Рыночные сигналы

Ассиметрия информации и эффективность рынка

Рыночный механизм оказывается несостоятельным

в силу неполноты (асимметрии) информации. Асимметрия информации (information asymmetry) — положение, при котором одна часть участников рыночной сделки располагает важной информацией, а другая часть нет.

Ассиметрия информации – неравномерное распределение между участниками рынка информации об условиях осуществления рыночной сделки и намерениях друг друга.

Существуют два типа ассиметрии информации:

ü Скрытые характеристики (имеют место в том случае, когда одна из сторон рыночной сделки располагает более полной информацией, чем другая).

ü Скрытые действия (имеют место в том случае, когда располагающий более полной информацией участник рыночной сделки может предпринимать действия, которые не могут наблюдаться менее информированным участником).

Важной мерой борьбы с асимметрией информации и моральным риском являются рыночные сигналы. Сильным сигналом служат гарантии и поручительства Немаловажным обстоятельством является репутация фирмы: марка учреждения, фирменные знаки и. т. д Одним из сигналов о качестве нанимаемого работника может быть, в частности, его образовательный уровень.

Рыночные сигналы: аукцион

Существует два основных типа аукционов:

1. Английский аукцион (English auction) — это аукцион, в котором ставки растут снизу вверх до тех пор, пока товар не

будет продан по максимальной из предложенных цен (продают произведения искусства и предметы роскоши, раритеты и домашний скот).

2. Голландский аукцион (Dutch auction) — это аукцион, в котором ставки снижаются сверху вниз до тех пор, пока товар не будет полностью продан за минимально доступную цену.

Главным фактором здесь является время (продается

обычно скоропортящийся товар: живые цветы, ранние овощи и фрукты, свежая рыба…).

Особой разновидностью аукциона является закрытый аукцион, или аукцион втемную (Sealed-bid auction), — это аукцион, в котором ставки выставляются всеми участниками независимо друг от друга одновременно и товар достается тому, кто предложил наивысшую цену.

Устранима ли информационная ассиметрия?

Защита прав потребителя должна опираться на полную информацию о качестве продаваемых товаров и услуг. Однако можно ли получить такую информацию и кто должен это сделать? Важную роль здесь играют общества потребителей, средства массовой информации (газеты, радио, телевидение), законодательные и исполнительные органы власти и, конечно, сами фирмы, активно рекламирующие свою продукцию. Информация не бесплатна. Поэтому сразу возникает вопрос: кто в ней заинтересован и почему?

Большая часть информации получается через рекламу, которая предоставляет противоречивую информацию.

С ростом качества товара растет и его цена, но именно она

может сделать товар недоступным для широкого потребления. Поэтому важным критерием становится не достижение полной информированности, абсолютного знания, а оптимальное соотношение качества и цены. Получение полной информации оказывается скорее заманчивым идеалом (к которому, конечно, надо стремиться), чем реальной практикой современного хозяйства, для рынков которого по-прежнему типична большая или меньшая информационная асимметрия.

2. Теория внешних эффектов