Типы и виды бирж

Декретом 23 декабря 1917 г. Совнарком запретил любые операции с ценными бумагами, а декрет ВЦИК от 21 января 1918 г. аннулировал облигации государственных займов, выпущенных царским правительством.

Однако биржам суждено было возродиться и в советский период. Этопроизошло в июле – декабре 1921 г. (первые месяцы нэпа). Распадавшаяся наотдельные части хозяйственная система с её подорваннымпроизводительнымисилами не желала больше подчиняться административному диктату. Только обмен через торговлю, через рынок мог связать отдельные хозяйственные единицы,принадлежавшие к различным экономическим укладам ("социалистическому" влице национализированной государством части народного хозяйства, а точнее,государственному; государственно-капиталистическому,частнокапиталистическому, мелкотоварному и натуральному хозяйству), вотносительно целостную систему. И правительство обратило свой взгляд набиржи, которые стихийно стали возрождаться по всей стране, главным образомна основе кооперативного аппарата. Но их эффективность была низкой. Вбиржевом обороте находились в основном те же товары, что и до войны – продовольствие и фураж. Текстиль, сырьё, металлические и кожевенныеизделия, топливо были представлены на биржах незначительно. 23 августа 1922 года вышло постановление Совета труда и обороны(СТО), что свидетельствовало о том, что в решении задачи упорядочиваниявнутренней торговли государство ориентировалось на биржи. В этом постановлении видны основы политической концепцииправительства в отношении бирж. Во-первых признание бирж негосударственными, а общественными организациями, хотя согласнопостановлению СТО "О товарных биржах", они учреждались Комиссией повнутренней торговле при СТОили по её собственной инициативе, или походатайству заинтересованных учреждений, предприятий, лиц, причемсамочинное учреждение бирж, наблюдавшееся до принятия этого постановления,более не допускалось. Во-вторых, правительство искало и нашло в лице биржэкономические рычаги развития торговли в стране. И, как это было известноиз опыта капиталистических бирж, не только торговли. Этот экономическийрычаг – свободный биржевой торг, при котором, однако, функции биржи "носятхарактер посреднический, а не оперативный". Ещё одной функцией биржиявлялась выработанная мировой практикой котировка биржевых цен.Котировка –фиксирование и опубликование выявившихся на торгах цен. Последовательный ряд котировальных цен дает, в конечном счете, реальную рыночную цену, ту цену, которая является регулятором рыночной экономики и на которую ориентируются в своих долгосрочных планах как промышленники – производители товара, так и торговые посреднические предприятия. Для политической концепции правительства характерно было такжерегламентирующее положение о том, кто мог становиться членами товарнойбиржи: это – государственные учреждения и торговые и промышленныепредприятия, их объединения; кооперативные товарищества и их объединения;частные торговые и промышленные предприятия определенного ценза. Такоеобъединение в единой структуре, признаваемой общественной, и под общимведением государственных органов организаций, принадлежащих к различнымэкономическим укладам, свидетельствовало о том, что товарная биржа посуществу учреждалась первоначально как госкапиталистическая структура.Вместе с тем это была попытка преодолеть полное безразличие государственныхпредприятий к биржевому торгу, предпринятая в лучших традицияхнасильственного "загона" торгующих на биржу. Причин равнодушия былонесколько. Во-первых, тотальный товарный дефицит. Во-вторых, монополизмгосударственных предприятий-трестов, которые создавались по типуорганизационного строения капиталистических синдикатов и трестов: решаязадачу концентрации производственных возможностей разоренной страны, такойпринцип приносил за собой сразу и отрицательную сторону монополии –беспосреднический торговый обмен по монопольным ценам. По политико-идеологическим причинам биржи не смогли преодолеть этого ценовогомонополизма госпредприятий. Следует отметить, что к 1924 г. наметился спаддоли товарооборота государственных предприятий (на 1,2%). Происходило взаимное отторжение биржи и монополизированной экономики. Постановление СТО от 1 сентября 1922 г. об обязательной регистрациина бирже всех заключенных государственными органами сделок вне биржи былоещё одним шагом в направлении ориентации государства на биржи вупорядочивании внутренней торговли. Всего лишь одним постановлением"товарооборот" был "увеличен" в несколько раз. По существу это была уже небиржа, а элемент организованного государственного регулирования.Ценообразование на биржах не имело значения как самостоятельный акт и неотражало реального соотношения спроса и предложения, ибо было ограниченно тарифами государства на продукцию предприятий государственного сектора. Врезультате предприятия и организации, производившие дефицитную продукцию,не могли воспользоваться благоприятной для них рыночной конъюнктурой.В октябре 1922 г. Совнаркомом было издано постановление "О фондовых биржевых операциях". Организация фондовых бирж и фондовых отделов товарныхбирж должна была, по мысли законодателя, содействовать регулированиюфондового (ценных бумаг и т. д.) и денежного рынков. В состав участниковэтого биржевого торга – членов фондового отдела или фондовой биржи и ихпостоянных посетителей – допускались: кредитные учреждения; представителиГосбанка, Наркомфина, Наркомата внешней торговли и др. органов;всероссийские кооперативные союзы и их отделения; частные торговые ипромышленные предприятия с определенным уровнем капитала и отдельные лица. Фондовые отделы товарных бирж (фондовых бирж как таковых в этотпериод не было) стояли несколько особняком и пользовались автономией внутритоварных бирж. Однако их органы были значительно менее самостоятельны, чеморганы товарных бирж: фондовые отделы строго подчинялись Наркоматуфинансов. Первоначальный состав членов фондовых бирж или фондовых отделовназначался этим ведомством по соглашению с Комиссией по внутренней торговлепри СТО. Подобным же образом назначались и биржевые комитеты или советыфондовых отделов. В этом отношении советское законодательство было оченьприближено к законам царского правительства. Первым был организован в 1923 г. фондовый отдел при Московскойтоварной бирже. Фондовые отделы сыграли некоторую роль при выявлении курса червонца и размещении государственных займов. После постановления