Мотивация

Организация

Функции и принципы менеджмента

Функцией в менеджменте называют особый вид управленческой деятельности, с помощью которой субъект управления воздействует на управляемый объект.

 

Процесс управления (менеджмент) имеет четыре взаимосвязанные функции: планирование, организация, мотивация и контроль.

 

Планирование - вид деятельности по формированию средств воздействия, обеспечивающих достижение поставленных целей. Планирование применяется к важным решениям, определяющим дальнейшее развитие фирмы. Согласно концепции немецкого профессора Д.Хана планирование - это ориентированный в будущее систематический процесс принятия решений. Сущность планирования проявляется в конкретизации целей развития фирмы и каждого подразделения в отдельности на установленный период: определение хозяйственных задач, средств их достижения, сроков и последовательности реализации, выявление материальных трудовых и финансовых ресурсов для решения поставленных задач.

 

Установление постоянных и временных взаимоотношений между всеми подразделениями фирмы, определении порядка и условий функционирования фирм. Организация как процесс представляет собой функцию по координации многих задач.

При планировании и организации работы руководитель определяет, что конкретно должна выполнить данная организация, когда, как и кто, по его мнению, должен это сделать. Если выбор этих решений сделан эффективно, руководитель получает возможность воплотить свои решения в дела, применяя на практике основные принципы мотивации.

 

Мотивация как основная функция менеджмента связана с процессом побуждения себя и других людей для достижения личных целей организации. Исследование поведения человека в труде дает некоторые общие объяснения мотивации и позволяет создать прагматические модели мотивации сотрудника на рабочем месте.

 

Мотив - это побудительная причина, повод к деятельности. Побудить к деятельности можно обогатив идеями, определив величину вознаграждения, связав его с результатом деятельности, а также выявив деятельности через систему ценностей человека.

 

 

Контроль- это системное наблюдение за выполнением планов, заданий объектом. Процесс контроля состоит из установки стандартов, изменения фактически достигнутых результатов и проведения корректировок в том случае, если достигнутые результаты существенно отличаются от установленных стандартов. С помощью контроля менеджер выявляет проблемы, причины их возникновения и принимает активные меры по корректировке отклонений от цели и плана деятельности.

 

Принципы управления организацией определяют требования к системе, структуре и организации процесса управления.

 

Создатель «теории администрирования» А. Файоль высказал мысль о том, что количество принципов управления неограниченно.

 

Все принципы менеджмента целесообразно сгруппировать в две группы - общие и частные.

 

К общим принципам управления относятся принципы применимости, системности, многофункциональности, интеграции, ориентации на ценности.

 

Принцип применимости - менеджмент разрабатывает своего рода руководство к действию для всех работающих в фирме сотрудников.

 

Принцип системности - менеджмент охватывает всю систему с учетом внешних и внутренних взаимосвязей, взаимозависимостей и открытости собственной структуры и системы в целом.

 

Принцип многофункциональности - менеджмент охватывает различные аспекты деятельности:: материальные (ресурсы, услуги), функциональные (организация труда), смысловые (достижение конечной цели).

 

Принцип интеграции - внутри системы должны интегрироваться различные способы отношений и взгляды сотрудников.

 

Принцип ориентации на ценности - менеджмент включен в общественный окружающий мир с определёнными представлениями о таких ценностях, как гостеприимство, честные услуги, выгодное соотношение цен и услуг и т. п.

 

Основным частным принципом менеджмента является принцип оптимального сочетания централизации и децентрализации в управлении. Проблема сочетания централизации и децентрализации в менеджменте состоит в оптимальном распределении (делегировании) полномочий при принятии управленческих решений.

 

Принципы сочетания централизации и децентрализации предполагают необходимость умелого использования единоначалия и коллегиальности в управлении. Сущность единоначалия состоит в том, что руководитель конкретного уровня управления пользуется правом единоличного решения вопросов, входящих в его компетенцию.

Соблюдение правильного отношения между единоначальником и коллегиальностью составляет одну из важнейших задач управления, от правильности, решения которой во многом зависит его эффективность и действенность.

 

Принцип научной обоснованности управления предполагает научное предвидение, планируемые во времени социально- экономические преобразования организации. Основное содержание этого принципа заключается в требовании, чтобы все управленческие действия осуществлялись на базе применения научных методов и подходов.

