Техника трендового анализа

Техника вертикального анализа

Техника горизонтального анализа

Компания Х

Актив 1-й год 2-й год Отклонения Пассив 1-й год 2-й год Отклонения
      абсолютные. темп изменения       абсолютные. темп измене ния
ТА ТА1 ТА2 А2-ТА1 ТА2/ ТА1 Кр.О Кр.О1 Кр.О2 Кр.О2-Кр.О1 Кр.О2/ Кр.О1
ВНА         ДО        
        СК        
Валюта баланса Б1 Б2 Б21 Б21 Валюта баланса Б1 Б2 Б21 Б21

 

Вертикальный (структурный анализ) (Vertical Analysis) —

это определение удельного веса отдельных статей отчетности в общем итоговом показателе и сравнение полученного результата с данными предыдущего периода.

Вертикальный анализ — представление отчетности в виде относительных величин, которые описывают структуру обобщающих итоговых показателей. Обязательным элементом анализа служит построение динамических рядов этих величин для того, чтобы отследить и спрогнозировать структурные сдвиги. Пример проведения вертикального анализа баланса приведен в табл.4

Таблица 4

Компания Х

Актив Абсолютные величины Удельный вес Отклоне ния
  1-й год 2-й год 1-й год 2-й год  
ТА ТА1 ТА2 У1=ТА11*100% У2=ТА22*100% У21
ВНА          
Баланс Б1 Б2 100% 100% -

 

Структурный анализ применяется как при работе с балансом, так и при работе с отчетом о прибылях и убытках.

Горизонтальный и вертикальный типы анализа дополняют друг друга.

Факторный анализ- оценка влияния отдельных элементов финансовой деятельности компании на основные экономические показатели.

Сравнительный анализ- сравнение исследуемых показателей с аналогичными среднеотраслевыми или с показателями основных конкурентов.

Анализ тенденций (Trend Analysis) представляет собой определение отклонения показателя за ряд лет от уровня базисного года. Техника трендового анализа представлена в табл.5

Таблица 5

Компания Х. Балансовый отчет (актив)

Актив Годы
  1-й 2-й 3-й 4-й
ТА, тыс. руб. ТА1 ТА2 ТА3 ТА4
ТА,% ТА2/ТА1 ТА3/ТА1 ТА4/ТА1
ВНА, тыс. руб. ВНА1 ВНА2 ВНА3 ВНА4
ВНА,% ВНА2/ВНА1 ВНА3/ВНА1 ВНА4/ВНА1
Валюта баланса Б21 Б31 Б41

 

Анализ тренда представляет собой анализ динамики какого-либо показателя на большом отрезке времени (5—7 лет). Трендовый анализ — сравнение каждой позиции отчетности с базисным периодом и определение тренда, т.е. основной тенденции в динамике показателя за несколько отчетных периодов. С помощью тренда формируют возможные значения показателей в будущем, а, следовательно, ведется перспективный (прогнозный) анализ. Он дает ключ к пониманию того, как на самом деле развивается компания, т.е. улучшается ли ее положение, остается ли оно неизменным или ухудшается, имеет ли предприятие какие-либо внутренние проблемы. Если будут выявлены неблагоприятные тенденции, которые отсутствуют на уровне среднеотраслевых показателей, то делается вывод о наличии «узких мест» (проблем) в деятельности анализируемой компании.

Ведущим методом анализа финансово-экономического состояния является расчет финансовых (аналитических) коэффициентов, необходимых различным группам пользователей: акционерам, аналитикам, менеджерам, кредиторам и др. Анализ таких коэффициентов (относительных показателей) — это расчет соотношений между отдельными позициями отчета или позициями разных форм отчетности, определение их взаимосвязей.

Анализ коэффициентов (Ratio Analysis) представляет собой оценку изменения соотношения между отдельными показателями; выявление динамики во взаимоотношениях между различными наборами данных (см.

табл.6).

Система коэффициентов — это набор соотношений данных, представленных в финансовых отчетах.

Чтобы правильно сформулировать выводы по результатам проведенного анализа, необходимо иметь некий стандарт (базу для сравнительного анализа). Для этого могут быть использованы среднеотраслевые показатели, а также показатели, характеризующие финансовое положение конкурентов или эталонной компании в отрасли.

SWOT-анализ (Strengthes, Weaknesses, Opportunities, Threats) являетсяспособом обобщения информации, полученной в ходе анализа, выявления проблемных зон в деятельности компании и возможностей, которыми она располагает.

Таблица 6