ЗАРОЖДЕНИЕ ЗОДЧЕСТВА
Типы цивилизаций. Возникнув, группы земледельческих общин стремились обрести оптимальные для земледельческой экономики условия. Таковыми для первоначального земледелия оказались природные условия в долинах крупных рек и озер. Мощный демографический рост в этих условиях поднял на качественно новый уровень уже существующую экономическую и социо-нормативную культуру. Последняя получила возможность оторваться от культуры этнической, адекватной общественным организмам исходного порядка — большесемейным и общинным коллективам. Возникают сложные социальные структуры надобщинного уровня, которые часто воспринимаются в современной науке как ранние государства. Усложняется и становится разнообразнее не только связь людей с миром природы, представлявшемся богами (космосом), но и связи внутри человеческой популяции. Общность природных условий ведет к формированию единой социальной культуры и выработке единообразной системы ценностей. Так возникли первые цивилизации — Древнеегипетская, Месопотамская, Индская, Китайская, Месоамериканская, Андская. Без сомнения, их появление в непосредственной связи с открытыми Н. И. Вавиловым очагами первоначального земледелия не было случайным.
Поэтому цивилизация является не абстрактно-теоретическим, а конкретно историческим понятием. Она невозможна вне конкретных условий ее существования. Она не является стадией в развитии общества, но сама есть общество, которое как общественный организм рождается, растет и гибнет. Поэтому используемое иногда в литературе понятие древневосточная цивилизация не является корректным, на древнем Востоке параллельно существовало несколько цивилизаций: Китайская, Индийская, Ближневосточная и т. п. Понятие древневосточный лишь оттеняет самые общие черты в развитии обществ этих цивилизаций в их совместном сравнении с древней цивилизацией Запада — античной. Точно так же не всегда корректными являются понятия западная цивилизация и восточная цивилизация. Зачастую их употребление лишь снижает до уровня обыденных представлений противопоставление Индустриальной цивилизации и традиционных доиндустриальных обществ.
Следовательно, в качестве исходного определения можно принять, что цивилизация — это конкретно-историческая популяция практикующих земледелие и ремесло общественных организмов надобщинного уровня, строящих города, использующих письменность и объединенных общей нормативностью надэтнического порядка, основанной на определенной системе ценностей. Признаки или критерии, отличающие одну цивилизацию от других: (а) территория с относительно стабильными рубежами, (6) соционормативные принципы и производный от них (в) тип общественной культуры, (г) жизнеобеспечивающие ценности которой запечатлены в (д) этико-религиозной системе.
Возникающие цивилизации имеют тенденцию к расширению — распространению своих достижений и образа жизни. Процесс расширения идет успешно до тех пор, пока распространяющаяся из какого-либо центра организация общества и соответствующая ей культура приживаются на территории соседних народов.
Характерные черты цивилизации. В развитии цивилизаций можно проследить некоторые общие функциональные черты:
- Каждая цивилизация имеет свой логический центр, в котором популяционнные признаки выражены наиболее четко.
- Исходным центром распространения первичных цивилизаций является определенное этническое ядро.
- Вторичные цивилизации образуются на стадии зрелости социополитической системы. Этническая культура занимает в них уже таксономически низший уровень
- Характерным признаком цивилизации, как и всякой популяции, является тенденция к максимальному расширению, то есть распространению своих соционормативных принципов, основанного на них образа жизни и достижений культуры. Пределы расширению цивилизации ставят естественные препятствия: географические рубежи; ландшафтные зоны с иной экосистемой, заселенные приспособленными к ней этническими группами; сопротивление соседней цивилизации.
- Ключевым звеном социального поля цивилизации, играющим связующую роль, является город.
- Каждая цивилизация образует единое информационное поле, которое требует общего (международного) языка и письменности.
- Каждая цивилизация в процессе роста создает вокруг себя зону влияния в виде внешнего популяционного социокультурного поля.
- Культивируемые цивилизацией политические институты выполняют функцию орудий популяционного соционормативного регулирования.
- Каждая цивилизация формирует общую религиозно-этическую систему, в традициях и принципах которой закодированы ее соционормативные принципы.
- Каждая цивилизация развивается в уникальных условиях, определяющихся взаимодействием накопленного ею экономического, соционормативного и культурного потенциала с природным ландшафтом и историческим окружением в виде этнической среды и соседних цивилизаций.
- Интенсификация внешней торговли служит добавочным, вспомогательным способом ослабления диссонанса между цивилизацией и внешней средой.
- Этапы развития цивилизации внешне похожи на три фазы развития биологического организма: рост — расцвет — упадок.
