Экономика.

Но основной заботой Хрущёва в области внутренней политики была всё же не культурная политика, а народное хозяйство. Действия его в этой области тоже можно назвать оттепелью. Реформы Хрущёва во всех отраслях предусматривали улучшение условий жизни простых людей, которые уже так долго строили светлое коммунистическое будущее.
Город.
Уровень жизни.

В городе Хрущёв начал с отмены закона 1940 года о прикреплении рабочих к предприятиям. Как следствие, в 1956 году поменяли работу около трети рабочих. Такое явление называется словом "текучка" и неблагоприятно отражается на предприятии.
Параллельно государство принялось за решение остро стоявшего жилищного вопроса. Началось массовое строительство дешёвого жилья в городах (ещё при самом Хрущёве эти дома прозвали "хрущёвками"). Получило государственную поддержку кооперативное строительство. Как следствие, городской жилищный фонд вырос с 1955 по 1964 год на 80 %. Одновременно росли зарплаты и пенсии, прекратились обязательные займы у населения.
Промышленность.

Все хрущёвские мероприятия в экономике проводились на фоне лозунга "догнать и перегнать Америку!". Чтобы догонять Америку, надо было шагать в ногу с научно-техническим прогрессом. Прогресс этот шёл в нескольких основных направлениях.
Использование атомной энергии, начавшись как военный проект, быстро нашло применение и в гражданской сфере. В 1954 году в СССР начала работу первая в мире атомная электростанция; за ней последовали и другие.
Военное противостояние сверхдержав потянуло за собой и ещё одну отрасль. Мало изготовить атомную бомбу - её надо ещё доставить до территории противника. Начались работы над межконтинентальными ракетами и над выходом в космос. Именно в этом направлении Советский Союз добился наиболее ярких успехов, сумев опередить США. В октябре 1957 года СССР первым запустил искусственный спутник Земли, а 12 апреля 1961 года в космос отправился первый человек (Юрий Алексеевич Гагарин).
Правда, отставание наметилось в развитии электронно-вычислительных машин (из-за запрета кибернетики при Сталине). Свои ЭВМ у СССР появились, но мы значительно отставали от США по внедрению автоматизации в производство. Преимущественно из-за этого советское производство оказывалось более трудоёмким, чем американское (то есть производительность труда уступала западным показателям).
Наука и образование.

Названные научно-технические достижения были бы невозможны без огромных капиталовложений в науку в целом. Наиболее масштабный и капиталоёмкий из научных проектов тех лет - создание с нуля целого научного центра под Новосибирском, куда перебрались многие учёные из центра страны. Показателем успехов фундаментальной науки СССР стали сразу несколько нобелевских премий нашим физикам и химикам с 1956 по 1964 годы. Конечно, нобелевская премия - результат долгой работы (а не двух-трёх лет), но всё-таки прежде такого не случалось.
Вместе с тем, в декабре 1958 года был издан любопытный закон о реформе среднего образования. Вместо прежней системы - семилетнее общее образование плюс три года (за плату) для желающих поступить затем в вуз - ввели всеобщее восьмилетнее образование. По окончании восьмилетки каждый был обязан отработать 3 года на производстве (в промышленности или сельском хозяйстве), и уже по результатам этой работы человека принимали в вуз. Действие этого закона, вызвавшего массовое недовольство, было сведено на нет сразу после отставки Хрущёва. Отрицательное воздействие его на систему образования очевидно. Но если оценивать эту попытку "орабочивания" населения не как проявление сумасбродного волюнтаризма, а как действие, основанное на потребностях момента, то её можно считать попыткой исправить недостатки организации народного хозяйства в целом. Ведь если промышленности в условиях плановой экономики не хватает рабочих, тогда как все стремятся к высшему образованию, это свидетельствует о перекосах в планировании роста разных отраслей. Впрочем, эти перекосы пока не проявлялись остро.

Село.

В целом городская политика Хрущёва отличалась от политики Сталина, который держал рабочих в чёрном теле. Однако городу и прежде уделялось основное внимание. Больше запомнились попытки Хрущёва восстановить сельское хозяйство.
Кампании.

