Специализация в менеджменте (отраслевая, предметная, функциональная и т.п.)
Контрольные вопросы
Принципы лечения
Базовое лечение основного заболевания, плевральная пункция (удаление экссудата), при гнойном плеврите – хирургическое лечение: резекция ребер, вскрытие плевральной полости и дренаж. Режим постельный. Диета– высококалорийное питание.
По назначению врача могут применяться:
· обезболивающие препараты;
· мочегонные (фуросемид);
· кортикостероиды (преднизолон);
· массаж, ЛФК, дыхательная гимнастика;
Роль медсестры:
· помочь пациенту принять удобное положение;
· оказать помощь при одышке (в т. ч. дать кислород);
· оказать помощь при лихорадке;
· собрать мокроту на исследования;
· подготовить пациента к назначенной врачом плевральной пункции и помогать врачу в проведении пункции.
· Решить возможные проблемы пациента: страх перед пункцией плевры, недостаток знаний о своем заболевании и т. д.
1. Какие факторы играют основную роль в возникновении острой пневмонии?
2. Что такое крупозная пневмония? В особенности ее клинических проявлений?
3. Назовите основные принципы лечения и ухода за больными при крупозной пневмонии.
4. В чем состоят особенности возникновения очаговой пневмонии?
5. Перечислите основных возбудителей, приводящих к развитию очаговой пневмонии.
6. Чем отличается течение очаговой пневмонии от крупозной?
7. Какие профилактические мероприятия следует проводить, чтобы избежать заболевания острой пневмонией?
8. Дайте определение термина "плеврит".
9. Назовите основные причины, приводящие к развитию плеврита.
10. Какими симптомами проявляется сухой плеврит и каковы принципы его лечения?
11. какой характер может иметь выпот при экссудативном плеврите и каковы причины его возникновения?
12. На основании каких симптомов ставят диагноз экссудативного плеврита?
13. Для чего проводится плевральная пункция?
14. Каковы принципы лечения экссудативного плеврита?
В чем заключается профилактика возникновения плевр
В ходе развития управленческой науки и практики сформировался ряд достаточно целостных управленческих блоков. Среди них наиболее выражены следующие: финансовый менеджмент; стратегический менеджмент; управление персоналом; производственный менеджмент; менеджмент в торговле и в массовом питании; управление внешнеэкономической деятельностью; менеджмент в АПК; менеджмент на транспорте; банковский менеджмент; менеджмент в социальной сфере; менеджмент в строительстве; региональный менеджмент; государственное и муниципальное управление и др.
Объединяющим для специализированных отраслей являются общие принципы (правила) организации управления, построения соответствующих структур реализации и деятельности управленческих звеньев. Разделительные линии, как правило, границы отраслевой специализации управляемых организаций (промышленность, АПК, транспорт, строительство, социальная сфера, а также на уровне фирмы, муниципалитета, региона, федерального округа, страны).
Такая градация позволяет строить достаточно четкую управленческую матрицу, в которой вертикальное деление осуществляется по отраслям народного хозяйства (промышленность, строительство и т.д.), а горизонтальное — по масштабам управляемого объекта (фирма, муниципалитет, микрорегион и т. д.). Подобные матрицы можно составить как в национальном, так и в муниципальном масштабе, как на уровне отрасли национальной экономики, так и на уровне отдельной фирмы.
Единообразие в подходах позволяет обеспечить, с одной стороны, модульность сооружаемых организационно-управленческих схем, с другой — однотипность в формах и методах обеспечения их целевого функционирования.