- Цивилизации не приходят в упадок в результате спонтанного внутреннего развития, ничего не оставляя после себя.
- Поэтому полный цикл развития цивилизаций предполагает четыре фазы: возникновение — рост (расширение) — расцвет (совершенствование) — перестройка. Развитие цивилизаций может быть прервано или деформировано на каждом из ее этапов. Но особенно следует обратить внимание на последний из них.
- «Прогрессивность» одних цивилизаций по сравнению с другими определяется характером структурного соотношения коллективного и индивидуального начал в их соционормативной культуре
Техника и крупные технические и технологические сдвиги приводят к смене типа общества и типа культуры.
3 стадии в истории человечества:
1. Доиндустриальное общество: (период от первобытных до средневековья включительно)
Аграрная экономика, основной класс – крестьянство. Основные институты – церковь и армия. Сословная организация общества и опора на веру и традиции
2. Индустриальное общество: (XVII – сер XX вв)
Машинное производство. Основной класс – рабочий. Общий рынок, свободная торговля, равные политические свободы. Капитализм – это ранняя стадия индустриального общества, когда субъект управления и собственник – одно лицо. Индустриальное общество опирается на 3 независимые сферы – экономику, которая управляется эффективностью и рациональностью, политику, которая управляется принципом равенства, культуру, которая управляется принципом самореализации личности. Противоречия индустриального общества возникают из –за противоречий экономики и культуры.
3. Постиндустриальное общество: (сер ХХ - …)
Развитие и господство экономики услуг. Господство наукоемкого производства. Основной класс – научно-техническ. специалисты. Источник прибыли и политических решений – знания. Основные институты – университеты.
3 «волны» Тоффлера:
Аграрная, промышленная, информационная.
Научная концепция Элвина Тоффлера основывается на идее сменяющих друг друга волн-типов общества. Первая волна — это результат аграрной революции, которая сменила культуру охотников и собирателей. Вторая волна — результат индустриальной революции, которая характеризуется нуклеарным типом семьи, конвейерной системой образования и корпоративизмом.
Третья волна — результат интеллектуальной революции, то есть постиндустриальное общество, в котором наблюдается огромное разнообразие субкультур и стилей жизни. Информация может заменить огромное количество материальных ресурсов и становится основным материалом для рабочих, которые свободно объединены в ассоциации. Массовое потребление предлагает возможность приобретать дешёвую, нацеленную на конкретного покупателя продукцию, распределяемую по малым нишам. Границы между продавцом и покупателем стираются — «prosumer» может сам удовлетворить все свои потребности.
Признаки информационного общества – капитал и труд, как основа промышленной волны, сменяются знанием и информацией. Классы превращаются в информационные сообщества. Заводы и корпорации сменяются малыми экономическими формами и работой на дому.
Признаки промышленной волны – гигантизм, централизация, однообразие, экологический упадок
Архитектура Древнего Египта - самый древний из дошедших до нас примеров созданной человеком монументальной архитектуры. Искусство Древнего Египта столь оригинально и значительно – оно пережило древнеегипетское государство, – что в наименовании «древнеегипетское искусство» без ущерба для смысла возможно опустить частицу «древне-». Египетскому искусству чужда суетливость и мелочность. То, что обычно принимают за каноничность, на самом деле – спокойная уверенность в близости Вечности. Европейцу, воспитанному на классике античного искусства, довольно сложно назвать стиль даже самых прекрасных произведений египетского искусства стилем Классицизма. Это справедливо, хотя «египетский стиль» имел плодотворное развитие в искусстве европейских стран в XIX и XX столетиях. Для характеристики египетского искусства чаще используют слова: канон, архетип, условность.
Древнегреческая архитектура, возникшая, на островах Эгейского моря была настолько гармоничной и целостной, что впоследствии воспринималась более поздними стилями (Ренессанс, Классицизм, Неоклассицизм) как первоисточник, как некий эталон для подражания. В отличие от египтян греки не были религиозными догматиками. Это был талантливый, веселый и жизнерадостный народ.
У них, конечно, были боги, но они были настолько "очеловечены", что имели все, присущие человеку пороки - глупость, жадность, чревоугодие и проч. сновываясь на мифологии, наивно олицетворявшее силы природы, греческое искусство по сути являлось довольно реалистичным.
Нельзя не упомянуть о возникновении геометрии как науки, позволившей осознать пропорции как меру гармонии. Величайшим достижением греческих зодчих было "изобретение" ордера (см.справочник) (художественной системы оформления стоечно-балочной конструкции) - дорического (Парфенон), ионического (хр. Ники Аптерос) и коринфского.