Вспомогательные формы организации педагогического процесса.
Уровни самостоятельной работы.
1. Репродуктивный (тренировочный) – выполняется по образцу: решение задач, заполнение таблиц, схем и т.д. …
Познавательная деятельность проявляется в узнавании, осмыслении, запоминании.
Цель такого рода работ – закрепление знаний, формирование умений, навыков.
2. Реконструктивный – осуществляются перестройка решений, составление плана, тезисов, аннотирование, реферирование.
3. Творческий, поисковый – производится анализа проблемной ситуации, выбор средств и методов решения (учебно-исследовательские задания, курсовые и выпускные квалификационные работы), приобретается новая информация.
Факультативы – углубление и расширение знаний, развитие способностей и интересов учащихся. Распределение учащихся по факультативам произвольное.
Кружковая и клубная работа – строится на принципах добровольности, развития инициативы и самодеятельности детей, романтики, учета возрастных и индивидуальных особенностей.
3. Педагогический контроль в высшей школе.
Эффективное управление познавательной деятельностью студентов и учебным процессом предполагает точное знание результатов обучения.
Функции контроля:
1. Диагностическая - выявление уровня знаний, умений и навыков;
2.Обучающая - активизация работы по изучению и усвоению учебного материала;
3. Воспитательная - помощь в выявлении пробелов в знаниях, формирование творческого отношения к предмету, стимулирование развития способностей, развитие личности.
Формы педагогического контроля:
- экзамены,
- зачеты,
- устные опросы,
- собеседования,
- контрольные работы,
- курсовые работы,
- лабораторные работы,
- проектные работы,
- рефераты,
- коллоквиумы,
- журналы наблюдений,
- выпускные квалификационные работы.
Каждая из этих форм имеет свои особенности. Умелое сочетание разных форм контроля – показатель уровня постановки учебного процесса в вузе в целом и один из важных показателей педагогической квалификации преподавателя.
Виды контроля (по времени проведения):
Текущий контроль - помогает дифференцировать знания студентов, мотивирует обучение.
Рубежный контроль – проверка учебных достижений каждого студента по усвоению определенного материала перед тем, как перейти к следующему разделу дисциплины.
Итоговый контроль – экзамен (зачет) по курсу; это – итог изучения пройденной дисциплины, который выявляет способность студента к дальнейшей учебе.
Заключительный контроль – государственный экзамен, защита выпускной квалификационной работы или дипломного проекта, присвоение квалификации Государственной аттестационной комиссией.
Результат педагогического контроля - оценка и отметка.
Оценка – способ выражения результата, подтверждающий соответствие или несоответствие знаний, умений и навыков студента целям и задачам обучения, предполагает выявление причин неуспеваемости, способствует активизации учебной деятельности. При оценивании преподаватель обращает внимание студента на допущенные ошибки, неточности.
Отметка – числовой аналог оценки по принятой в российской системе образования пятибалльной шкале.
Достоинства отметочного подхода:
- в относительной простоте ее применения,
Недостатки:
- в субъективизме преподавателя при определении степени успешности студента,
- слабая дифференцирующая возможность.
Эффективность контроля зависит от степени использования его результатов для оперативной и перспективной корректировки учебного процесса, совершенствования преподавания.
Тема 6. Теоретические основы воспитания.
6.1. Сущность воспитания.
В научной литературе встречается различные подходы к толкованию этого понятия:
«Воспитание – это социальное, целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для развития человека».[70]
«В гуманистической педагогике … воспитание рассматривается как целенаправленный процесс культуроемкого развития человека, активно участвующего и осознанно осуществляющего саморазвитие…».[71]
«Воспитание есть педагогическое управление процессом развития личности».[72]
В широком смысле воспитание – это специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс.
В узком смысле – это процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач.
Воспитание[73] – это процесс целенаправленного формирования личности, специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, ориентированное на достижение цели воспитания.
6.2. Классификация видов воспитания.
По содержанию:
- интеллектуальное;
- трудовое;
- физическое;
- патриотическое;
- нравственное;
- гражданско-правовое;
- эстетическое;
- экономическое;
- экологическое;
- религиозное.
По месту осуществления:
- дошкольное;
- школьное
- внешкольное
- семейное
- в трудовом коллективе
- по месту жительства
- в детских и юношеских организациях.
По стилю взаимоотношений:
- авторитарное
- демократическое
- либеральное