Рыночная атрибутика товара (товарный знак, упаковка, маркировка)

Одним из элементов окружения продукта является его марка.

Марка — это название, термин, знак, символ, рисунок или их комбинация, предназначенные для того, чтобы идентифицировать продукт и дифференцировать его от продукта конкурентов.

Марка включает в свой состав ма­рочное имя, марочный знак и товарный знак.

Марочное имя – это часть марки в виде букв, слов и их комби­наций, которые могут быть произнесены.

Марочный знак — это часть марки, которая является узнаваемой, но не произносимой. Он представляет собой символ, рисунок, отличительный цвет или шрифтовой оформление.

Под товарным знаком понимается марка или ее часть, защищенная юри­дически, что дает продавцу исключительное право использовать марочное имя или марочный знак.

Товарный знак дает владельцу определенные преимущества:

¨ Упрощает процесс оформления заказов и доставки продукции;

¨ Обеспечивает юридическую защиту уникальных качеств продукции, которые в противном случае могли бы быть безнаказанно скопированы конкурентами;

¨ Дает продавцу возможность привлечь достаточное количество покупателей;

¨ Помогает продавцу четко сегментировать рынок.

Марка производителя — это марка, созданная производителем или взятая в аренду у другого производителя.

Частная марка разрабатывается оптовыми или розничными фирмами. Частная марка иногда может называться посреднической маркой, маркой дист­рибьютора, маркой дилера, торговой маркой.

Расширение марки — это выпуск нового или модифицированного продукта под успешно зарекомендовавшей себя маркой. Так часто продукты с практи­чески неизменными свойствами, имеющие признанные марки, добавляют к ним слова «супер», «ультра», «чемпион» и т.п. Примерами служат стиральные порошки, зубные пасты и т.д.

Многомарочная стратегия - стратегия, когда один продавец разрабатывает две или более марок в одной продуктовой категории. Например, стиральные порошки марок «Тайд» и «Ариэль» компании «Проктэр энд Гэмбл».

К важным факторам окружения продукта относится его упаковка.

Упаковка выполняет следующие функции:

• предохраняет товар, обеспечивает его сохранность;

• облегчает хранение и демонстрацию товара;

• содержит информацию о товаре и его марке;

• способствует продвижению товара, в первую очередь за счет содержа-­ щихся на ней рекламных сообщений;

• облегчает покупателям транспортировку и хранение товара;

• облегчает покупателям использование содержимого;

• упрощает для покупателей утилизацию и переработку упаковки.

Маркировкой называется нанесение знаков, надписей и рисунков на товар или тару для их опознания и указания способов перевозки, обработки и хранения.

Маркировка подразделяется на:

- товарную (производственная и торговая);

- отправительскую;

- транспортную;

- специальную.