Виды школ

от режимов работы:

-традиционная;

- полуинтернатная (школа с продленным днем);

- интернатный (школа-интернат, детский дом, суворовские и нахимовские училища и т.п.)

Альтернативные учебные заведения

Гимназии

Лицеи

Колледжи

К особым педагогическим системам учреждения дополнительного образования:

- музыкальные,

- спортивные,

- юных натуралистов,

- юных техников

- туристов и т.п.

Любое образовательное учреждение, в основе деятельности которого лежат нетрадиционные подходы, относят к авторским педагогическим системам.

Виды авторских педагогических систем:

- Я.А. Коменского;

- Л.Н. Толстого;

- А.С. Макаренко;

- В.А. Сухомлинского

- В.А. Караковского.

- Дидактические системы Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, М.М. Махмутова, П.Я. Эрдниева

Воспитательные системы И.П. Иванова, В.А. Караковского.

Образовательные учреждения – обеспечивающие содержание обучения и воспитания, реализующие одну или несколько образовательных программ.

Виды образовательных учреждений по организационно- правовым формам:

- государственными;

- муниципальными;

- негосударственными (частные, общественные, религиозные организации).

В России к образовательным относят учреждения следующих типов:

- дошкольные;

- общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования);

- специальные (коррекционные) для детей с отклонениями в развитии;

- учреждения дополнительного образования;

- учреждения для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

Дошкольные образовательные учреждения – создаются в помощь семье для воспитания детей от года до 6 лет, охраны и укрепления физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и коррекции недостатков развития.

Выделяют следующие виды

- детский сад;

- детские ясли-сад;

- прогимназия;

- детский развивающий центр.

Общеобразовательные учреждения представлены преимущественно государственными общеобразовательными школами, а также элитарными учреждениями – гимназии, лицеи.

Средняя общеобразовательная школа имеет три ступени:

1. Начальная школа (3-4 года) – призвана обеспечить становление личности ребенка, целостное развитие способностей, формирование у школьника умения и желания учиться;

2. Основная школа (5 лет) – закладывает фундамент общеобразовательной подготовки, необходимой выпускнику для продолжения образования, его полноценного включения в жизнь общества. Является обязательной.

3. Средняя школа (2-3 года). Обеспечивает завершение общеобразовательной подготовки учащихся на основе дифференциации обучения; создает условия для учета интереса учащихся, активного включения в жизнь общества.

Иные типы образовательных учреждений:

- для обучающихся с отклонениями в развитии создаются специальные образовательные учреждения, классы, группы коррекционного характера, обеспечивающие лечение, воспитание и обучение, социальную адаптацию и интеграцию в общество;

- для подростков с общественно-опасным, девиантным поведением, достигших 11-летнего возраста, нуждающихся в особых условиях воспитания и обучения и требующих специального педагогического подхода, обеспечивающие медико-социальную реабилитацию, образование и профессиональную подготовку;

- для граждан, содержащихся в воспитательно-трудовых и исправительно-трудовых учреждениях, администрацией этих учреждений и государственными органами управления создаются условия для получения основного общего и начального профессионального образования, профессиональной подготовки, а также самообразования;

- реабилитация здоровья детей производится в оздоровительных и санаторно-лесных школах;

- вечерние и заочные школы для работающей молодежи открываются преимущественно на базе 3 ступени.

Профессиональные образовательные учреждения создаются для реализации профессиональных образовательных программ начального, среднего и высшего профессионального образования:

1. Начальное профессиональное образование - подготовка работников квалифицированного труда по всем основным направлениям общественно полезной деятельности на базе основного общего образования. Может быть получено в профессиональных училищах.

2. Среднее профессиональное образование – подготовку специалистов среднего, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе основного общего, среднего(полного) общего или начального профессионального образования. Может быть получено в образовательных учреждениях среднего профессионального образования (средних специальных учебных заведениях –техникумах, училищах, колледжах) или на 1-ой ступени образовательных учреждений высшего профессионального образования;

3. Высшее профессиональное образование – подготовку и переподготовку специалистов соответствующего уровня, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе среднего (полного), среднего профессионального образования. Его можно получить в образовательных учреждениях высшего профессионального образования (университетах, академиях, институтах, колледжах).

Послевузовское профессиональное образование – предоставляет гражданам возможность повышения уровня образования, научной и педагогической квалификации на базе высшего профессионального образования.

Виды

- аспирантура;

- докторантура;

- ординатура;

- адъюнктура.

Учреждения дополнительного образования - реализуются в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства.

Виды:

- учреждения повышения квалификации

- курсы при учебных заведениях

- центрах профессиональной ориентации

- музыкальных и художественных школах

 

 

Воспитание физической культуры учащихся.

Организация работы по воспитанию физической культуры направлена на решение ряда задач:

- содействие правильному физическому развитию учащихся, повышению их работоспособности (закрепление устойчивости против неблагоприятных условий внешней среды, предупреждение заболеваний и охрана здоровья);

- развитие основных двигательных качеств (силы, выносливости, ловкости, быстроты);

- формирование жизненно важных двигательных умений и навыков (специальные знания, умения и навыки);

- воспитание устойчивого интереса и потребности в систематических занятиях физической культурой (готовность личности к физическому самосовершенствованию);

- приобретение необходимого минимума знаний в области гигиены и медицины, физической культуры и спорта.

Основными средствами воспитания физической культуры школьников:

- физические упражнения – двигательные действия специально организованные и сознательно выполняемые в соответствии с закономерностями и задачами физического воспитания;

- природные факторы –силы природы (солнце, воздух, вода) оказывают оздоровительное воздействие на организм;

- гигиенические факторы – рациональный режим труда, отдыха, питания, сна .

Классификация физических упражнений:

- гимнастика – обладает возможностью избирательно воздействовать на организм;

- игры – возбуждают тягу к двигательной активности, коллективные переживания, радость совместных усилий, укреплению дружбы и товарищества;

- туризм – прогулки, экскурсии, походы, путешествия, организуемые для ознакомления учащихся с родным краем, природными, историческими и культурными памятниками. В них на практике школьники усваивают нормы ответственного отношения к природной среде, развивают выносливость, навыки ориентирования и передвижения в сложной обстановке, опыт коллективной жизни и деятельности, руководства и подчинения;

- спорт – связан с достижением максимальных результатов в отдельных видах физических упражнений.