Задачи и основы организации Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

Имени Н.Н.Бурденко

ВОРОНЕЖСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ

 

Кафедра военной и экстремальной медицины

 

 

Реферат на тему:

 

 

 

 

Выполнила студентка

Группы леч-411

Пащенко М.В.

 

Воронеж 2012

Содержание:

1. Общая характеристика чрезвычайных ситуаций мирного времени

2. Определение, задачи и основные принципы построения и функционирования Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

3. Задачи и состав сил и средств РСЧС.

4. Основные мероприятия РСЧС по предупреждению и ликвидации последствий ЧС.

 

 

1. Общая характеристика чрезвычайных ситуаций мирного времени

 

Чрезвычайная ситуация - в РФ – это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

 

Источник чрезвычайной ситуации – это опасное природное явление, авария или опасное техногенное происшествие, широко распространенная инфекционная болезнь людей, сельскохозяйственных животных и растений, а также применение современных средств поражения, в результате чего произошла или может возникнуть чрезвычайная ситуация.

 

Опасный производственный объект – это производственные объекты на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся транспортируются и уничтожаются воспламеняющиеся, окисляющиеся, горючие, взрывчатые, токсичные и высокотоксичные вещества; вещества, представляющие опасность для окружающей природной среды; а также используется оборудование, работающее под давлением более 0,07 мегапаскаля или при температуре нагрева воды более 115 градусов Цельсия; используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы, эскалаторы, канатные дороги, фуникулеры; получаются расплавы черных и цветных металлов; ведутся –горные работы, работы по обогащению полезных ископаемых, а также работы в подземных условиях.

 

Различают чрезвычайные ситуации по характеру источника (природные, техногенные, биолого-социальные и военные) и по масштабам (локальные, местные, территориальные, региональные, федеральные и трансграничные).

 

К локальной относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадало не более 10 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности не более 100 человек, либо материальный ущерб составил не более 1 тыс. минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации и зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории объекта производственного или социального назначения.

 

Ликвидация локальной чрезвычайной ситуации осуществляется силами и средствами предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы.

 

К местной относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадало свыше 10, но не более 50 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 100, но не более 300 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 1 тыс., но не более 5 тыс. минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации и зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы населенного пункта, города, района.

 

Ликвидация местной чрезвычайной ситуации осуществляется силами и средствами органов местного самоуправления.

 

К территориальной относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадало свыше 50, но не более 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 300, но не более 500 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 5 тыс., но не более 0,5 млн. минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации и зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы субъекта Российской Федерации.

 

Ликвидация территориальной чрезвычайной ситуации осуществляется силами и средствами органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

 

К региональной относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадало свыше 50, но не более 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 500, но не более 1000 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 0,5 млн., но не более 5 млн. минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации и зона чрезвычайной ситуации охватывает территорию двух субъектов Российской Федерации.

 

Ликвидация региональной чрезвычайной ситуации осуществляется силами и средствами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации.

 

К федеральной относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадало свыше 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 1000, либо материальный ущерб составляет свыше 5 млн., минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации и зона чрезвычайной ситуации выходит за пределы двух субъектов Российской Федерации.

 

Ликвидация федеральной чрезвычайной ситуации осуществляется силами и средствами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации.

 

К трансграничной относится чрезвычайная ситуация, поражающие факторы которой выходят за пределы Российской Федерации, либо чрезвычайная ситуация, которая произошла за рубежом и затрагивает территорию Российской Федерации.

 

Ликвидация трансграничной чрезвычайной ситуации осуществляется по решению Правительства Российской Федерации в соответствии с нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

 

К ликвидации чрезвычайных ситуаций могут привлекаться Войска гражданской обороны Российской Федерации, Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска и воинские формирования в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

При всем многообразии существующих на сегодняшний день классификаций, все ЧС можно условно разделить по трем признакам.

 

Первый – это сфера возникновения, которая определяет характер происхождения чрезвычайной ситуации.

 

Второй – ведомственная принадлежность, т.е. где, в какой отрасли хозяйства случилась данная чрезвычайная ситуация:

 

- в строительстве (промышленном, гражданском, транспортном);

 

- в промышленности (атомной, химической, машиностроении …);

 

- в коммунально-бытовой сфере;

 

- на транспорте;

 

- в сельском и лесном хозяйствах и т.д.