ВЦИК и СНК о валютных операциях, изданного воктябре 1922 г., советские фондовые биржи стали органами регулированиявалютно-фондового рынка, т. е. органами, выражающими волю государства вэтом вопросе. Но в условиях расширения масштабов государственного плановогосектора биржи стали быстро терять почву для существования. Совет труда и обороны был уполномочен издать по соглашению снаркоматами внутренней торговли и финансов правила для допущения ценныхбумаг к обращению в фондовых отделах или на фондовых биржах. Вместе сГосбанком и Особым валютным совещанием Наркомфин ставил своей задачейвоспрепятствовать биржевой игре ценными бумагами, так как был больше всегобеспокоен тем, чтобы не допустить концентрации капитала в рукахопределенных групп предпринимателей, несмотря на то, что собственныепозиции государства были обеспечены господством в решающих отрасляхнародного хозяйства (так называемые командные высоты). А потому фондоваябиржа теряла в значительной мере свой смысл и не развивалась. Для объединения и представительства общих интересов бирж ещё в январе1923 г. был созван первый после революции съезд представителей биржевойторговли. Он создал организационный центр - Бюро съездов биржевой торговли(позже оно было переименовано в Совет съездов). Последним была проделана довольно значительная работа как по выявлению и представлению интересов торгующих, так и по инструктированию и консультированию местных бирж. Развитие биржевой торговли было сопряжено с большими трудностями ипротиворечиями. В обстановке всеобщего дефицита. Когда покупатель бегает запродавцом, трудно говорить о реальной рыночной цене товара, продаваемого набирже, так как торгующие сами по себе не нуждались зачастую в еёпосреднических услугах и шли на биржу, принуждаемые государством. Но и тамискали пути для спекуляции, "по-чёрному" – в отличие от биржевой игры, илибиржевой спекуляции. Так в эти годы получили распространение "переодетые"биржевые сделки: предприятия-монополисты, заключая непосредственно с покупателем торговые сделки, оформляли их, однако, через биржу, потому что регистрационные сборы на внебиржевые сделки были значительно выше.Отсутствие и недопустимость биржевой спекуляции как специфическогометода биржевого торга считались отличительной чертой советской биржи, её преимуществом в сравнении с биржей капиталистической. Таким образом, правительство признавало необходимость административного воздействия на цены. Теоретики биржевого дела никак не могли определить реальное местобиржи в структуре советской экономики, её природу. Так, Совет съездов водном из своих документов определял биржи как местные представительныецентры торговли. В качестве общественных организаций биржи приравнивались кпрофсоюзам, коллегиям защитников при судах и т. п. Именно так ониопределялись в документе, подписанном одним из авторитетных партийныхдеятелей в области кооперации и внутренней и внешней торговли А. М. Лежавой(в то время нарком внутренней торговли). Биржа не входит в общую систему государственного управления и имеет свой бюджет, говорилось в документе, но"с другой стороны…товарная биржа осуществляет свои функции не в частном интересе, а в интересе общественности". Это широко распространенное отрицание наличия частных интересов на бирже как её движущего механизма было обусловлено идеологической линией партии. Некоторые советские теоретики биржевого дела, к числу которыхпринадлежал и Лежава, видели в бирже главным образом учетно-статистическийорган."Наши биржи имеют природу, которая трактующим о биржах по шаблону кажется не настоящей и заставляет их думать, что такой биржи нам и ненужно.., - писал он. – Биржевой аппарат сделался необходимейшим органом для централизованного правительственного руководства своими промышленными и торговыми предприятиями… Биржевая статистика дает исчерпывающий материал повсему оптовому обороту нашей госторговли. Государственные экономические наркоматы могут делать свои выводы по руководству всеми торговыми предприятиями, опираясь на показания биржевой статистики".В 1924 – 1925 годах, биржевая торговля быстро пошла на спад. Уже к 1927 г.большая часть бирж была упразднена. Изданным в апреле 1928 конкретизирующимэто постановление положением ещё более усиливался административный контрольнад биржами, превращавших их окончательно в организации, занимающиесяпростой оптовой торговли через прилавок. Маклеры стали рассматриваться вкачестве своего рода совслужащих, порядок оплаты их труда соответствующими наркоматами. Биржевые сделки, в которых участвовало хотя бы одно частное лицо, контролировались фининспектором, что подрывало право на коммерческую тайну. Ликвидация бирж в начале 1930 г. постановлением Совнаркома завершила эту серию правительственных актов. Так была ликвидирована единственная в Советской России признанная вмире экономическая структура, деятельность которой при правильнойпостановке дела могла способствовать выработке рыночной цены ценных(фондовых) бумаг и товарно-сырьевой продукции. Хотя биржевое дело в этот период не смогло подняться до европейского уровня, его развитие в первой половине 20-х годов шло по общему пути, несмотря на все препятствия.Ликвидация бирж отдала вопросы ценообразования и все с ними связанное во власть волюнтаризма, чиновничье-бюрократического произвола, способствовала утрате обществом объективных экономических критериев, явилась важным шагом по пути к застою и тупику, разрушая естественные стимулы развития общественного труда. Предпринятые правительством одновременно попытки массового акционирования производства не могли вывести из этого тупика:отсутствовали объективные критерии оценки стоимости фондов акционируемых предприятий. Были перекрыты пути инвестирования в эти предприятия крупных денежных капиталов (помимо собственных их средств и прямых государственных вложений), устранены возможности развития конкурентной борьбы через концентрацию и переливание капиталов – денежных и акционерных – от одного акционерного общества к другому.После шестидесятилетнего перерыва биржевое движение в России было вновь возрождено. Стихийный процесс создания биржевых структур был начат созданием в мае 1990 г. Московской товарной биржи. Так же, как и в 1921 –1922 гг. процесс образования новых бирж осуществлялся при коренных изменениях в экономике; сходным оказался и лавинообразный рост бирж – 101товарная биржа к 1925 г. и 182 товарные и фондовые биржи на начало 1992 г.

