими животными и т.п.). Сейчас, (система "человек-техносфера") к естественный прибавились много­численные факторы антропогенного происхождения (например, шум, повышенная концентрация токсичных веществ в воздухе, водоемах и почве, ионизирующие излучения, электромагнитное поле и др.). Эта аксиома также предопределяет, что все действия человека и все компоненты среды обитания (прежде всего ТС и технологии) кроме позитивных свойств и результатов обладают способностью генерировать опасные и вредные факторы. При этом любое позитивное действие неизбежно сопровождается возникновением новой потенциальной опасности или даже группы опасностей (например, при применении электрической, атомной или лазерной энергий; автомобилей, тепло­возов или самолетов).

В результате взаимодействия человека со средой обитания на­блюдаются:

1) рост числа травмируемых и погибших, как на произ­водстве, так и в быту;

2) сокращение продолжительности жизни, особенно среди мужчин;

3) возрастание материального ущерба, как на производства, так и в быту и (или) ПС.

Хозяйственная деятельность человека также связана с получени­ем огромных отходов (в Россия и развивающихся странах из 40 кг сырья только 10 кг превращаются в полезную продукцию), которые загрязняют атмосферу, гидросферу и литосферу, что, конечно, нару­шает устойчивое развитие как природных, так и искусственных эко­систем. Кроме того, человек взаимодействует со средой обитания посредством той или иной машины, которая может иметь свои какие-то опасные и вредные факторы. Последние при определенных условиях могут воздействовать как на человека, так и среду его обитания. А неконтролируемый выход энергии, ошибочные и несанкционированные действия человека иразличные стихийные явления в природе могут стать причиной возникновения и развитая ЧС как антропогенного, так и природного характера. Эти ситуации характе­ризуются своими опасными и вредными факторами, которые сильно воздействуют как на человека, так и на ОНХ и ПС. Они являются первичными негативными факторами, которые, как правило, вызыва­ют возникновение вторичных и третичных факторов на ОНХ и прилегающей местности. Последние имеют значительный энергетический уровень и более мощно действуют на человека и среду его обитания.

Таким образом, в процессе взаимодействия человека со средой обитания налицо сложная многоуровневая система "человек-среда обитания-машина-ЧС", каждый уровень которой несет свои опасные и вредные факторы соответствующего энергетического уровня.