Техника трендового анализа
Техника вертикального анализа
Техника горизонтального анализа
Компания Х
Актив | 1-й год | 2-й год | Отклонения | Пассив | 1-й год | 2-й год | Отклонения | ||
абсолютные. | темп изменения | абсолютные. | темп измене ния | ||||||
ТА | ТА1 | ТА2 | А2-ТА1 | ТА2/ ТА1 | Кр.О | Кр.О1 | Кр.О2 | Кр.О2-Кр.О1 | Кр.О2/ Кр.О1 |
ВНА | ДО | ||||||||
… | СК | ||||||||
Валюта баланса | Б1 | Б2 | Б2-Б1 | Б2/Б1 | Валюта баланса | Б1 | Б2 | Б2-Б1 | Б2/Б1 |
Вертикальный (структурный анализ) (Vertical Analysis) —
это определение удельного веса отдельных статей отчетности в общем итоговом показателе и сравнение полученного результата с данными предыдущего периода.
Вертикальный анализ — представление отчетности в виде относительных величин, которые описывают структуру обобщающих итоговых показателей. Обязательным элементом анализа служит построение динамических рядов этих величин для того, чтобы отследить и спрогнозировать структурные сдвиги. Пример проведения вертикального анализа баланса приведен в табл.4
Таблица 4
Компания Х
Актив | Абсолютные величины | Удельный вес | Отклоне ния | ||
1-й год | 2-й год | 1-й год | 2-й год | ||
ТА | ТА1 | ТА2 | У1=ТА1/Б1*100% | У2=ТА2/Б2*100% | У2-У1 |
ВНА | |||||
Баланс | Б1 | Б2 | 100% | 100% | - |
Структурный анализ применяется как при работе с балансом, так и при работе с отчетом о прибылях и убытках.
Горизонтальный и вертикальный типы анализа дополняют друг друга.
Факторный анализ- оценка влияния отдельных элементов финансовой деятельности компании на основные экономические показатели.
Сравнительный анализ- сравнение исследуемых показателей с аналогичными среднеотраслевыми или с показателями основных конкурентов.
Анализ тенденций (Trend Analysis) представляет собой определение отклонения показателя за ряд лет от уровня базисного года. Техника трендового анализа представлена в табл.5
Таблица 5
Компания Х. Балансовый отчет (актив)
Актив | Годы | |||
1-й | 2-й | 3-й | 4-й | |
ТА, тыс. руб. | ТА1 | ТА2 | ТА3 | ТА4 |
ТА,% | ТА2/ТА1 | ТА3/ТА1 | ТА4/ТА1 | |
ВНА, тыс. руб. | ВНА1 | ВНА2 | ВНА3 | ВНА4 |
ВНА,% | ВНА2/ВНА1 | ВНА3/ВНА1 | ВНА4/ВНА1 | |
Валюта баланса | Б2/Б1 | Б3/Б1 | Б4/Б1 |
Анализ тренда представляет собой анализ динамики какого-либо показателя на большом отрезке времени (5—7 лет). Трендовый анализ — сравнение каждой позиции отчетности с базисным периодом и определение тренда, т.е. основной тенденции в динамике показателя за несколько отчетных периодов. С помощью тренда формируют возможные значения показателей в будущем, а, следовательно, ведется перспективный (прогнозный) анализ. Он дает ключ к пониманию того, как на самом деле развивается компания, т.е. улучшается ли ее положение, остается ли оно неизменным или ухудшается, имеет ли предприятие какие-либо внутренние проблемы. Если будут выявлены неблагоприятные тенденции, которые отсутствуют на уровне среднеотраслевых показателей, то делается вывод о наличии «узких мест» (проблем) в деятельности анализируемой компании.
Ведущим методом анализа финансово-экономического состояния является расчет финансовых (аналитических) коэффициентов, необходимых различным группам пользователей: акционерам, аналитикам, менеджерам, кредиторам и др. Анализ таких коэффициентов (относительных показателей) — это расчет соотношений между отдельными позициями отчета или позициями разных форм отчетности, определение их взаимосвязей.
Анализ коэффициентов (Ratio Analysis) представляет собой оценку изменения соотношения между отдельными показателями; выявление динамики во взаимоотношениях между различными наборами данных (см.
табл.6).
Система коэффициентов — это набор соотношений данных, представленных в финансовых отчетах.
Чтобы правильно сформулировать выводы по результатам проведенного анализа, необходимо иметь некий стандарт (базу для сравнительного анализа). Для этого могут быть использованы среднеотраслевые показатели, а также показатели, характеризующие финансовое положение конкурентов или эталонной компании в отрасли.
SWOT-анализ (Strengthes, Weaknesses, Opportunities, Threats) являетсяспособом обобщения информации, полученной в ходе анализа, выявления проблемных зон в деятельности компании и возможностей, которыми она располагает.
Таблица 6