 

Третий – масштаб возможных последствий. Здесь за основу берутся значимость (величина) события, нанесенный ущерб, наличие пострадавших и погибших людей, количество сил и средств, привлекаемых для ликвидации последствий.

 

Не сложно заметить, что второй признак характерен для техногенных ЧС, а поскольку техносфера не может существовать без участия в ней человека, то во многом, техногенные ЧС тесно увязаны с антропогенным фактором, который, в свою очередь, будет являться общим звеном в цепи техногенных, природных и экологических ЧС. Следовательно общим, объединяющим, моментом всех трех сфер возникновения ЧС будет социум, который, по большому счету, внешняя оболочка их объединяющая, а значит нет ни одной ЧС, которую бы нельзя было назвать, в той или иной мере, социальной.

 

2. Природные ЧС.

 

Под опасным гидрометеорологическим явлением (ОЯ) понимается явление, которое по своей интенсивности, продолжительности или времени возникновения представляет угрозу безопасности людей, а также может нанести значительный ущерб отраслям экономики. При этом гидрометеорологические явления оцениваются как ОЯ при достижении критических значений гидрометеорологических величин.

 

На территории России встречаются более 20 видов опасных гидрометеорологических явлений, за которыми Росгидромет ведет регулярные наблюдения с целью их обнаружения и прогнозирования. Это - сильные ветры, шквалы, смерчи, пыльные бури, ливни и грозы, град, сильные продолжительные дожди, засухи, заморозки, снегопады, метели, гололедно-изморозевые явления, туманы, сильные морозы, наводнения, снежные лавины, сели и другие.

 

Опасные гидрометеорологические явления оказывают неблагоприятное воздействие на производственно-хозяйственную деятельность общества. В России, где климатические условия очень разнообразны и подвержены значительным колебаниям, ущерб от гидрометеорологических явлений составляет 80-90%. По данным ООН, в последнее десятилетие 1991-2000 гг. более 90% людей, ставших жертвами опасных природных явлений, погибли от суровых метеорологических и гидрологических явлений.

 

На территории России, обладающей большим разнообразием геологических, климатических и ландшафтных условий, наблюдается более 30 видов опасных природных явлений.

 

Сами по себе ЧС природного характера весьма разнообразны, поэтому, исходя из причин (условий) возникновения, их делят на:

 

1. ГЕОФИЗИЧЕСКИ ОПАСНЫЕ ЯВЛЕНИЯ:

 

- землетрясения;

 

- извержения вулканов.

 

2. ГЕОЛОГИЧЕСКИ ОПАСНЫЕ ЯВЛЕНИЯ:

 

- оползни;

 

- сели;

 

- обвалы, осыпи;

 

- лавины;

 

- склоновый смыв;

 

- просадка лессовых пород;

 

- просадка (провал) земной поверхности в результате карста;

 

- абразия, эрозия;

 

- курумы;

 

- пыльные бури.

 

3. МЕТЕОРОЛОГИЧЕСКИЕ И АГРОМЕТЕОРОЛОГИЧЕСКИЕ ОПАСНЫЕ ЯВЛЕНИЯ:

 

- бури (9-11 баллов);

 

- ураганы (12-15 баллов);

 

- смерчи, торнадо;

 

- шквалы;

 

- вертикальные вихри;

 

- крупный град;

 

- сильный дождь (ливень);

 

- сильный снегопад;

 

- сильный гололед;

 

- сильный мороз, сильная метель;

 

- сильная жара;

 

- сильный туман;

 

- засуха;

 

- суховей;

 

- заморозки.

 

4. МОРСКИЕ ГИДРОЛОГИЧЕСКИЕ ОПАСНЫЕ ЯВЛЕНИЯ:

 

- тропические циклоны (тайфуны);

 

- цунами;

 

- сильное волнение, шторм (более 5 баллов);

 

- сильное колебание уровня моря;

 

- сильный тягун в портах;

 

- ранний ледяной покров и припай;

 

- напор льдов, интенсивный дрейф льдов;

 

- непроходимый (труднопроходимый) лед;

 

- обледенение судов и портовых сооружений;

 

- отрыв прибрежных льдов.