В настоящее время ситуации следующая:19 декабря 2011 года Биржи РТС и ММВБ официально объединились , торги начались на объединенной площадке, также начал работу новый единый сайт ОАО «Московской биржи» (http://rts.micex.ru/ ). РТС и ММВБ сформировали единый список ценных бумаг, торги на фондовых площадках проходят в трех новых секторах.

Первый сектор - "основной рынок" - включает в себя все существовавшие ранее режимы торгов фондового рынка ММВБ.

Второй сектор - Standard - фактически является дублером RTS Standard.

Третий сектор – Classica - является перенесенным на ММВБ классическим рынком РТС.

Кроме того, сохраняются срочные рынки обеих бирж.

Однако полное слияние организационной структуры двух бирж еще не закончено.

У объединенной биржи пока остаются две разные торговые площадки, два сайта. Индексы торговых площадок тоже считаться раздельно, как и прежде.

Основные изменения произойдут, когда начнется процесс технического объединения бирж, а пока торги проходят на двух площадках, каждая из бирж сохранит свой индекс и свою специализацию. Работу по объединению срочных рынков двух бирж предполагается провести до 2013 года. Биржа обещает представить детальный план введения единой инфраструктуры в начале 2013 года. Нынешняя инфраструктура биржи, по мнению ФСФР России, не соответствует требованиям эффективности и надежности. В то же время ожидается, что за счет слияния РТС и ММВБ могут избавиться от дублирующих функций, а также будут способствовать превращению Москвы в региональный финансовый центр[1].