Виды школ
от режимов работы:
-традиционная;
- полуинтернатная (школа с продленным днем);
- интернатный (школа-интернат, детский дом, суворовские и нахимовские училища и т.п.)
Альтернативные учебные заведения
Гимназии
Лицеи
Колледжи
К особым педагогическим системам учреждения дополнительного образования:
- музыкальные,
- спортивные,
- юных натуралистов,
- юных техников
- туристов и т.п.
Любое образовательное учреждение, в основе деятельности которого лежат нетрадиционные подходы, относят к авторским педагогическим системам.
Виды авторских педагогических систем:
- Я.А. Коменского;
- Л.Н. Толстого;
- А.С. Макаренко;
- В.А. Сухомлинского
- В.А. Караковского.
- Дидактические системы Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, М.М. Махмутова, П.Я. Эрдниева
Воспитательные системы И.П. Иванова, В.А. Караковского.
Образовательные учреждения – обеспечивающие содержание обучения и воспитания, реализующие одну или несколько образовательных программ.
Виды образовательных учреждений по организационно- правовым формам:
- государственными;
- муниципальными;
- негосударственными (частные, общественные, религиозные организации).
В России к образовательным относят учреждения следующих типов:
- дошкольные;
- общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования);
- специальные (коррекционные) для детей с отклонениями в развитии;
- учреждения дополнительного образования;
- учреждения для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
Дошкольные образовательные учреждения – создаются в помощь семье для воспитания детей от года до 6 лет, охраны и укрепления физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и коррекции недостатков развития.
Выделяют следующие виды
- детский сад;
- детские ясли-сад;
- прогимназия;
- детский развивающий центр.
Общеобразовательные учреждения представлены преимущественно государственными общеобразовательными школами, а также элитарными учреждениями – гимназии, лицеи.
Средняя общеобразовательная школа имеет три ступени:
1. Начальная школа (3-4 года) – призвана обеспечить становление личности ребенка, целостное развитие способностей, формирование у школьника умения и желания учиться;
2. Основная школа (5 лет) – закладывает фундамент общеобразовательной подготовки, необходимой выпускнику для продолжения образования, его полноценного включения в жизнь общества. Является обязательной.
3. Средняя школа (2-3 года). Обеспечивает завершение общеобразовательной подготовки учащихся на основе дифференциации обучения; создает условия для учета интереса учащихся, активного включения в жизнь общества.
Иные типы образовательных учреждений:
- для обучающихся с отклонениями в развитии создаются специальные образовательные учреждения, классы, группы коррекционного характера, обеспечивающие лечение, воспитание и обучение, социальную адаптацию и интеграцию в общество;
- для подростков с общественно-опасным, девиантным поведением, достигших 11-летнего возраста, нуждающихся в особых условиях воспитания и обучения и требующих специального педагогического подхода, обеспечивающие медико-социальную реабилитацию, образование и профессиональную подготовку;
- для граждан, содержащихся в воспитательно-трудовых и исправительно-трудовых учреждениях, администрацией этих учреждений и государственными органами управления создаются условия для получения основного общего и начального профессионального образования, профессиональной подготовки, а также самообразования;
- реабилитация здоровья детей производится в оздоровительных и санаторно-лесных школах;
- вечерние и заочные школы для работающей молодежи открываются преимущественно на базе 3 ступени.
Профессиональные образовательные учреждения создаются для реализации профессиональных образовательных программ начального, среднего и высшего профессионального образования:
1. Начальное профессиональное образование - подготовка работников квалифицированного труда по всем основным направлениям общественно полезной деятельности на базе основного общего образования. Может быть получено в профессиональных училищах.
2. Среднее профессиональное образование – подготовку специалистов среднего, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе основного общего, среднего(полного) общего или начального профессионального образования. Может быть получено в образовательных учреждениях среднего профессионального образования (средних специальных учебных заведениях –техникумах, училищах, колледжах) или на 1-ой ступени образовательных учреждений высшего профессионального образования;
3. Высшее профессиональное образование – подготовку и переподготовку специалистов соответствующего уровня, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе среднего (полного), среднего профессионального образования. Его можно получить в образовательных учреждениях высшего профессионального образования (университетах, академиях, институтах, колледжах).
Послевузовское профессиональное образование – предоставляет гражданам возможность повышения уровня образования, научной и педагогической квалификации на базе высшего профессионального образования.
Виды
- аспирантура;
- докторантура;
- ординатура;
- адъюнктура.
Учреждения дополнительного образования - реализуются в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства.
Виды:
- учреждения повышения квалификации
- курсы при учебных заведениях
- центрах профессиональной ориентации
- музыкальных и художественных школах
Воспитание физической культуры учащихся.
Организация работы по воспитанию физической культуры направлена на решение ряда задач:
- содействие правильному физическому развитию учащихся, повышению их работоспособности (закрепление устойчивости против неблагоприятных условий внешней среды, предупреждение заболеваний и охрана здоровья);
- развитие основных двигательных качеств (силы, выносливости, ловкости, быстроты);
- формирование жизненно важных двигательных умений и навыков (специальные знания, умения и навыки);
- воспитание устойчивого интереса и потребности в систематических занятиях физической культурой (готовность личности к физическому самосовершенствованию);
- приобретение необходимого минимума знаний в области гигиены и медицины, физической культуры и спорта.
Основными средствами воспитания физической культуры школьников:
- физические упражнения – двигательные действия специально организованные и сознательно выполняемые в соответствии с закономерностями и задачами физического воспитания;
- природные факторы –силы природы (солнце, воздух, вода) оказывают оздоровительное воздействие на организм;
- гигиенические факторы – рациональный режим труда, отдыха, питания, сна .
Классификация физических упражнений:
- гимнастика – обладает возможностью избирательно воздействовать на организм;
- игры – возбуждают тягу к двигательной активности, коллективные переживания, радость совместных усилий, укреплению дружбы и товарищества;
- туризм – прогулки, экскурсии, походы, путешествия, организуемые для ознакомления учащихся с родным краем, природными, историческими и культурными памятниками. В них на практике школьники усваивают нормы ответственного отношения к природной среде, развивают выносливость, навыки ориентирования и передвижения в сложной обстановке, опыт коллективной жизни и деятельности, руководства и подчинения;
- спорт – связан с достижением максимальных результатов в отдельных видах физических упражнений.