 

5. ГИДРОЛОГИЧЕСКИЕ ОПАСНЫЕ ЯВЛЕНИЯ:

 

- высокие уровни воды (наводнения);

 

- половодье;

 

- дождевые паводки;

 

- заторы и зажоры;

 

- ветровые нагоны;

 

- низкие уровни воды;

 

- ранний ледостав и появление льда на судоходных водоемах.

 

6. ГИДРОГЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОПАСНЫЕ ЯВЛЕНИЯ:

 

- низкие уровни грунтовых вод;

 

- высокие уровни грунтовых вод.

 

7. ПРИРОДНЫЕ ПОЖАРЫ:

 

- лесные пожары;

 

- пожары степных и хлебных массивов;

 

- торфяные пожары;

 

- подземные пожары горючих ископаемых.

 

8. ИНФЕКЦИОННАЯ ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ ЛЮДЕЙ:

 

- единичные случаи экзотических

 

и особо опасных инфекционных заболеваний;

 

- групповые случаи опасных инфекционных заболеваний;

 

- эпидемическая вспышка опасных инфекционных заболеваний;

 

- эпидемия;

 

- пандемия;

 

- инфекционные заболевания не выявленной этиологии.

 

9. ИНФЕКЦИОННАЯ ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ ЖИВОТНЫХ (СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ):

 

- единичные случаи экзотических и особо опасных инфекционных

 

заболеваний;

 

- энзоотии;

 

- эпизоотии;

 

- панзоотии;

 

- инфекционные заболевания сельскохозяйственных животных не

 

выявленной этиологии.

 

10. ПОРАЖЕНИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ РАСТЕНИЙ БОЛЕЗНЯМИ И ВРЕДИТЕЛЯМИ:

 

- прогрессирующая эпифитотия;

 

- панфитотия;

 

- болезни сельскохозяйственных растений не выявленной

 

этиологии;

 

- массовое распространение вредителей растений.

 

3. Техногенные ЧС.

 

Техногенные ЧС наносят значительный экологический ущерб в результате масштабного загрязнения поверхностных и подземных вод, почв, биоты, атмосферного воздуха опасными для окружающей среды веществами, а также гибели животных и растений, деградации экосистем.

 

Техногенная ЧС или авария - это экстремальное событие техногенного происхождения или являющееся следствием случайных или преднамеренных внешних воздействий, приведшее к выходу из строя, повреждению и (или) разрушению технических устройств, транспортных средств, зданий, сооружений и (или) к человеческим жертвам. Аварии по особенностям воздействия поражающих факторов на людей, окружающую природную среду и объекты экономики подразделяются на аварии, сопровождающиеся выбросами опасным веществ, пожарами, взрывами, затоплениями, нарушениями систем жизнеобеспечения (энергосистем, инженерных, технологических сетей и т.п.), обрушениями сооружений, крушениямй транспортных средств.

 

Классификация техногенных ЧС:

 

1. ТРАНСПОРТНЫЕ АВАРИИ (КАТАСТРОФЫ):

 

- аварии товарных поездов;

 

- аварии пассажирских поездов, поездов метрополитена;

 

- аварии речных и морских грузовых судов;

 

- аварии (катастрофы) речных и морских пассажирских судов;

 

- авиакатастрофы в аэропортах, населенных пунктах;

 

- авиакатастрофы вне аэропортов, населенных пунктов;

 

- аварии (катастрофы) на автодорогах (крупные автомобильные);

 

- аварии транспорта на мостах, железнодорожных переездах, тоннелях;

 

- аварии на магистральных трубопроводах.

 

2. ПОЖАРЫ, ВЗРЫВЫ, УГРОЗА ВЗРЫВОВ:

 

- пожары (взрывы) в зданиях, на коммуникациях и технологическом

 

оборудовании промышленных объектов;

 

- пожары (взрывы) на объектах добычи, переработки и хранения

 

легковоспламеняющихся, горючих и взрывчатых веществ;

 

- пожары (взрывы) на транспорте;

 

- пожары (взрывы) в шахтах, подземных и горных выработках, метрополитенах;

 

- пожары (взрывы) в зданиях и сооружениях жилого, социально-бытового, культурного назначения;

 

- пожары (взрывы) на химически опасных объектах;

 

- пожары (взрывы) на радиационно опасных объектах;

 

- обнаружение неразорвавшихся боеприпасов;

 

- утрата взрывчатых веществ (боеприпасов).

