Система аксиологических принципов.

- равноправие философских взглядов при сохранении разнообразия их культурных и этнических особенностей.

- равнозначность традиций и творчества, признание необходимости изучения и использования учений прошлого и возможности духовного открытия в настоящем и будущем, взаимообогащающего диалог между традиционалистами и новаторами;

- экзистенциальное равенство людей.

Понятие о педагогических ценностях.

Педагогические ценности – нормы, регламентирующие педагогическую деятельность, служащие связующим звеном между сложившимся общепедагогическим мировоззрением в области образования и деятельности педагога.

Классификация педагогических ценностей.

По уроню существования.

- социально-педагогические ценности – совокупность идей, норм, правил, традиций, проявляющихся в общественном сознании, регламентирующих деятельность общества в сфере образования.

- групповые педагогические ценности – идеи, концепции, нормы, регулирующие и направляющие педагогическую деятельность в рамках определенных образовательных институтов. Совокупность таких ценностей имеет целостный характер, обладает относительной стабильностью и повторяемостью.

- личностно-педагогические ценности – социально-психологические образования, в которых отражены цели, мотивы идеалы, установки и другие мировоззренческие характеристики.

 

Образование как общечеловеческая ценность выполняет следующие функции:

- развитие духовных сил, способностей и умений, позволяющих человеку преодолевать жизненные препятствия;

- формирование характера и моральной ответственности в ситуациях адаптирования к социальной и природной сферам;

- обеспечение возможности для личностного и профессионального роста и осуществления самореализации;

- овладение средствами, необходимыми для достижения интеллектуально-нравственной свободы, личной автономии и счастья;

- создание условий для самореализации творческой индивидуальности и раскрытия духовных потенций.

- выступает средством трансляции культуры, овладевая которой человек не только адаптируется к условиям постоянно изменяющегося социума, но и становится способным приумножать потенциал мировой цивилизации.

 

Развитие личности.

Развитие – процесс и результат количественных и качественных изменений человека.

Биологическое в человеке характеризуется физическим развитием, включающим в себя изменения:

- морфологические;

- биохимические;

- физиологические.

Социальное развитие находит выражение в росте:

- психическом;

- духовном;

- интеллектуальном.

Борьба противоречий – двигатель, дающий энергию для преобразований и обновлений.

Возрастные особенности – анатомические, физиологические и психологические качества присущие определенному возрастному периоду.

Я.А. Коменский первым обосновал принцип природосообразности, по которому обучение и воспитание должны строго соответствовать возрастным этапам развития.

Акселерация – (от лат accelero - ускорение) – ускорение физическое и психологическое.

Причины акселерации:

- ускорение темпа жизни;

- улучшение материальных условий;

- улучшение качества питания и медицинского обслуживания;

- улучшение ухода за детьми в раннем возрасте;

Педагогика опирается на закономерности физического и духовного развития.

Закономерности физического развития:

- чем моложе человек - тем быстрее идет его физическое развитие, чем старше – тем больше замедляется темп его развития;

- периоды физического развития ребенка неравномерны;

- части тела развиваются неравномерно и непропорционально, каждый орган в своем темпе.

Закономерности духовного развития:

- с возрастом темп духовного развития замедляется;

- духовное развитие происходит неравномерно, т.к. существуют наиболее благоприятные периоды развития называемые сензитивными;

- при развитии психика приобретает устойчивость, сохраняя при этом пластичность и возможность компенсации.

 

Тема8. Нормативные документы, регламентирующие содержание образования.

8.1. Учебный план.

Виды учебных планов используемых в практике среднего образования.

Базисный учебный план (общеобразовательный) – государственный нормативный документ, является составной частью государственного стандарта в области образования, служит основой для разработки типовых рабочих учебных планов.

Типовой учебный план – носит рекомендательный характер, разрабатывается на основе государственного базисного учебного плана и утверждается министерством общего и профессионального образования РФ.

Учебный план общеобразовательной средней школы – разрабатывается на основе государственного базисного учебного плана на длительный период и отражающий особенности конкретной школы (в качестве у учебного плана школы может принят один из типовых учебных планов).

Рабочий учебный план – разрабатываемый с учетом текущих условий и утверждаемых педагогическим советом школы ежегодно.

Компоненты учебных планов:

- федеральный – обеспечивает единство школьного образования в стране;

- национально-региональный компонент – обеспечивает потребности и интересы в области образования народов страны, в лице субъектов федерации;

- школьный – находят отражение интересы конкретного образовательного учреждения с учетом федерального и национально-регионального компонентов.

Структура учебного плана школы:

- инвариантная часть (ядро) учебного плана - обеспечивает приобщение к общекультурным и национально значимым ценностям, формирование с целью их базовой культуры;

- вариативная часть – учитывающая личные особенности, интересы и склонности учащихся, позволяет индивидуализировать процесс обучения.

 

8.2. Учебная программа.

Учебная программа – нормативный документ, раскрывающий содержание знаний, умений и навыков по учебному предмету, логику изложения основных мировоззренческих идей с указанием последовательности тем и времени на их изучение.

Виды учебных программ:

Типовые - разрабатываемые на основе требований государственного образовательного стандарта, относительно той или иной образовательной области.

Рабочие – разрабатываются и утверждаются педагогическим советом на основе типовой программы.

Авторские – собственные подходы к рассмотрению тех или иных теорий, собственные точки зрения относительно изучаемых явлений и процессов.

Способы построения учебных программ:

- концентрический - одни и те же разделы программы изучаются на разных ступенях обучения, но в разных объемах и глубине в зависимости от возраста учащихся.

- линейный – учебный материал располагается систематически и последовательно, с постепенным усложнением, как бы по одной восходящей линии, причем новое излагается на основе уже известного и тесной связи с ним.

 

8.3. Учебная литература.

Проектирование содержания образования на уровне учебного материала осуществляется в учебной литературе, к которой относятся учебники и учебные пособия.

Учебник по своему содержанию и структуре соответствует учебной программе по предмету.

Структура учебника:

- текст как главный компонент:

- внетекстовые, вспомогательные компоненты;

Виды учебных пособий:

- хрестоматии;

- сборники задач;

- атласы;

- сборники упражнений

Учебные пособия – расширяют некоторые стороны учебника и имеют своей целью решение конкретных задач обучения.

 

Система образования

Понятие о педагогической системе.

Система – выделенное на основе определенных признаков упорядоченное множество взаимосвязанных элементов, объединенных общей целью функционирования, выступающих во взаимодействие со средой как целостное явление.

Ведущей подсистемой в системе образования является общеобразовательная школа.