Содействие развитию независимых средств массовой информации посредством внедрения ИКТ.
Разработка и создание системы электронной торговли.
Мероприятия этого направления предусматривают создание системы электронной торговли, в том числе для осуществления закупок продукции для федеральных государственных нужд. Такая система существенно повысит эффективность использования средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации при осуществлении государственных закупок.
Для достижения этих целей создаются (Слайд 10):
· единая информационная инфраструктура электронной торговли, включающая общероссийскую систему информационно-маркетинговых центров;
· система электронной торговли для осуществления закупок продукции для федеральных государственных нужд;
· единая база данных товаров и услуг и систему ее поддержки.
Создание системы электронной торговли для закупок продукции для федеральных государственных нужд позволит автоматизировать эти процессы во всех федеральных органах государственной власти и сократить потери и злоупотребления.
Развитие независимых средств массовой информации зависит от таких факторов, как (Слайд 11):
· обучение работников средств массовой информации работе с современными средствами ИКТ;
· обеспечение общедоступности российских и международных открытых информационных ресурсов с помощью Интернета;
· создание электронных версий российских средств массовой информации и архивов в Интернете.
Этапы реализации (Слайд 11):
Этап 1 (2002 год) - формирование предпосылок для реализации основных проектов Программы — анализ состояния дел и нормативной базы в области ИКТ, инвентаризация государственных информационных ресурсов и систем, создание системы мониторинга тенденций развития ИКТ у нас в стране и за рубежом, разработка концептуальных материалов. Реализация ряда опытных проектов.
Этап 2 (2003-2004 годы) - на основе уже проделанной работы, реализованы проекты по всем направлениям Программы, обеспечивающие развитие рынка ИКТ, создание информационно-телекоммуникационной инфраструктуры для взаимодействия органов государственной власти с гражданами и хозяйствующими субъектами, формирование современной материально-технической базы подготовки специалистов в сфере ИКТ.
Этап 3 (2005-2010 годы) - реализован весь комплекс мероприятий Программы, создана эффективная система правового регулирования, современная информационно-телекоммуникационная инфраструктура страны, модернизирована система государственного управления и подготовки кадров в сфере ИКТ и на этой основе сформированы предпосылки и начато массовое внедрение ИКТ во все сферы деятельности.
2. Актуальные направления ФЦП «Электронная Россия»
(Слайд 12)
2.1. Внедрение технологий «электронного правительства».
«Электронное правительство» — это новая система внутренних и внешних отношений государственных организаций на основе использования возможностей Интернета, информационных и телекоммуникационных технологий с целью оптимизации предоставляемых услуг, повышения уровня участия общества в вопросах государственного управления и совершенствования внутренних процессов.
Инфраструктурой электронного правительства являются интегрированные государственные информационные ресурсы в сочетании с развитой системой информационных служб, обеспечивающей гражданам регламентируемый доступ к этим ресурсам.
Реализация концепции Электронного правительства (Слайд 13) решит ряд основных задач (Слайд 14):
1. Создание официальных сайтов в Интернете и их наполнение актуальной официальной информацией. К обязательной информации относится общая, справочная и контактная информация государственных учреждений, статистика, сообщения о событиях в стране, законы и нормативные акты, правительственные отчеты, содержимое государственных архивов. На сайте также могут быть:
· документы или ссылки на документы вышестоящих учреждений;
· актуальные материалы, публикуемые учреждением в соответствии с его функциями;
· рекомендации физическим или юридическим лицам по решению их типичных проблем (так называемые типовые «сценарии»).
2. Создание интерактивных служб, позволяющих упростить процедуры взаимодействия государства с гражданами, обеспечить максимально комфортные условия для обращения в государственные учреждения. Среди таких служб, развиваемых во многих странах, можно выделить составление и подачу налоговых деклараций, оплату счетов, подачу заявлений, электронные торговые площадки для проведения государственных закупок.
3. Возможна реализация следующих служб:
· предоставление доступа к шаблонам документов, необходимых в различных ситуациях, возникающих при взаимодействии граждан и предприятий с органами государственного и муниципального управления;
· уплата штрафов;
· определение прав на социальные льготы;
· поиск вакансий в государственных организациях;
· получение и продление лицензий на ведение профессиональной деятельности;
· выдача сертификатов и разрешений;
· запись на прием к врачу (реализуется преимущественно на муниципальных порталах);
· предоставление услуг дистанционного образования;
· регистрация избирателей.
