Рыночная атрибутика товара (товарный знак, упаковка, маркировка)
Одним из элементов окружения продукта является его марка.
Марка — это название, термин, знак, символ, рисунок или их комбинация, предназначенные для того, чтобы идентифицировать продукт и дифференцировать его от продукта конкурентов.
Марка включает в свой состав марочное имя, марочный знак и товарный знак.
Марочное имя – это часть марки в виде букв, слов и их комбинаций, которые могут быть произнесены.
Марочный знак — это часть марки, которая является узнаваемой, но не произносимой. Он представляет собой символ, рисунок, отличительный цвет или шрифтовой оформление.
Под товарным знаком понимается марка или ее часть, защищенная юридически, что дает продавцу исключительное право использовать марочное имя или марочный знак.
Товарный знак дает владельцу определенные преимущества:
¨ Упрощает процесс оформления заказов и доставки продукции;
¨ Обеспечивает юридическую защиту уникальных качеств продукции, которые в противном случае могли бы быть безнаказанно скопированы конкурентами;
¨ Дает продавцу возможность привлечь достаточное количество покупателей;
¨ Помогает продавцу четко сегментировать рынок.
Марка производителя — это марка, созданная производителем или взятая в аренду у другого производителя.
Частная марка разрабатывается оптовыми или розничными фирмами. Частная марка иногда может называться посреднической маркой, маркой дистрибьютора, маркой дилера, торговой маркой.
Расширение марки — это выпуск нового или модифицированного продукта под успешно зарекомендовавшей себя маркой. Так часто продукты с практически неизменными свойствами, имеющие признанные марки, добавляют к ним слова «супер», «ультра», «чемпион» и т.п. Примерами служат стиральные порошки, зубные пасты и т.д.
Многомарочная стратегия - стратегия, когда один продавец разрабатывает две или более марок в одной продуктовой категории. Например, стиральные порошки марок «Тайд» и «Ариэль» компании «Проктэр энд Гэмбл».
К важным факторам окружения продукта относится его упаковка.
Упаковка выполняет следующие функции:
• предохраняет товар, обеспечивает его сохранность;
• облегчает хранение и демонстрацию товара;
• содержит информацию о товаре и его марке;
• способствует продвижению товара, в первую очередь за счет содержа- щихся на ней рекламных сообщений;
• облегчает покупателям транспортировку и хранение товара;
• облегчает покупателям использование содержимого;
• упрощает для покупателей утилизацию и переработку упаковки.
Маркировкой называется нанесение знаков, надписей и рисунков на товар или тару для их опознания и указания способов перевозки, обработки и хранения.
Маркировка подразделяется на:
- товарную (производственная и торговая);
- отправительскую;
- транспортную;
- специальную.