Именно в сельском хозяйстве проводил Хрущёв свои кампании, ставшие неким подобием "великих строек" сталинского периода.
Первой была целина. Уже на февральском 1954 года Пленуме ЦК Хрущёв настоял на принятии масштабной программы по освоению целинных земель, прежде всего в Казахстане. Сотни тысяч комсомольцев по призыву партии отправились ударным трудом осваивать необжитые местности. В первые годы целина, как ей и полагается, дала большие сборы. В рекордном урожае 1956 года целинный хлеб составлял 50 %. Однако затем началось выветривание свежераспаханных почв, урожаи резко сократились. Урожай 1963 года оказался недостаточным, чтобы прокормить население страны.
Спустя год после целины, на январском Пленуме ЦК 1955 года, началась новая кампания - кукурузная. Откармливая скот кукурузой, Хрущёв планировал догнать и перегнать Америку по производству мясных и молочных продуктов на душу населения. Кукурузу стали насаждать повсюду, включая иной раз районы крайнего севера. Такой диктат партии в области выбора посевных культур уменьшал инициативу колхозов и заставлял отвлекать силы на непроизводительную работу.
Ещё худшие последствия имела мясная кампания, вылившаяся в "Рязанское дело". В мае 1957 года Хрущёв выдвинул лозунг: утроим производство мяса за ближайшее трёхлетие! Поскольку в первый год этот лозунг не дал результатов, по областным комитетам партии было разослано грозное напоминание. Откликаясь на него, первый секретарь Рязанского обкома Ларионов взял повышенные обязательства - утроить производство мяса за год. Его немедленно наградили и разрекламировали по всей стране. Для выполнения обязательства Ларионову пришлось не просто скупить на мясо основную часть колхозного и крестьянского скота, но и прикупить в соседних областях. План 1959 года был выполнен. А в следующем заготовки мяса в Рязанской области сократились в несколько раз. Ларионов покончил жизнь самоубийством. В целом по стране производство мяса в 1964 году уступало уровню 1958 года.
"Рязанское дело" - лишь наиболее наглядное, но не единственное, проявление влияния командной системы на экономику. Когда руководитель думает только о выполнении любой ценой распоряжений начальства (потому что иначе его снимут), страдает хозяйство.
Ограничение личного хозяйства колхозников.

Мясная кампания была не единственной причиной проблем с мясным производством. Другая причина - новое наступление на крестьянские хозяйства. Хрущёв вообще выступал противником ЛПХ. Перспективой сельского хозяйства ему виделось приближение его и по уровню механизации, и по быту работников к производству промышленному. Ещё в 1951 году он выступал с идеей агрогородов - поселений городского типа, в которых жили бы люди, занимающиеся сельским хозяйством. Жили бы в многоэтажных домах, в благоустроенных квартирах, каждый день ходили бы на работу и вечером возвращались.
Тогда Сталин критически отозвался о мечтаниях Хрущёва, и он удовлетворился укрупнением колхозов. Укрупнение колхозов продолжилось и в 1950-е годы; за время правления Хрущёва число колхозов сократилось ещё в два раза.
Одновременно происходило ущемление ЛПХ. В марте 1956 года появилось постановление о запрете увеличивать размер подсобных хозяйств; рекомендовалось даже их сокращать. Заодно ограничили количество скота в личной собственности колхозников. Через полгода, в августе, крестьянам запретили использовать в корм своему скоту продукты, приобретаемые в государственных и кооперативных магазинах.
"Лицом к деревне".

Сокращая ЛПХ, Хрущёв стремился в конечном счёте облегчить положение крестьян. С этой же целью он предпринял ряд мер, действительно достигших цели.
В 1958 году произошла ликвидация МТС - одного из основных орудий сбора государственной дани с колхозов. Технику передали в собственность колхозов. Но - не бесплатно. Колхозам пришлось срочно изыскивать средства на выкуп техники, причём в обязательном порядке - даже если техника была изношенной.
В том же 1958 году отменили обязательные поставки как для колхозов, так и для ЛПХ. Теперь все поставки крестьян государству имели форму добровольной продажи. С конца 50-х началась паспортизация сельских районов. В 1957-1958 годах начался перевод колхозников на твёрдую зарплату, не зависящую от прибыльности колхоза. В 1964 году колхозников включили в число лиц, имеющих право на пенсии по старости (хотя пенсионный возраст им установили на пять лет выше, чем в городе).
Все перечисленное - меры законодательные. Но наиболее показательное для крестьянской политики Хрущёва действие - это предотвращение голода в неурожайном 1963 году. В тот год впервые Россия закупила хлеб за рубежом (порядка 10 % собственного производства). Голода не случилось. С тех пор зарубежные закупки хлеба стали явлением обычным.
Таким образом, хрущёвское правление принесло решительную перемену положения деревни в советском обществе. Правда, поднять деревню не удалось. Но она перестала быть источником средств для развития города. Крестьяне стали такими же гражданами, как и горожане. Деревня перестала существовать в чрезвычайном режиме, на грани выживания. Впрочем, отмену чрезвычайщины можно назвать обобщающей характеристикой хрущёвских перемен во всех отраслях жизни. Правда, любые кампании по-прежнему проводились во всю мощь пропагандистской машины, да и по характеру, усугублённому десятилетиями сталинской дрессировки, первый секретарь отличался бурной кипучестью. Но жизнь перестала быть ставкой.

