Некоторые направления реализации данной программы (Слайд 17)
1. Внедрение систем электронного документооборота. В рамках этого направления необходимо создание удостоверяющих центров электронной цифровой подписи.
2. Внедрение общегородской системы видеонаблюдения для решения вопросов, входящих в компетенцию не только милиции, но и других территориальных организаций. Это оценка уборки территории, ремонт крыш и другие вопросы, связанные с благоустройством. Предполагается повсеместное установление систем видеонаблюдения с выводом информации о ситуации на единый пульт, объединение служб 01, 02, 03, 04 в один диспетчерский канал.
3. Создание интернет – порталов для удовлетворения стремительного роста спроса на справочную информацию о работе местных служб и учреждений городского хозяйства Москвы, предприятий бытовой сферы, торговли и досуга и увеличивающегося спроса на новостную информацию.
4. Внедрение проекта «Социальная карта москвича». В рамках областной целевой программы «Социальная гарантия» создается социальный Реестр населения Московской области, а также автоматизированная система обеспечения социальных гарантий населению Московской области посредством безналичных расчетов с использованием пластиковых карт. Это позволяет со 100 %-ной точностью вести учет льготников по всем видам льгот.
Проект «Социальная карта москвича» входит в Федеральную целевую программу «Электронная Россия» и городскую целевую программу «Электронная Москва» и предполагает создание общегородской интегрированной автоматизированной системы учета с использованием пластиковых карт.
Основные цели проекта — повышение эффективности осуществления социальных программ, учета и контроля использования бюджетных средств, выделяемых на социальные нужды.
Его прообразом стал проект по автоматизации оплаты проезда на городском транспорте. Еще в 1996 году в Московском метрополитене были внедрены пластиковые транспортные карты, которые затем стали выдаваться студентам учебных заведений. Реализация проекта повысила доходность метрополитена на 20 %.
Практика показала, что использование карты для решения какой-то одной задачи недостаточно эффективно. Поэтому социальная карта москвича предполагается многофункциональной.
Память пластиковой карты с бесконтактным интерфейсом емкостью 1 Кбайт разделена на 16 секторов, каждый из которых защищен специальным кодом. Он доступен для считывания в устройствах московского метро Мосгортранса, Московской железной дороги, Московского городского фонда обязательного медицинского страхования, в городских структурах социальной защиты населения и на ряде предприятий торговли и связи.
Внедрение карт позволяет перейти от плохо контролируемого принципа распределения льгот к адресной компенсации расходов социально незащищенных слоев населения. В Москве свыше 2,5 млн. пенсионеров, которые, кроме права на бесплатный проезд, обладают иными льготами; еще существуют около 70 категорий граждан, с правом бесплатного проезда на городском общественном транспорте.
Карты могут использоваться для идентификации получателей льгот, автоматизированного обслуживания льготников в организациях — участниках проекта «Социальная карта москвича», во взаиморасчетах граждан с транспортными организациями (льготный проезд в метрополитене, автобусе, по железной дороге), предприятиями торговли, питания и быта. Кроме того, пластиковая карта даст возможность сотруднику внутренних дел оперативно проверить в базе данных МВД персональную информацию.
На основе карт возможно упорядочение оказания услуг в рамках системы государственного медицинского страхования (в т. ч. при выдаче рецептов на получение лекарственных средств бесплатно или со скидкой, при получении медикаментов по таким рецептам в аптечных учреждениях).
Использование социальных карт упрощает процедуру предоставления субсидий и льгот на оплату услуг жилищно-коммунального хозяйства. Для этого в Москве создается сеть единых расчетных центров. Предполагается переход от субсидирования предприятий — поставщиков услуг к обеспечению денежных выплат гражданам после оплаты ими услуг ЖКХ.
Для реализации проекта «Социальная карта москвича» создано Государственное унитарное предприятие «Московский социальный регистр» в подведомственном подчинении Департамента экономической политики и развития Москвы.
Экономический эффект от внедрения электронных карт (Слайд 18):
· экономия ресурсов, связанная с безналичным перечислением денежных выплат и дотаций;
· экономия средств бюджетов, связанная с сокращением числа случаев неправомерного получения льгот;
· экономия средств, связанная с повышением уровня собираемости платежей за жилищно-коммунальные услуги за счет автоматизации процессов оплаты и контроля оплаты услуг (также исчезает необходимость посещения гражданами различных организаций). Все это приводит к упрощению процедуры расчетов за ЖКУ.
Предполагается активное участие транспортных операторов в финансировании изготовления и персонализации социальных карт (ведь они используются также и для оплаты проезда).
Проект основан на взаимодействии городских Комитетов, Департаментов, предприятий и других учреждений и ведомств.