 

Суть принципа плановости заключается в установлении основных направлений и пропорций развития организации в перспективе. Планированием пронизаны (в виде текущих и перспективных планов) все звенья организации. План рассматривается как комплекс экономических и социальных задач, которые предстоит решить в будущем.

 

Принцип сочетания прав, обязанностей и ответственности предполагает, что каждый подчинённый должен выполнять возложенные на него задачи и периодически отчитываться за их выполнение. Каждый в организации наделяется конкретными правами, несёт ответственность за их выполнение возложенных на него задач.

Принцип частной автономии и свободы предполагает, что все инициативы исходят от свободно действующих субъектов, выполняющих управленческие функции по своему желанию в рамках действующего законодательства. Свобода хозяйственной деятельности представляется как профессиональная свобода, свобода конкуренции, свобода договоров и т. п.

 

Принцип иерархичностии обратной связи заключается в создании многоступенчатой структуры управления, при которой первичные (нижней уровень) звенья управляются своими же органами, находящимися под контролем органов руководства следующего уровня. Соответственно цели перед низшими звеньями ставятся органами более высокого по иерархии органа управления.

 

Постоянный контроль за деятельностью всех звеньев организации осуществляется на основе обратной связи. По каналам обратной связи информация о работе управляемой системы непрерывно поступает в управляющую систему. Которая имеет возможность корректировать ход управленческого процесса.

 

Принцип мотивации.

 

Демократизация управления - участие в управлении организацией всех сотрудников. Форма такого участия различны: долевая оплата труда; денежные средства, вложенные в акции; единое административное управление; коллегиальное принятие управленческих решений и т. п.

 

Согласно принципу государственной закономерности системы менеджмента организационно - правовая форма фирмы должна отвечать требованиям государственного (федерального, национального) законодательства.

 

Принцип органической целостности объекта управления предполагает управление как процесс воздействия субъекта управления на объект управления. Они должны составлять единую комплексную систему, имеющую выход. Обратную связь и связь с внешней средой.

 

Принцип устойчивости и мобильности. Устойчивость определяется, прежде всего, качеством стратегических планов и оперативностью управления, приспосабливаемостью системы менеджмента, прежде всего к изменениям во внешней среде.

Одновременно с устойчивостью управленческий процесс должен быть мобильным, т.е. максимально полно учитывать изменения и требования потребителей продукции и услуг.

 

____________________________________________________________

 

Цели менеджмента - это те результаты деятельности, которых стремится достичь организация в будущем.

 

Цели менеджмента должны отвечать, с одной стороны - объективным законам, иначе они не будут реальными, с другой - цели являются продуктом сознательности, устанавливаются людьми и отображают их интересы.

 

К числу общих требований, которые выдвигаются к целям менеджмента, относятся:

реальность целей и их вразумительность:

четкая формулировка целей;

отображение общности интересов общества, коллектива и индивидов;

связанные с системой стимулирования.

 

Цели менеджмента в организации определяет ее руководство. В определении целей менеджмента следует придерживаться общего правила, согласно которому индивидуальные цели определяют цели высшего уровня. Цели менеджмента должны отображать общность интересов общества, коллектива организации и индивида.

 

Для достижения главной цели менеджмента необходимо реализовать несколько конкретных целей низшего уровня, которые выступают как средство достижения целей высшего уровня.

Один из методов упорядочения и представления целей получил название "дерево целей". "Дерево целей" - это структурируемая, построена по иерархическому принципу (распределенная за уровнями, ранжирована) совокупность целей экономической системы, программы, плана, в которой выделены: генеральная цель ("вершина дерева"), подчиненные ей подцели первого, второго и следующего уровня ("ветвь дерева").

 

К числу задач, которые решаются в менеджменте организации на современном этапе можно отнести:

§ определение конкретных целей развития организации,

§ проявления приоритетности целей, их очередности и последовательности решения;

§ разработка стратегии развития организации:

§ разработка системы мероприятий для разрешения начерченных проблем на различные часовые периоды;

§ определение необходимых ресурсов и источников их обеспечения;

§ обеспечение автоматизации производства, торговля и переход к использованию работников, которые имеют высокую квалификацию;

§ стимулирование работы сотрудников организации путем создания для них лучших условий труда и внедрения прогрессивной формы ее оплаты;

§ установление контроля за выполнением поставленных задач и др.