Инвентаризация дебиторской и кредиторской задолженности

Инвентаризация резервов предстоящих расходов и платежей, оценочных резервов

При инвентаризации резервов предстоящих расходов и платежей, оценочных резервов проверке подлежит следующее:

1. Состав, обоснованность и правильность создания резервов. Порядок должен соответствовать порядку, приведенному в учетной политике текущего года.

2. Правильность расчета суммы резерва, его использования и отражения в учете.

Инвентаризация задолженности заключается в проверке обоснованности сумм, числящихся на счетах бухгалтерского учета.

При инвентаризации задолженности проверке подлежит следующее:

1. Правильность расчетов с банками, финансовыми налоговыми органами.

2. Правильность и обоснованность сумм, числящихся по недостачам и хищениям.

3. Правильность и обоснованность сумм дебиторской и кредиторской задолженности перед контрагентами. Инвентаризация дебиторской и кредиторской задолженности проводится путем сравнения остатков с данными контрагентов. Обоснованность предполагает наличие документов, подтверждающих возникновение задолженности, - договоров с контрагентами, в том числе договоров страхования, перестрахования, агентских договоров; платежных документов; соглашений о зачете взаимных требований и др.

Для подтверждения наиболее крупной задолженности контрагенту направляется акт сверки задолженности. На основании акта устанавливаются сумма и дата возникновения задолженности, наличие просроченной задолженности. Акт сверки подписывается двумя сторонами (дебитором и кредитором), и данные по нему сопоставляются с учетными данными.

По результатам инвентаризации составляются инвентаризационная опись или акты. В них заносится информация о фактическом наличии имущества и обоснованности учтенных финансовых обязательств. Инвентаризационные описи составляются по видам имущества и обязательств по формам первичной учетной документации. Формы описей приведены в Постановлении Госкомстата России от 18 августа 1998 г. N 88 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации".

Основным требованием к составлению описей является полное и точное отражение данных о наличии имущества и обязательств.

Описи заполняются четко и ясно, без помарок и подчисток. Заполнению подлежат все строки, на последней странице незаполненные строки прочеркиваются. Исправление ошибок производится во всех экземплярах путем зачеркивания неправильных записей и проставления правильных записей. Исправления должны быть подписаны всеми членами инвентаризационной комиссии и материально ответственными лицами.

Имущество указывается в описях по наименованию, оценивается в стоимостном выражении и в натуральных измерителях, принятых к учету. На каждой странице описи указывают прописью число порядковых номеров материальных ценностей и общее количество в натуральных показателях, записанных на каждой странице. На последней странице делается отметка о проверке итогов за подписями лиц, производивших подсчет.

Следует обратить внимание на недопустимость внесения данных в описи со слов ответственных лиц или без проверки их фактического наличия.

Имущество, поступившее во время инвентаризации, заносится в отдельную опись. При этом на приходном документе комиссия делает отметку "После инвентаризации" со ссылкой на дату описи, в которую внесено имущество.

На объекты, не подлежащие восстановлению, составляется отдельная опись с указанием времени ввода в эксплуатацию и причин, приведших эти объекты к непригодности (например, порча, полный износ и т.п.).

Описи подписываются членами инвентаризационной комиссии и материально ответственными лицами.

В конце описи материально ответственные лица дают расписку, подтверждающую проверку комиссией имущества в их присутствии, об отсутствии к членам комиссии каких-либо претензий. Если инвентаризация связана со сменой материально ответственных лиц, то расписка дается лицом, принявшим имущество, о его принятии и лицом, сдавшим имущество, о его сдаче.

При обнаружении ошибок после оформления описей инвентаризационная комиссия осуществляет проверку правильности заполнения описей и в случае подтверждения ошибок вносит исправления в нее.

Инвентаризационные описи являются первичными учетными документами для бухгалтерского учета.

На третьем этапе (промежуточном) сопоставляются данные инвентаризационных описей с данными бухгалтерского учета, выявляются расхождения, составляются сличительные ведомости, определяются причины расхождений, формируется ведомость учета результатов, выявленных инвентаризацией.

1. Бухгалтерия проверяет правильность всех подсчетов, приведенных в описи, данные описи сверяются с учетными данными.

2. При выявлении расхождений между данными описи и учетными данными, то есть при установлении в ходе инвентаризации отклонений, составляются сличительные ведомости. Формы сличительных ведомостей приведены в Постановлении Госкомстата России от 18 августа 1998 г. N 88 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации".

Суммы недостач и излишков указываются в соответствии с их оценкой в бухгалтерском учете.

На арендованные ценности и ценности, находящиеся на ответственном хранении, составляются отдельные сличительные ведомости.

Сличительные ведомости оформляются в двух экземплярах, один из которых хранится в бухгалтерии, другой - у материально ответственного лица.

3. По выявленным расхождениям инвентаризационной комиссией устанавливаются причины их возникновения для принятия решений по корректировке показателей в бухгалтерском учете. По результатам рассмотрения оформляется протокол, в котором фиксируются выводы и решения, отражаются результаты проверки.

При выявлении пересортицы материально ответственные лица представляют подробные объяснения комиссии. Если пересортица образовалась не по вине материально ответственных лиц, то комиссия включает в протокол исчерпывающие объяснения о причинах, по которым пересортица не отнесена на виновных лиц.

Предложения комиссии оформляются в ведомости учета результатов, выявленных инвентаризацией, по форме, утвержденной Постановлением Госкомстата России от 27 марта 2000 г. N 26 "Об утверждении унифицированной формы первичной учетной документации N ИНВ-26 "Ведомость учета результатов, выявленных инвентаризацией".

На четвертом этапе (заключительном) происходит корректировка данных бухгалтерского учета в соответствии с решениями, принятыми руководителем организации.

Предложения инвентаризационной комиссии о регулировании выявленных расхождений, в том числе по проведению взаимного зачета излишков и недостач в результате пересортицы, представляются в форме акта на рассмотрение и утверждение руководителю организации.

Он принимает окончательное решение по результатам инвентаризации, которое оформляется приказом (распоряжением, решением). Приказ является основанием для отражения соответствующих решений в бухгалтерском учете.

Учет итогов инвентаризации

В бухгалтерском учете результаты инвентаризации отражаются в том месяце, в котором была закончена инвентаризация. Итоги годовой инвентаризации включаются в годовой отчет.

Порядок отражения результатов инвентаризации в бухгалтерском учете следующий:

- излишек имущества приходуется по рыночной стоимости на дату проведения инвентаризации, и соответствующая сумма зачисляется на финансовые результаты (счет 91 "Прочие доходы и расходы");

- недостача имущества и его порча в пределах норм естественной убыли относятся на расходы. Недостача имущества и его порча в пределах норм естественной убыли определяются после зачета недостач ценностей по пересортице. Недостача имущества и его порча сверх норм естественной убыли относятся на виновных лиц. Если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них, то убытки от недостачи имущества и его порчи списываются на финансовые результаты (счет 91 "Прочие доходы и расходы").

Взаимный зачет излишков и недостач в результате пересортицы может быть допущен только в виде исключения. Предусмотрены общие условия возможности проведения взаимного зачета: за один и тот же проверяемый период, у одного и того же проверяемого лица, в отношении товарно-материальных ценностей одного и того же наименования, в тождественных количествах.

В том случае, когда при зачете недостач излишками по пересортице стоимость недостающих ценностей выше стоимости ценностей, оказавшихся в излишке, эта разница в стоимости относится на виновных лиц.

Если конкретные виновники пересортицы не установлены, то недостачи списываются на расходы.