 

3. АВАРИИ С ВЫБРОСОМ (УГРОЗОЙ ВЫБРОСА) ХИМИЧЕСКИ ОПАСНЫХ ВЕЩЕСТВ:

 

- аварии с выбросом (угрозой выброса) ХОВ при их производстве,

 

переработке, хранении (захоронении);

 

- аварии на транспорте с выбросом (угрозой выброса) ХОВ;

 

- образование и распространение ХОВ в процессе химических реакций, начавшихся в результате аварии;

 

- аварии с химическими боеприпасами;

 

- утрата источников ХОВ.

 

4. АВАРИИ С ВЫБРОСОМ (УГРОЗОЙ ВЫБРОСА) РАДИО- АКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ:

 

- аварии на АЭС, атомных энергетических установках

 

производственного и исследовательского назначения с выбросом

 

(угрозой выброса) РВ;

 

- аварии с выбросом (угрозой выброса) РВ на предприятиях ядерно-

 

топливного цикла;

 

- аварии транспортных средств и космических аппаратов с

 

ядерными установками или грузом РВ на борту;

 

- аварии при промышленных и испытательных ядерных взрывах

 

с выбросом (угрозой выброса) РВ;

 

- аварии с ядерными боеприпасами в местах их хранения,

 

эксплуатации или установки;

 

- утрата радиоактивных источников.

 

5. АВАРИИ С ВЫБРОСОМ (УГРОЗОЙ ВЫБРОСА) БИОЛОГИЧЕСКИ ОПАСНЫХ ВЕЩЕСТВ:

 

- аварии с выбросом (угрозой выброса) БОВ на предприятиях и в

 

научно-исследовательских учреждениях (лабораториях);

 

- аварии на транспорте с выбросом (угрозой выброса) БОВ;

 

- утрата БОВ.

 

6. ВНЕЗАПНОЕ ОБРУШЕНИЕ ЗДАНИЙ, СООРУЖЕНИЙ:

 

- обрушение элементов транспортных коммуникаций;

 

- обрушение производственных зданий и сооружений;

 

- обрушение зданий и сооружений жилого, социально-бытового и

 

культурного назначения.

 

7. АВАРИИ НА ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ:

 

- аварии на автономных электростанциях с долговременным

 

перерывом электроснабжения всех потребителей;

 

- аварии на электроэнергетических системах (сетях) с долговре-

 

менным перерывом электроснабжения основных

 

потребителей или обширных территорий;

 

- выход из строя транспортных электроконтактных сетей.

 

8. АВАРИИ НА СИСТЕМАХ КОММУНАЛЬНОГО

 

ОБЕСПЕЧЕНИЯ:

 

- аварии на канализационных системах с массовым выбросом

 

загрязняющих веществ;

 

- аварии на тепловых сетях (системах горячего водоснабжения) в холодное время года;

 

- аварии в системах снабжения населения питьевой водой;

 

- аварии на коммунальных газопроводах.

 

9. АВАРИИ НА ОЧИСТНЫХ СООРУЖЕНИЯХ:

 

- аварии на очистных сооружениях сточных вод промышленных

 

предприятий с массовым выбросом загрязняющих веществ;

 

- аварии на очистных сооружениях промышленных газов с

 

массовым выбросом загрязняющих веществ.

 

10. ГИДРОДИНАМИЧЕСКИЕ АВАРИИ:

 

- прорывы плотин (дамб, шлюзов, перемычек и др.) с образованием волн прорыва и катастрофических затоплений;

 

- прорывы плотин (дамб, шлюзов, перемычек и др.) с образованием прорывного паводка;

 

- прорывы плотин (дамб, шлюзов, перемычек и др.), повлекшие

 

смыв плодородных почв или отложение наносов на обширных

 

территориях.

 

4. Биолого-социальные ЧС.