Вместе с тем к настоящему времени сформировались и такие области управления, которые сами по себе представляют специфическую отрасль менеджмента. Это маркетинг, инновационный менеджмент, инвестиционный менеджмент, антикризисное управление и некоторые другие. Названные области менеджмента отличаются от его отраслевой специализации (производство, услуги, финансы, банки и т.п.) своей межотраслевой комплексностью и межотраслевой универсальностью. При этом специализированной детерминантой в таком управлении выступает форма деятельности субъекта в определенном, четко конкретизированном состоянии объекта (предрасположенность или готовность к маркетинговому воздействию, инновациям, инвестициям, антикризисным мероприятиям и т.п.), т.е. в данном случае вопрос ставится в ракурсе иного управленческого качества (не что, а как, каким образом?). Это не отрицает отраслевую специализацию маркетинга, инвестиционной, инновационной и другой деятельности, антикризисного управления. Однако такое отраслевое размежевание происходит уже внутри этой специальной области управления .
Таким образом, в современном менеджменте можно выделить следующие специализированные блоки:
— отраслевой (финансовый, производственный, банковский, социальный и т. п.);
— предметный (фирмы, муниципалитеты, микрорегионы, регионы, федеральные округа и т.п.);
— функциональный (стратегический, оперативный, инвестиционный, маркетинговый, антикризисный и т.п.).
Каждый из названных блоков содержит размытые границы, однако все-таки имеет достаточно выраженную сущностную определенность и весьма специализированное по формам и методам реализации содержание. Одни из них развились достаточно сильно и получили организационно-структурное оформление (финансовый, маркетинговый, стратегический, производственный, банковский и др.), другие находятся в стадии формирования (муниципальный, инвестиционный, антикризисный и др.). Это обусловлено диалектикой социально-экономических процессов прежде всего на макроуровне (национальная экономика), а также общим генезисом мирового хозяйства. :
Наиболее остро эти процессы проявляются в условиях общественно-экономических трансформаций, что характерно для России последних десятилетий. Смена способа производства, изменение границ хозяйства, сдвиг экономических приоритетов кардинальным образом проявились в российской экономике на макро- и микроуровнях.
Кризисное состояние всей ее структуры на протяжении нескольких лет выдвинуло на первые позиции проблему формирования и развития антикризисного управления как на уровне государства, так и на уровне элементарных ячеек национальной экономики — низовых хозяйственных организаций (фирм). Понятия «антикризисное управление», «антикризисный менеджмент»являются сравнительно новыми в экономической литературе1. В определенной степени это связано с бытующими представлениями о произвольном характере кризисов, их трудной прогнозируемостью и в общем-то сравнительно коротким временем протекания. Причем если на уровне национальной экономики кризис представляет собой сильно ощутимое явление, то кризисы отдельных фирм, даже если их много, обращают на себя внимание, как правило, лишь у специалистов.
В общем плане кризисный процесс в организации, протекающий в заданном (целенаправленном, желаемом) направлении, можно квалифицировать и как форму поступательного развития системы. Это обусловлено тем, что развитие означает обретение нового качества, характеризующего повышение устойчивости организации (фирмы), ее рост.
Мировой опыт свидетельствует, что кризис — это естественное состояние экономических организаций любого уровня. Он наступает через различные промежутки времени, имеет различные масштабы, глубину и формы протекания. Тем не менее в кризисных процессах имеется много общего как в глобальном масштабе, так и на уровне низовых (первичных) хозяйственных организаций (фирм). Это позволяет ставить управление в условиях кризиса (в преддверии, во время, при выходе) на систематическую основу, базирующуюся на научных исследованиях кризисных явлений в ме-га-, макро- и микросистемах.
Практика показывает, что при постановке менеджмента производственной фирмы, находящейся в неустойчивом состоянии (в кризисе), на научную основу вполне можно решать задачи ее поступательного развития в технологии и финансовых показателях. При этом важно заметить, что кризис могут переживать в той или иной мере всякие организации, однако экономическая категория «кризисное состояние» распространяется лишь на целостные хозяйственные образования, способные самостоятельно распоряжаться всеми своими ресурсами. В этом ракурсе уместно говорить об экономическом кризисе фирмы, но не составляющих ее отделений, предприятий, даже если последние и переживают состояние переходов, реорганизации, ликвидации, роста и т.п. ;
На основании изложенного понятие «антикризисный менеджмент» в полном смысле слова следует всегда распространять на фирму, но не на ее отделения (предприятия).