Системное представление управляемой территории
Территориальная информационная система (ТИС)(Слайд 1)представляет собой комплексную интегрированную автоматизированную информационную систему, предназначенную для информационно-аналитической поддержки органов государственного и муниципального управления.
В зависимости от охватываемой территории выделяют следующие ТИС:
· местные (в пределах города, городского района);
· региональные (в пределах области, края, республики, автономного округа);
· государственные (АСУ государственного масштаба, например «Государственный регистр населения»).
При создании ТИС очень важным является проведение ряда мероприятий (Слайд 2):
· исследование состава и основных характеристик объекта информатизации,
· исследование целей каждого его элемента,
· установление взаимосвязей между ними,
· установление связей с внешней средой.
В Федеральном законе № 131-ФЗ от 6 октября 2003 года«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дано определение:
Муниципальное образование — это городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения (Слайд 3).
С точки зрения системного подхода система управления муниципального образования является:
· вероятностной, так как ее состояние можно предсказать в каждый момент времени лишь с определенной долей вероятности;
· динамической, так как она изменяется во времени;
· большой, так как она содержит разнородные элементы и подсистемы;
· открытой, так как реализуется возможность взаимодействия подсистем друг с другом и внешней средой.
Если рассматривать систему управления МО в виде т.н. «черного ящика», то его входом будут являться коллективные интересы жителей МО, выраженные на референдуме, выборах или через представительные органы, а его выходами — правовые акты и результаты деятельности муниципальных служб.
Муниципальное образование может рассматриваться как система (Слайд 4);в свою очередь она является подсистемой более крупных систем: политической, правовой, социальной, научно-технической, природной и т. д.
К элементам системы управления МО относятся (Слайд 5):
· население;
· территория;
· органы местного самоуправления;
· органы территориального общественного самоуправления;
· муниципальное имущество;
· муниципальный бюджет.
Субъектами управления системы МО являются органы местного самоуправления.
Элементы системы муниципального образования взаимодействуют между собой и с макросредой посредством информационных, материальных и финансовыхпотоков. Информационные потоки, необходимые для реализации функций управления, связывают местную администрацию, отделения федерального казначейства, производственные, жилищно-коммунальные предприятия и другие организации МО.
Как известно, системе для устойчивого функционирования необходима цель. Для оценки достижения цели требуется система показателей. Не менее важным является определение эффективности функционирования системы управления МО.
Критерии могут быть различными. Возможна оценка:
· экономического эффекта (повышение объема производства продукции в регионе, совершенствование структуры региональной экономики);
· социального эффекта (рост доходов населения, снижение дифференциации доходов между различными социальными группа ми, повышение уровня занятости населения);
· экологического эффекта и др.
Главная цель муниципального управления - повышение качества жизни жителей МО.
| Ф | ф | ||||||
| л | |||||||
| X | ф | I | |||||
| X | X | ||||||
| о га | урсы | ронн | мент | X га (О | X | ацио | темы |
| форм | рее | Элект | доку | Базы i | форм | сие | |
| X | X |
С точки зрения информационного подхода, местное самоуправление необходимо для повышения качества управленческих решений на региональном и государственном уровнях. Это достигается путем предоставления более достоверной, адекватной, оперативной и полной информации об экономическом, политическом состоянии и динамике развития муниципальных образований, решениях, принимаемых местными органами власти.
Цели муниципального управления подлежат количественной оценке. Для ее осуществления с учетом многих факторов применяются различные методы, например ресурсный анализ. Цели можно подразделить на стратегические, оперативные, тактические и описать с помощью т.н. дерева целей – некоторой иерархическойструктуры.
Для оценки целей и расстановки приоритетов также применяются экспертные методы.
Стратегические цели социально-экономического развития МО (Слайд 6):
· жилищное строительство;
· развитие жилищно-коммунального хозяйства;
· формирование благоприятного социального климата МО;
· развитие экономики МО;
· формирование благоприятного хозяйственного климата;
· развитие инновационной деятельности;
· повышение социальной безопасности личности, семьи, общества.
Для достижения указанных целей необходимо эффективное функционирование системы информационного обеспечения деятельности органов муниципального управления, а информационнойосновой для реализации системы управления МО является муниципальная информационная система (МИС), обеспечивающая полной, достоверной, актуальной и адекватной информацией все уровни муниципального управления(Слайд 7).
С точки зрения системного подхода можно выделить несколько уровней ИС,содержащих в соответствии с уровнями управления информацию разной степени обобщенности (Слайд 8):
· отраслевые информационные системы — муниципального предприятия, организации, структурного подразделения администрации (наименьшая степень обобщения);
· интегрированные системы, содержащие проблемно ориентированную информацию из отраслевых подсистем (например, карта городской территории, БД по населению МО и др.);
· экспертные системы поддержки принятия решений — уровень главы администрации и его заместителей (наивысшая степень агрегации информации).