 

Биолого-социальная чрезвычайная ситуация - обстановка на определенной территории или акватории, сложившаяся в результате возникновения широко распространенной инфекционной болезни людей, сельскохозяйственных животных или растений, при которой может возникнуть или возникла угроза жизни и здоровью людей, животных, могут быть уничтожены или пострадать природные и сельскохозяйственные угодья и причинен значительный экономический ущерб.

 

Источник биолого-социальной чрезвычайной ситуации - это особо опасная или широко распространенная инфекционная болезнь людей, сельскохозяйственных животных и растений, в результате которой на определенной территории произошла или может возникнуть биолого-социальная чрезвычайная ситуация.

 

Залогом обеспечения биологической безопасности служит соблюдение правовых норм, выполнение санитарно-гигиенических и санитарно-эпидемиологических правил, технологических и организационно-технических требований, а также проведение соответствующего комплекса правовых, санитарно-гигиенических, санитарно-эпидемиологических, организационных и технических мероприятий, направленных на предотвращение, ослабление и ликвидацию заражения людей, сельскохозяйственных животных и растений инфекционными болезнями.

 

Для предотвращения последствий биолого-социальнх ЧС на пораженной территории вводятся карантин и обсервация.

 

Карантин – это система временных организационных, режимно-ограничительных, административно-хозяйственных, санитарно-эпидемиологических, санитарно-гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий, направленных на предупреждение распространения инфекционной болезни и обеспечение локализации эпидемического, эпизоотического или эпифитотического очагов и последующую их ликвидацию.

 

Обсервация – это режимно-ограничительные мероприятия, предусматривающие наряду с усилением медицинского и ветеринарного наблюдения и проведением противоэпидемических, лечебно-профилактических и ветеринарно-санитарных мероприятий, ограничение перемещения и передвижения людей или сельскохозяйственных животных во всех сопредельных с зоной карантина административно-территориальных образованиях, которые создают зону обсервации.

 

Стоить помнить, что существуют и такие опасные проявления биолого-социальной ЧС, как особо опасная инфекция и эпидемия.

 

Особо опасная инфекция – это состояние зараженности организма людей или животных, проявляющееся в виде инфекционной болезни, прогрессирующей во времени и пространстве и вызывающей тяжелые последствия для здоровья людей и сельскохозяйственных животных либо летальные исходы.

 

Эпидемия – это массовое, прогрессирующее во времени и пространстве в пределах определенного региона распространение инфекционной болезни людей, значительно превышающее обычно регистрируемый на данной территории уровень заболеваемости.

 

 

2. Определение, задачи и основные принципы построения и функционирования Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

 

С целью предупреждения ЧС при их возникновении, обеспечения безопасности населения, уменьшение ущерба народному хозяйству и ликвидации последствий правительством РФ постановлением к1113 от 05.11.93 г. была создана единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС).

Одна из главнейших задач РСЧС – проведение единой государственной политики в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а при их возникновении защита жизни и здоровья людей, территорий, материальных и культурных ценностей, окружающей среды. Для этого МЧС разрабатывает и вносит в правительство проекты соответствующих законодательных актов и решений.

Следующая задача – сформировать и внедрить четкую систему экономических и правовых мер, направленных на обеспечение защиты населения, технической и экологической безопасности.

Особую остроту приобрела задача предупреждения чрезвычайных ситуаций. Основные усилия в ее решении направлены на разработку необходимой нормативно-правовой базы и механизма финансового обеспечения.

Состояние работы по предупреждению ЧС на всех уровнях сегодня не обеспечивает полной безопасности населения, национального достояния и окружающей природной среды. Чрезвычайные ситуации, связанные с весенними половодьями и дождевыми паводками, тайфунами, цунами, оползнями, землетрясениями, прорывами гидротехнических сооружений, разливами нефте- и газопроводов, взрывами и пожарами свидетельствуют, что профилактические и предупреждающие меры не проводились, или были малоэффективными.

Центральная задача РСЧС – проведение мероприятий по защите населения и территории. Они охватывают инженерную, радиационную, химическую, медицинскую защиту, эвакуационные меры. Надо отметить, что в настоящее время стало больше нарушений норм при строительстве и проектировании. Например, допускается возведение жилых домов и предприятий в зонах затопления и других, потенциально опасных объектах. Прекратилось строительство защитных сооружений. Около 12% убежищ и противорадиационных укрытий приведено в негодность.