Информационные потоки можно схематично описать следующим образом:
· предоставление данных на изготовление карты, выверка данных, регистрация в реестре социальных льготников;
· создание электронного паспорта льготника;
· сообщение данных карты (в т. ч. социальных номеров) участникам системы для ведения учета;
· транзакции по картам стекаются в Московский социальный регистр, где ведется сводный учет предоставленных льгот.
Оформление и выдача социальных карт производится в районных управлениях социальной защиты.
5. Создание единой информационно-расчетной системы ЖКХ.
Принципы построения единой информационно-расчетной системы ЖКХ (Слайд 19):
· открытость архитектуры, обеспечивающая простоту интеграции с имеющимися территориальными и отраслевыми ИС;
· гибкость настройки логики и параметров функционирования системы, позволяющая легко адаптировать ее к изменениям нормативно-правовой базы и структуры взаимоотношений участников ЖКХ;
· соответствие требованиям нормативно-правовых актов РФ.
Технология создания единой информационно-расчетной системы ЖКХ (БИРС ЖКХ) предполагает объединение на основе компьютерной сети территориальных баз данных ИС поставщиков ресурсов и услуг, ИС банков, уполномоченных на прием коммунальных платежей.
Такая технология обеспечивает создание единого места приема населения по всем вопросам взаимодействия с субъектами ЖКХ, организованного территориальным ДЕЗ.
В результате обработки данных информационно-расчетной системой формируются (Слайд 20):
· единый платежный документ для оплаты за поставленные услуги ЖКХ, направляемый по почте (возможно, электронной);
· электронный пакет порученийпо переводу средств льгот и субсидий, направляемый банку-оператору;
· электронный реестр оплат, направляемый поставщикам ресурсов и услуг;
· необходимый набор статистических и аналитических данных для органов исполнительной власти.
Создание БИРС позволит добиться следующих положительных социально-экономических результатов (Слайд 21):
· формирование позитивного отношения жителей города к реформе ЖКХ на основании упрощения взаимодействия жителей с его субъектами;
· увеличение сборов коммунальных платежей на основании четкого отслеживания изменений тарифов и своевременного выявления неплательщиков;
· сокращение бюджетных затрат на основании точной, адресной локализации объектов льгот и субсидий, а также сокращения количества специалистов по приему населения;
· формирование строгой технологической дисциплины всех участников отношений ЖКХ, повышение эффективности управления;
· обеспечение информационной защиты персональных данных населения, обрабатываемых в данный момент в различных несертифицированных ИС.
Помимо решения текущих задач информационно-расчетного взаимодействия субъектов ЖКХ, создание БИРС обеспечит решение таких перспективных задач, как учет поставок и потребления ресурсов, а также оценка безубыточности объектов жилого фонда, что особенно актуально для формирования ТСЖ и кондоминиумов.
6. Автоматизация бюджетного процесса. Бюджетный процесс — процесс формирования, утверждения и исполнения бюджета.
Участниками бюджетного процесса являются (Слайд 22):
· органы законодательной и исполнительной власти;
· налоговые органы и другие организации, осуществляющие сбор и администрирование доходов бюджета;
· органы денежно-кредитного регулирования (Центральный Банк и коммерческие банки);
· органы финансового контроля;
· главные распорядители и распорядители бюджетных средств;
· широкая сеть бюджетных учреждений и других предприятий - получателей бюджетных средств;
· иные организации, осуществляющие операции с бюджетными средствами.
Автоматизированная информационная система управления бюджетным процессом (АИС УБП) обеспечивает (Слайд 23):
· централизованное управление финансовыми ресурсами муниципального образования, формирование оперативной информации о состоянии бюджета МО, повышение достоверности информации о состоянии бюджета, прогнозной информации;
· электронный обмен между участниками бюджетного процесса, автоматизацию исполнения бюджета главными распорядителями, распорядителями бюджетных средств, бюджетополучателями и т. д.
Структура системы состоит из следующих функциональных подсистем (Слайд 23):
· подсистема формирования бюджета и исполнения доходной и расходной части;
· подсистема управления целевыми бюджетными фондами;
· подсистема управления финансовыми ресурсами;
· подсистема учета бюджетных обязательств, контроля исполнения бюджета;
· подсистема бухгалтерского учета.
Созданная в Москве АИС УБП основывается на 10 вычислительных центрах, расположенных в финансово-казначейских управлениях. Центральным звеном системы является главный вычислительный центр (ГВЦ), расположенный на территории Департамента финансов, и резервный вычислительный центр (РВЦ), принимающий функции ГВЦ в случае аварии. РВЦ расположен на территории финансово-казначейского управления Северо-Западного административного округа столицы.
Надежность системы обеспечивается дублированием основных узлов вычислительных центров, дублированием критически важных вычислительных мощностей, кластерной технологией, дублированием критических устройств. Особое внимание уделяется дублированию источников энергопитания.
Структура главного вычислительного центра достаточно стандартна и включает сервер баз данных, сервер приложений и сервер общесистемной инфраструктуры.