Деятельность как форма физкультурно-оздоровительной активности в стратегии формирования физической культуры личности

Рис. 2. Структура категории физического совершенства человека

Формирование физической культуры личности как компонента профессиональной готовности студентов к профессиональной деятельности

Физическая культура как социальный феномен выполняет ряд важных общественных, социально-значимых функций.

Познавательная функция физической культуры тесно связана с приобщением личности к профессионально-трудовым, общественно-политическим, общекультурным видам деятельности.

Социализирующая функция физической культуры обусловлена процессами усвоения ценностей здорового образа жизни, включая нормы поведения, которые присущи современному обществу.

Нормативно-регулятивная функция физической культуры вызвана общественной потребностью в социально-культурной ориентации молодежи к физкультурно-оздоровительной деятельности на основе народных обычаев, традиций.

Коммуникативная функция физической культуры обусловлена потребностями человека в общении, во взаимном обмене социокультурными ценностями, которые связаны с опытом жизнедеятельности.

Ретроспективная функция физической культуры состоит в том, что через ее структурные компоненты из поколения к поколению людей передаются накопленные социально-значимые ценности культуры, включая традиции и образцы жизни, которые проверенны историческим опытом.

Созидательно-преобразовательная функция физической культуры выступает в качестве социокультурного фактора общества, который взаимосвязан с процессами активной деятельности человека.

Функция гуманизации физической культуры проявляется через спортивно-оздоровительную деятельность людей в условиях профессионального труда, где используются ее ценностный потенциал.

 

 


Рис. 1. Основные компоненты структуры физической
культуры личности

 

Кроме этого физическую культуру рассматривают как научно-обоснованную концепцию, которая включает личностный рост в повышении уровня физического развития личности, дополняя это понятие, категорией физическая культура личности. Его можно характеризовать с точки зрения личностного осмысления ценности физической культуры и ее использования в жизнедеятельности. Весьма ценно высказывание В.М. Выдрина (1974, 1984) о том, что регуляция поведения человеческих индивидов означает не только формирование здоровой психики людей, но и их физического облика (рис.1). В данной области свойственны процессы познания, ценностные ориентации к сохранению здоровья, создание и закрепление этих ценностей в специфической форме, присущей именно физической культуре. Заметим, что физическая культура личности рассматривается М.Я. Виленским (2001) в иной парадигме (рис.1).

Мотивационно-ценностные ориентации, которые в своей основе влияют на активно-положительное отношение к физической активности, у автора являются центральным компонентом. Эта категория рассматривается как сформированная потребность в физическом совершенствовании через систему знаний и убеждений, которые способствуют познавательной и практической деятельности личности.

Компонент убеждения рассмотрен в рамках реального процесса жизнедеятельности таким образом, чтобы проверенные личным опытом мотивы к занятиям физической культурой стали в будущем социально-профессиональным поведением. Человеку необходима личная аксиологическая прямая, смыслом которой становится организация труда и отдыха.

Ценностные ориентации человека к использованию средств физической культуры, проходя через фильтр его самосознания, дифференцируются либо на уровне его значения в повседневной жизни, либо переходят на уровень личностного смысла. Далее, следуя через условия опыта, они разделяются как подтвержденные и неподтвержденные.

 

 

 

 

Итак, развитие личности – есть развитие ее деятельности и этот процесс самодвижущийся. Ядром этого процесса являются отношения, складывающиеся в процессе деятельности личности, которые формируют ее физическую и духовную сферу. Между тем, уровень сформированности физической культуры личности можно оценить как совокупность объективных и субъективных показателей в физкультурно-оздоровительной деятельности человека по мере ее освоения, которые могут свидетельствовать о системе личностных отношений к ней (рис.2). Однако система личностных потребностей человека к повышению уровня его культуры в сфере физического совершенствования представляется как мера ее освоения в обществе. Это тесно связано с его самовоспитанием и готовностью к современному рынку труда. Кроме того, физическая культура является наиболее гибкой формой для развития волевых качеств человека, которые проявляются в его характере и в будущем в профессиональной деятельности. В связи с этим вводится в понятийный аппарат теории физической культуры понятие физическое совершенство. Оно рассматривается с точки зрения личностного достижения человека в жизнедеятельности (рис.2). В его основе выступают уровень здоровья, включая психофизиологические и физические возможности личности. Следует отметить, что физическое совершенство сугубо индивидуально. Оно определяется тем, насколько процесс психофизиологических и физических изменений в организме открыт для вступления в трудовую деятельность и соответствует его морфофункциональным, социально-психологическим особенностям.

Можно заключить, что как феномен целостный и социальный физическая культура личности интегрирует в себе многокачественные, неоднородные элементы, пронизывающие все сферы деятельности человека.

Отсюда возникают проблемы, которые имеют существенное значение для оптимизации учебно-воспитательного процесса по физическому воспитанию в вузе. Поэтому формирование физической культуры личности в вузе создает необходимость актуализировать процессы самопознания, самоорганизации в избранных видах и формах физкультурно-спортивной деятельности.

 

Рассмотрим некоторые позиции понятия деятельности от ее истоков, так как она имеет различные смысловые значения.

А.Н. Леоньтьев (1984) определяет это понятие с точки зрения активности живых организмов, возникающих на основе их реагирования к окружающей среде с целью самоподдержания, более точно в биологических науках этот термин используется как жизнедеятельность.

Перейдя на деятельность человека, автор ввел в понятийный аппарат понятие жизнедеятельность человека и по структуре выделил следующие ее компоненты: потребности, мотивы, цели и условия их достижения. При чем заметим, что единство целей и условий жизнедеятельности человека представляет задача, а как следствие деятельность – действие – операции.

«О конкретной деятельности следует говорить тогда, когда относительно какой-либо его активности выделены именно ее потребности и мотивы при достаточно четких характеристиках их содержания. Мотив деятельности может сдвигаться, переходить на предмет (цель) действия. В результате этого действие превращается в деятельность человека. Именно этим путем возникают новое отношение к действительности. Этот составляет конкретно-психологическую основу, на которой возникают изменения ведущей деятельности человека и, следовательно, переход от одной стадии развития человека к другой» (Леоньтьев А.Н., 1981).

В дополнение к этому заметим, что «формирование личности протекает в общественно-полезной деятельности. Через деятельность человек удовлетворяет свои потребности и передает опыт будущему поколению. Деятельностный подход к миру человека заключается в анализе специфических для данной личности преобразований наличной действительности» (Леоньтьев А.Н., 1997).

Л.С. Выготский (1960) определяет это понятие через стимулы человека. Развивающаяся личность сама себе создает стимулы для развития, которые определяют его собственное поведение.

Следовательно, «деятельность» в понятийном аппарате педагогики предполагает определенную исследовательскую программу, связанную с выявлением существа деятельности человека как формы его активности. Это может выступать в качестве предпосылки исследования мира человека в его своеобразии» (Бернс Н., 1986).

«Это форма активного отношения к окружающему миру, которая предполагает его осознание, целесообразное изменение и преобразование в интересах личности и данного общества. Деятельность людей всегда целенаправленна и исходит от их потребностей, которые определяются общественными условиями жизни и уровнем индивидуального культурного развития человека (Амонашвили Ш.А., 1998 , рис.3).