Организация оповещения и информирование населения о чрезвычайных ситуациях является сферой постоянного внимания МЧС РФ. Слабым местом в решении этой задачи были и остаются локальность системы оповещения вокруг потенциально опасных объектов (химических предприятий, атомных электростанций, водопроводных станций, некоторых предприятий пищевой промышленности). Появились и положительные тенденции: во многих местах налажена круглосуточная работа дежурно-диспетчерской службы.

Ликвидация чрезвычайных ситуаций задача одна из самых емких и решающих для РСЧС. Она требует проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ. Пожары, взрывы, прорывы дамб, снежные заносы, наводнения, землетрясения, транспортные катастрофы – все это происходит, к сожалению, ежегодно и многократно.

Несколько лет тому назад ливневые дожди привели к переполнению Кисилевского водохранилища в Свердловской области и прорыву временной перемычки. Около 250 домов и 12 промышленных предприятий г. Серова оказались в зоне затопления.

Много забот доставляют лесные пожары. Наиболее распространено это бедствие в Читинской, Иркутской, Свердловской, Калининградской, Архангельской областях, Красноярском крае, Республике Саха. Части и подразделения войск ГО ежегодно более 1000 раз привлекались к работам связанным с ликвидацией ЧС. Поисково-спасательной службой МЧС проведено в 1997г. 5 тыс. операций, спасено более 16 тыс. чел.

Задача создания и обеспечения готовности сил и средств РСЧС остается актуальной и сегодня. Несмотря на то, что эта работа признана удовлетворительной, ее уровень не всегда отвечает современным требованиям.

Мероприятия гражданской обороны должны обеспечивать защиту населения России в военное время. Не случайно гражданскую оборону нашего государства возглавляет лично Председатель правительства.

Оказание гуманитарной помощи задача новая, но в современных условиях она приобретает все большее значение. Гуманитарные грузы доставлялись в Дагестан, Курганскую, Сахалинскую области России, в Таджикистан, Абхазию, Армению, Южную Осетию, Молдову, а также в бывшую Югославию, на Мадагаскар, в Танзанию, Заир и Египет. Чеченская республика здесь занимает особое положение. Сюда МЧС перевезло огромное количество продовольствия, медикаментов.

Важная задача – подготовка руководящего состава, специалистов и обучение населения. Основополагающим правовым документом для решения этой задачи является Закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», принятый Государственной Думой, подписанный Президентом РФ 21 декабря 1994 г. Этот законодательный акт призван в корне изменить отношение всех органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, а также руководителей предприятий, учреждений, организаций, независимо от их организационно-правовой формы, ко всему комплексу защитных мероприятий.

Разработана и настойчиво будет внедряться единая государственная система обучения всего населения России, начиная с дошкольных лет, действиям при различных ЧС. Ответственность за организацию и качественное проведение учебы несут органы государственной власти субъектов Федерации, органы местного самоуправления и руководители предприятий. Занятия с неработающим населением должны проводиться по месту жительства с широким использованием наглядных пособий. Начальники ГО объектов обеспечивают изучение своими работниками способов защиты при ЧС, готовят их к действиям в составе невоенизированных формирований.

Особую заботу вызывает обучение руководящего и командно-начальствующего состава, которое организуется в учебно-методических центрах республик, краев, областей и на курсах городов и районов.

Несмотря на определенные результаты, эффективность системы подготовки остается низкой и не отвечает современным требованиям. Крайне тревожит то обстоятельство, что некоторые руководители и командно-начальствующий состав спасательных и аварийно-спасательных формирований все еще не имеют необходимых им знаний и навыков.

Очень слабо представляет себе, как действовать в чрезвычайных ситуациях, большинство населения, не занятого в производстве и жителей сельской местности.

Крайне важна задача обеспечения функционирования объектов и отраслей в чрезвычайных ситуациях. К сожалению, обстановка сложилась так, что многие руководители предприятий перестали заниматься этой проблемой. Решаться вопросы жизнеобеспечения должны не только на крупных и промышленных предприятиях, а на всех, больших и малых, государственных и частных, на водоотводных станциях, на сетях коммунально-энергетического хозяйства, везде, где сбои в работе могут привести к нежелательным последствиям.

