Система аксиологических принципов.
- равноправие философских взглядов при сохранении разнообразия их культурных и этнических особенностей.
- равнозначность традиций и творчества, признание необходимости изучения и использования учений прошлого и возможности духовного открытия в настоящем и будущем, взаимообогащающего диалог между традиционалистами и новаторами;
- экзистенциальное равенство людей.
Понятие о педагогических ценностях.
Педагогические ценности – нормы, регламентирующие педагогическую деятельность, служащие связующим звеном между сложившимся общепедагогическим мировоззрением в области образования и деятельности педагога.
Классификация педагогических ценностей.
По уроню существования.
- социально-педагогические ценности – совокупность идей, норм, правил, традиций, проявляющихся в общественном сознании, регламентирующих деятельность общества в сфере образования.
- групповые педагогические ценности – идеи, концепции, нормы, регулирующие и направляющие педагогическую деятельность в рамках определенных образовательных институтов. Совокупность таких ценностей имеет целостный характер, обладает относительной стабильностью и повторяемостью.
- личностно-педагогические ценности – социально-психологические образования, в которых отражены цели, мотивы идеалы, установки и другие мировоззренческие характеристики.
Образование как общечеловеческая ценность выполняет следующие функции:
- развитие духовных сил, способностей и умений, позволяющих человеку преодолевать жизненные препятствия;
- формирование характера и моральной ответственности в ситуациях адаптирования к социальной и природной сферам;
- обеспечение возможности для личностного и профессионального роста и осуществления самореализации;
- овладение средствами, необходимыми для достижения интеллектуально-нравственной свободы, личной автономии и счастья;
- создание условий для самореализации творческой индивидуальности и раскрытия духовных потенций.
- выступает средством трансляции культуры, овладевая которой человек не только адаптируется к условиям постоянно изменяющегося социума, но и становится способным приумножать потенциал мировой цивилизации.
Развитие личности.
Развитие – процесс и результат количественных и качественных изменений человека.
Биологическое в человеке характеризуется физическим развитием, включающим в себя изменения:
- морфологические;
- биохимические;
- физиологические.
Социальное развитие находит выражение в росте:
- психическом;
- духовном;
- интеллектуальном.
Борьба противоречий – двигатель, дающий энергию для преобразований и обновлений.
Возрастные особенности – анатомические, физиологические и психологические качества присущие определенному возрастному периоду.
Я.А. Коменский первым обосновал принцип природосообразности, по которому обучение и воспитание должны строго соответствовать возрастным этапам развития.
Акселерация – (от лат accelero - ускорение) – ускорение физическое и психологическое.
Причины акселерации:
- ускорение темпа жизни;
- улучшение материальных условий;
- улучшение качества питания и медицинского обслуживания;
- улучшение ухода за детьми в раннем возрасте;
Педагогика опирается на закономерности физического и духовного развития.
Закономерности физического развития:
- чем моложе человек - тем быстрее идет его физическое развитие, чем старше – тем больше замедляется темп его развития;
- периоды физического развития ребенка неравномерны;
- части тела развиваются неравномерно и непропорционально, каждый орган в своем темпе.
Закономерности духовного развития:
- с возрастом темп духовного развития замедляется;
- духовное развитие происходит неравномерно, т.к. существуют наиболее благоприятные периоды развития называемые сензитивными;
- при развитии психика приобретает устойчивость, сохраняя при этом пластичность и возможность компенсации.
Тема8. Нормативные документы, регламентирующие содержание образования.
8.1. Учебный план.
Виды учебных планов используемых в практике среднего образования.
Базисный учебный план (общеобразовательный) – государственный нормативный документ, является составной частью государственного стандарта в области образования, служит основой для разработки типовых рабочих учебных планов.
Типовой учебный план – носит рекомендательный характер, разрабатывается на основе государственного базисного учебного плана и утверждается министерством общего и профессионального образования РФ.
Учебный план общеобразовательной средней школы – разрабатывается на основе государственного базисного учебного плана на длительный период и отражающий особенности конкретной школы (в качестве у учебного плана школы может принят один из типовых учебных планов).
Рабочий учебный план – разрабатываемый с учетом текущих условий и утверждаемых педагогическим советом школы ежегодно.
Компоненты учебных планов:
- федеральный – обеспечивает единство школьного образования в стране;
- национально-региональный компонент – обеспечивает потребности и интересы в области образования народов страны, в лице субъектов федерации;
- школьный – находят отражение интересы конкретного образовательного учреждения с учетом федерального и национально-регионального компонентов.
Структура учебного плана школы:
- инвариантная часть (ядро) учебного плана - обеспечивает приобщение к общекультурным и национально значимым ценностям, формирование с целью их базовой культуры;
- вариативная часть – учитывающая личные особенности, интересы и склонности учащихся, позволяет индивидуализировать процесс обучения.
8.2. Учебная программа.
Учебная программа – нормативный документ, раскрывающий содержание знаний, умений и навыков по учебному предмету, логику изложения основных мировоззренческих идей с указанием последовательности тем и времени на их изучение.
Виды учебных программ:
Типовые - разрабатываемые на основе требований государственного образовательного стандарта, относительно той или иной образовательной области.
Рабочие – разрабатываются и утверждаются педагогическим советом на основе типовой программы.
Авторские – собственные подходы к рассмотрению тех или иных теорий, собственные точки зрения относительно изучаемых явлений и процессов.
Способы построения учебных программ:
- концентрический - одни и те же разделы программы изучаются на разных ступенях обучения, но в разных объемах и глубине в зависимости от возраста учащихся.
- линейный – учебный материал располагается систематически и последовательно, с постепенным усложнением, как бы по одной восходящей линии, причем новое излагается на основе уже известного и тесной связи с ним.
8.3. Учебная литература.
Проектирование содержания образования на уровне учебного материала осуществляется в учебной литературе, к которой относятся учебники и учебные пособия.
Учебник по своему содержанию и структуре соответствует учебной программе по предмету.
Структура учебника:
- текст как главный компонент:
- внетекстовые, вспомогательные компоненты;
Виды учебных пособий:
- хрестоматии;
- сборники задач;
- атласы;
- сборники упражнений
Учебные пособия – расширяют некоторые стороны учебника и имеют своей целью решение конкретных задач обучения.
Система образования
Понятие о педагогической системе.
Система – выделенное на основе определенных признаков упорядоченное множество взаимосвязанных элементов, объединенных общей целью функционирования, выступающих во взаимодействие со средой как целостное явление.
Ведущей подсистемой в системе образования является общеобразовательная школа.