Г. Привлечение инвестиций.

В. Взаимодействия с деловой средой.

В соответствии с кризисными переходами промышленной фирмы происходят адекватные изменения в ее деловой среде. Уникальность деловой среды объясняется ее обусловленностью внутренним содержанием фирмы. Вместе с тем, будучи порождением средообразующей фирмы, деловая среда, в свою очередь, оказывает на нее активное влияние через индивидуальные взаимодействия. Поэтому учет статических и динамических параметров различных субъектов деловой среды фирмы и совершенствование отношений с ними имеет особенно важное значение в кризисные периоды.

Наиболее значимыми (определяющими) субъектами деловой среды кризисной промышленной фирмы являются потребители, поставщики энергоресурсов (естественные монополии), государственные и муниципальные органы власти и управления. Их поведение в решающей степени отражается на функционировании фирмы, протекании в ней трансформаций.

Осуществление мероприятий по выведению промышленной фирмы из кризиса требует средств. Для топ-менеджмента важно учитывать, что кризис — это один из этапов жизненного цикла фирмы, и к нему следует подходить с соответствующими технологическими мероприятиями.

Следует заметить, что в сырьевых отраслях сокращение внутрироссийского спроса в достаточной мере компенсировалось экспортом. Это позволило менеджменту довольно успешно осуществлять антикризисное управление.

Как известно, в индустриально развитых странах обычно число фирм в предбанкротном состоянии составляет 3—4%, а в России таковых, к примеру в 2001 г. было 37%. Российская динамика количества дел о признании предприятий-должников банкротами характеризуется следующими показателями: в 1993 г. — 100; в 1994 г. - 260; в 1997 г. - 4800; в 2001 г. - более 24000.

Такое лавинообразное нарастание предбанкротных процессов может свидетельствовать о двух явлениях: 1) действующие макроэкономические механизмы не обеспечивают благоприятных условий для позитивации воспроизводственных процессов в промышленных фирмах; 2) резко утрачивается интерес инвестмента и менеджмента к продолжению производственного бизнеса, что можно оценивать и как кризисное состояние экономической макросистемы (национальной экономики).

В мировой практике в качестве одного из популярных средств привлечения инвестиций для модернизации или диверсификации производства используется эмиссия акций.

Если владельцы (акционеры и т.п.) кризисных фирм отказываются проводить кардинальную (до 50%) диверсификацию портфеля акций путем эмиссии, то такой процесс может быть инициирован извне органами Федеральной службы по финансовому оздоровлению и банкротству (ФСФО) и арбитражными судами в качестве меры первого порядка перед ликвидацией производственного организма.

Предлагаемый подход к определению доли эмитируемых акций базируется на положении о равенстве прав собственников. В данном случае владельцы фирмы-банкрота для обеспечения равновесия в отношениях собственности обязаны отдать долг своим имуществом, т.е. поделиться частью (в максимальном варианте — целым) фирмы. Такое действие будет актом приведения прав владения и распоряжения в соответствие с правом собственности, имманентным состоянию внешней конкурентно-рыночной среды.