И последняя задача: используя все имеющиеся средства, организовать пропаганду среди граждан России социально-экономической значимости, места и роли РСЧС в общей системе безопасности страны. Выполнение данной задачи включает распространение знаний, практического опыта и достижений в области ГО, предупреждения и ликвидации ЧС. Пропаганда должна опираться на сегодняшние реалии, подчеркивая, что ГО существует почти во всех странах и никто не собирается ее ликвидировать. Наоборот в США, Англии, Франции, Германии идет процесс ее укрепления и развития.

Министерство РФ по делам ГО и ЧС является одним из силовых министерств. Проводимые им мероприятия, его силы и средства это составная часть, одно из звеньев всей системы общегосударственной обороны и защитных мер. Предупредить человека о надвигающейся опасности, вызволить из беды при возникновении чрезвычайных ситуаций нет более важной гуманной задачи.

РСЧС состоит из территориальных и функциональных подсистем и имеет 5 уровней:

1. федеральный;

2. региональный;

3. территориальный;

4. местный;

5. объектовый.

 

 

3. Задачи и состав сил и средств РСЧС.

К силам РСЧС относятся:

- силы МЧС России, включающие в себя Центроспас и ПСС, соединения и воинские части системы ГО;

- аварийно-спасательные формирования(АСФ) министерств и ведомств РФ;

- части и подразделения Государственной противопожарной службы МВД РФ;

- специально подготовленные подразделения Вооруженных Сил РФ, привлекаемые к ликвидации последствий ЧС;

- учреждения и формирования Всероссийской службы медицины катастроф(ВСМК).

 

На силы МЧС России возлагаются следующие задачи:

- ведение общей и специальной разведки в очагах поражения, очагах заражения и районах катастрофических затоплений;

- проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ по жизнеобеспечению пострадавшего населения;

- обеспечение ввода формирований ГО в очаги поражения, зоны заражения и катастрофических затоплений;

- участие в работах по локализации и ликвидации крупных природных пожаров;

- проведение санитарной обработки населения, специальной обработки техники, сооружений и территорий;

- проведение пиротехнических работ;

- первоочередное жизнеобеспечение пострадавшего населения и участие в мероприятиях по оказанию гуманитарной помощи;

- участие в восстановительных работах на объектах жизнеобеспечения населения, аэродромах, дорогах, переправах и других важных инфраструктурах, в проведении эвакуационных мероприятий, выполнении задач территориальной обороны;

- организация и осуществление мероприятий, направленных на повышение готовности населения к выполнению задач по защите от воздействия последствий аварий и катастроф техногенного характера и стихийных бедствий.

В настоящее время МЧС России решаются и другие задачи в рамках Межгосударственного совета по чрезвычайным ситуациям и Межгосударственной системы предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, в том числе:

- подготовка и практическое проведение мероприятий в составе Корпуса сил Содружества Независимых Государств (СНГ) для ликвидации последствий ЧС (в соответствии с решением Глав Правительств стран - участников СНГ от 22.01.1993г.);

- подготовка сводных мобильных отрядов для оказания помощи зарубежным странам в случае промышленных (ядерных) катастроф (по решению Третьей Международной конференции стран Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы по сотрудничеству в области защиты от природных и других катастроф);

- создание Российского национального корпуса чрезвычайного гуманитарного реагирования (по Постановлению Правительства РФ от 13.10.1995 г. N 1010);

- обеспечение готовности аэромобильного отряда экспедиционных сил МЧС России для проведения гуманитарных операций за рубежом (соглашение между МЧС России и Управлением Верховного Комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ ООН);

- обеспечение функционирования Международного центра подготовки спасателей.

 

Самым мобильным и высокоорганизованным звеном РСЧС является ПСС, основное назначение которой состоит в организации и оперативном проведении поисково-спасательных работ (ПСР) с целью оказания помощи пострадавшим. Согласно официальной статистике, в 1996 г. в МЧС России насчитывалось 1804 штатных, подготовленных и аттестованных спасателя, социально-правовой статус которых определяется Законом РФ “Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей”.

 

 

4. Основные мероприятия РСЧС по предупреждению и ликвидации последствий ЧС.

Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций

совокупность мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение жизни и здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.