Элементы комбинаторики
Классическое определение вероятности событий
Определение 1.9.Вероятность события – количественная мера неопределенности, число, которое выражает степень уверенности в наступлении этого события.
Проведем следующее испытание. Бросим один игральный кубик. В результате такого испытания возможны такие события: «выпала единица», «двойка», «тройка», «четверка», «пятерка» и «шестерка». Эти события, очевидно, образуют полную группу. Изобразим их совокупность в виде отдельных точек на плоскости (см. рис. 1.1). Введем следующие определения. Единичный, отдельный исход испытания называется элементарным событием (элементарным исходом). Набор всех элементарных событий – множество элементарных исходов (пространство элементарных событий ). Таким образом, любое событие можно рассматривать как подмножество пространства элементарных событий. Мы говорим, что событие произошло, если в результате испытания произошло элементарное событие, принадлежащее этому подмножеству. Например, нас интересует событие – выпало четное число. Этому событию соответствует набор (подмножество) трех элементарных событий – «двойка», «четверка» и «шестерка». Появление одного из этих элементарных событий будет означать, что произошло интересующее нас событие . Как в данном случае можно определить вероятность события? Очевидно, что чем выше удельный вес элементарных событий, соответствующих интересующему нас событию, тем больше шансов, что оно появится, т.е. тем выше вероятность. В нашем случае всего 6 элементарных исходов, из них 3 четных числа. Таким образом, вероятность будет равна .
Рис. 1.1.
Рассмотренный метод является классическим, и сформировался в XVII веке в результате анализа азартных игр, и основан на понятии равновозможности событий.
Определение 1.10. Вероятностью наступления события называется отношение числа всех благоприятствующему этому событию элементарных исходов к общему числу всевозможных простых, попарно несовместных, единственно возможных и равновозможных элементарных исходов испытания :
(1.1)
Число элементарных исходов, благоприятствующих данному событию, принадлежит, очевидно, следующему отрезку: . Разделив данное неравенство на , получим . Отсюда следует, что диапазон изменения вероятности случайного события: . Вероятность достоверного события: . Вероятность невозможного события: . Чем больше значение вероятности, тем более мы уверены в наступлении события. Приведем несколько примеров на нахождение вероятности наступления событий с использованием классического определения вероятности.
Пример 1.7. В урне 4 красных и 8 зеленых яблока. Случайным образом вынули одно яблоко. Найти вероятность того, что это яблоко – зеленое.
Решение:
Пусть событие заключается в появлении зеленого яблока. В данной задаче число всевозможных исходов , число исходов, которые благоприятствуют наступлению события . Тогда, согласно классическому определению вероятности:
.
Пример 1.8. Одновременно бросили два игральных кубика. Какова вероятность того, что на обеих гранях выпадет в сумме 8 очков?
Решение:
Пусть событие заключается в том, что при одновременном бросании двух кубиков выпадет число 8. Число всех возможных исходов , поскольку каждому значению на одном кубике может соответствовать 6 значений на другом . Для благоприятных исходов составим следующую таблицу:
Кубик №1 | |||||
Кубик №2 |
Получили всего благоприятных исходов . Вычисляем вероятность:
.
Комбинаторика – это раздел математики, в котором изучаются вопросы о том, сколько различных комбинаций, подчиненных тем или иным условиям, можно составить из заданных объектов. Основы комбинаторики очень важны для оценки вероятностей случайных событий, т.к. они в ряде случаев позволяют подсчитать количество всевозможных и количество благоприятных исходов.
Правило умножения в комбинаторике. Если первое действие можно осуществить различными способами, а второе – , то оба действия можно осуществить различными способами.
Это правило обобщается и на большее число действий. Если элемент можно выбрать способами, после каждого выбора этого элемента следующий за ним элемент можно выбрать способами, ..., после выбора элементов , , ..., , элемент выбирается способами, то все элементов , , ..., можно выбрать способами.
Пример 1.9. Сколько слов, содержащих 6 букв, можно составить из 33 букв русского алфавита при условии, что любые две стоящие рядом буквы различны (например, слово «корова» допускается, а слово «колосс» нет)? При этом учитываются не только слова, имеющие смысл, но и такие бессмысленные, как «трнатк» и т. п.