4. Создание эффективной системы обратной связи с гражданами. Это так называемые электронные почтовые ящики для обращений граждан, открытые и закрытые интернет-форумы, системы голосования и социологических опросов.
Для реализации концепции электронного правительства необходимо соблюдение ряда принципов (Слайд 15):
· высокое качество информации, размещенной в Интернете, в сочетании с ее доступностью для любых категорий граждан;
· высокий уровень компьютерной подготовки государственных служащих;
· тесное взаимодействие между органами государственного и муниципального управления, предпринимателями в сочетании с простотой его правил.
o Для этого должны быть созданы общенациональные стандарты межведомственного взаимодействия и информационного обмена.
Технологии электронного правительства развивались от государственных «веб-витрин», реализующих, в большей или меньшей степени, чисто информирующие функции, до порталов, обеспечивающих более активное взаимодействие с гражданами и централизацию информационных ресурсов. Наиболее же современными являются так называемые технологии одного окна» (Government Gateways).
Возможный экономический эффект от создания государственных порталов (Слайд 16):
1. Сокращение затрат на бумагу и печать документов, экономия рабочих площадей (хранение электронных документов требует на порядок меньше места), снижение затрат на оплату телефонных переговоров и почтовых отправлений (документы размещаются в Интернете или передаются по электронной почте).
2. Сокращение затрат времени на типовые операции (поиск информации, подготовка справок, отчетов, подготовка решений, телефонные переговоры, прием посетителей, исправление ошибок и разбор конфликтных ситуаций - для служащих, связанных с приемом граждан, может достигать 75 %рабочего времени).
3. Сокращение бюджетных расходов на проведение мероприятий, связанных с официальными уведомлениями, обязательным распространением нормативных материалов, изменением форм документов, и т.д.
4. Повышение эффективности процесса осуществления государственных и муниципальных закупок.
Портал может иметь следующую программно-аппаратную архитектуру (в общем случае она такая же, как и у портала крупного предприятия)(Слайд 17):
· кластер компьютеров имеющий постоянное, скоростное соединение с Интернетом;
· многопользовательская, многозадачная серверная операционная система;
· веб-сервер;
· сервер приложений со встроенными элементами бизнес-логики;
· СУБД для хранения документов портала и другой информации;
· система управления контентом, позволяющая служащим, не являющимся специалистами в информационных технологиях, публиковать документы быстро и качественно, а также поддерживать их актуальность;
· сервер интеграции приложений (шлюз).
2.2. Создание единой государственной системы управления и передачи данных (ЕГСУПД).
Одной из первоочередных задач в области информатизации государственного управления является организация инфраструктуры межведомственного взаимодействия. В связи с этим согласно ФЦП «ЭлектроннаяРоссия» осуществляется разработка и реализация единой государственной системы управления и передачи данных (ЕГСУПД).
ЕГСУПД — это межведомственная система сбора, хранения, анализа и распространения финансовой, экономической, хозяйственной и другой социально значимой информации на базе единой технической политики и строго регламентированного информационного взаимодействия. ЕГСУПД является ключевым элементом электронного правительства России (Слайд 18).
Федеральные ведомства строят свои информационные системы независимо и изолированно друг от друга, ориентируясь исключительно на собственные нужды (вертикальная интеграция). Такой подход обеспечивает защищенность этих систем, однако делает проблематичным организацию межведомственного (горизонтального) взаимодействия на любом уровне административно-территориального устройства государства (федерация, округ, регион, район). При этом происходит распыление значительных финансовых и материальных средств, осуществляется многократный ввод и обработка повторяющейся информации.
Ведомственные ИС изолированы от общественных сетей связи и не предусматривают прямого информационного взаимодействия с предприятиями, общественными организациями и населением. При этом ведомства не имеют достаточных ресурсов для технического сопровождения и развития своих ИС. Недостаток финансовых средств заставляет разработчиков региональных ИС использовать простые технологии, что снижает производительность ИС, их масштабируемость, защищенность.