Реформирование управления.

Главнейшая особенность советской экономики - её подчинённость государству. Партийные и государственные органы оказывались заодно органами хозяйственного управления. Вполне естественно, что для развития промышленности Хрущёв решил реформировать систему управления.
Совнархозы.

Наиболее острые проблемы системы управления были связаны с чрезмерной централизацией. Например, два предприятия в одном городе, относящиеся к разным министерствам, не могли провести пустяковую сделку, не запросив согласия на то Совета министров. Из-за отсутствия прямой связи предприятий одного региона один и тот же товар в один и тот же город мог одновременно ввозиться по линии одного министерства и вывозиться по линии другого.
Очевидным решением представлялось расширить самостоятельность местных органов власти. Несколько постановлений в этом направлении было принято уже в 1954-1955 годах. Но главным мероприятием стало создание советов народного хозяйства - совнархозов. В июле 1957 года десяток центральных промышленных министерств сменился сотней совнархозов. Каждый из них на областном уровне объединял сферу действия всех упразднённых министерств.
Это не дало ожидаемого результата. Недостаток взаимодействия между отраслями сменился недостатком взаимодействия между областями. Пытаясь решить эту проблему, в 1962 году число совнархозов сократили вдвое и создали объединяющих их работу Совнархоз СССР (со следующего года именовавшийся Высшим советом - ВСНХ).
Разделение партии.

Другая, наряду с совнархозами, попытка усовершенствовать управление, относилась к партийным органам. В ноябре 1962 года вся партия, включая низовые организации, оказалась разделена на промышленную и сельскохозяйственную части. Таким образом, эта реформа по своей сути прямо противоречила идее совнархозов. Разделение проводилось в значительной степени искусственно. Кроме того, замысел реформы не учитывал наличие непроизводственных отраслей (наука, образование, культура…), которые остались таким образом без присмотра. Единственное определённое следствие разделения партии - численный рост партийной бюрократии.

Результаты.

Плоды хозяйствования Хрущёва были столь разными на разных этапах, что его правление часто даже разбивают на два этапа.
Первые годы, продолжив тенденцию пятой пятилетки (1951-1955), оказались удачными в экономическом отношении. Промышленный рост в 1956-1958 годах даже обгонял плановые показатели (составляя 10-15 % в год). Был введён в строй ряд крупных металлургических комбинатов, электростанций и других предприятий. Всё это дало Хрущёву повод повысить показатели на грядущие годы, не дожидаясь конца 6-й пятилетки (она началась в 1956 году). Одобрение нового плана стало специальной задачей XXI съезда партии, созванного в январе 1959 года. Заодно Хрущёв решил сделать планирование более долгосрочным: 1959 год объявили первым годом семилетки (после отставки Хрущёва произойдёт возврат к прежним срокам планирования, поэтому череда пятилеток так и не прервётся: 1961-1965 годы вошли в советскую статистику как седьмая пятилетка). Эйфория от первых успехов заставила Хрущёва в 1961 году провести через съезд КПСС новую программу партии. В ней содержалось утверждение, что через двадцать лет в СССР будет построено коммунистическое общество. Это программное положение стало впоследствии одним из главных предметов насмешек над Хрущёвым.
Однако 1960-е годы принесли явное ухудшение результатов как в промышленности, так и в сельском хозяйстве. Уже говорилось о том, что именно Хрущёв заложил традицию покупки хлеба за границей. В 1960-е годы продолжился устойчивый отток населения из деревень в город. С 1959 года стали снижаться темпы промышленного роста. Среднегодовой темп прироста национального дохода сократился с 12 % в середине 50-х до 4 % в 1963 году. Рост производительности труда снизился с 7-8 % в пятой пятилетке до 4,2 % в первой половине 1964 года. Усилился дефицит потребительских товаров.
В 1961 году пришлось прибегнуть к денежной реформе. Деноминация по форме (обмен 10 старых рублей на один новый с сокращением на порядок всех цен), по существу она стала скрытым повышением цен (зарплата сократилась более существенно, чем цены). Ещё одно повышение цен, теперь уже открытое (на 20-30 %), произошло весной 1962 года. Население ответило массовыми проявлениями недовольства в ряде городов. Наиболее острую форму приняли беспорядки в Новочеркасске. Для их прекращения пришлось применять войска; погибло более двух десятков человек; ещё семерых зачинщиков расстреляли по приговору суда.