Решение:
В этом случае на первое место у нас 33 кандидата. Но после того как первая буква выбрана, вторую можно выбрать лишь 32 способами – ведь повторять первую букву нельзя. На третье место тоже 32 кандидата – первую букву уже можно употребить, а вторую – нельзя. Так же убеждаемся, что на все места, кроме первого, имеется 32 кандидата. А так как число этих мест равно 5, то получаем ответ 33∙32∙32∙32∙32∙32 = 33∙325 = 1107296256.
Определение 1.11. Факториалом целого положительного числа (обозначается ) называется произведение первых чисел натурального ряда, т.е.:
(1.2)
При этом полагают, что 1!=1 и 0!=1. Последнее равенство следует из следующих рассуждений. Факториал обладает очевидным свойством: . Это равенство справедливо при . Естественно определить 0! так, чтобы оно осталось верным и при , т.е. так, чтобы 1!=1∙0!. Но тогда нужно положить 0!=1.
Пусть имеется некоторое множество из элементов . Из этого множества можно образовать разные выборки, каждая из которых содержит элементов .
Определение 1.12. Если комбинации из элементов по отличаются либо составом элементов, либо порядком их расположения (либо и тем и другим), то такие комбинации называются размещениями из элементов по .
Доказательство. При составлении размещений из элементов нам надо сделать выборов. Сначала можно выбрать любой из имеющихся предметов. Если этот выбор уже сделан, то на втором шаге приходится выбирать из оставшихся элементов – ведь повторять сделанный выбор нельзя. Точно так же на третьем шаге для выбора остается свободных элементов, на четвертом – и т. д. Таким образом, по правило умножения в комбинаторике число размещений из элементов по равно:
(1.3)
или:
(1.4)
Пример 1.10. В высшей лиге чемпионата страны по футболу 16 команд. Борьба идет за золотые, серебряные и бронзовые медали. Сколькими способами медали могут быть распределены между командами?
Решение:
Это есть число размещений:
.
Определение 1.13. Если комбинации из элементов отличаются только порядком расположения этих элементов, то их называют перестановками из элементов. Число перестановок из элементов:
(1.5)
Пример 1.11. Сколькими способами можно разместить 5 человек за столом, на котором поставлено 5 приборов?
Решение:
Это есть количество перестановок: .
Определение 1.14. Если комбинации из элементов по отличаются только составом элементов, то их называют сочетаниями из элементов по . Число сочетаний изэлементов по :
(1.6)
Доказательство. Число размещений можно найти следующим образом: выбрать элементов из множества, содержащего элементов(это можно сделать способами); затем в каждом из полученных сочетаний сделать все возможные перестановки (это можно сделать способами). Следовательно, согласно правилу умножения в комбинаторике, можно записать: . Отсюда .
Свойства сочетаний:
1) ; 2) ; 3) ; 4) ; 5) .
Пример 1.12. В хоккейном турнире участвуют 6 команд. Сколько матчей должно быть сыграно в турнире, если между любыми двумя командами должен быть сыгран только один матч?
Решение:
Каждый матч играется между двумя командами из 6 и отличаются только составом пар команд, т.е. представляют сочетание из 6 элементов по 2. Таким образом, находим:
.
Пример 1.13. В классе 12 мальчиков и 18 девочек. Нужно выбрать делегацию из двух человек. Какова вероятность, что выбраны два мальчика? Выбор считать случайным.
Решение:
Событие состоит в том, что в члены делегации выбрали двоих мальчиков. Для решения этой задачи воспользуемся классическим определением вероятности, т.е.: .
Число исходов, благоприятствующих наступления события равно:
.
Число всех возможных исходов : .
.
Определение 1.15.Если выбирать элементов из , возвращая каждый выбранный элемент обратно, то такая выборка называется размещением из по с повторениями.
При этом и могут находиться в любом соотношении: и .
Общее количество выборок с возвращением равно:
(1.7)
Пример 1.14. Сколько различных трехзначных чисел можно составить из цифр 1, 2 ,3, 4, 5?
Решение:
Воспользуемся формулой (1.7). В данной задаче = 5, = 3. .