Вспомогательные формы организации педагогического процесса.

Уровни самостоятельной работы.

1. Репродуктивный (тренировочный) – выполняется по образцу: решение задач, заполнение таблиц, схем и т.д. …

Познавательная деятельность проявляется в узнавании, осмыслении, запоминании.

Цель такого рода работ – закрепление знаний, формирование умений, навыков.

2. Реконструктивный – осуществляются перестройка решений, составление плана, тезисов, аннотирование, реферирование.

3. Творческий, поисковый – производится анализа проблемной ситуации, выбор средств и методов решения (учебно-исследовательские задания, курсовые и выпускные квалификационные работы), приобретается новая информация.

Факультативы – углубление и расширение знаний, развитие способностей и интересов учащихся. Распределение учащихся по факультативам произвольное.

Кружковая и клубная работа – строится на принципах добровольности, развития инициативы и самодеятельности детей, романтики, учета возрастных и индивидуальных особенностей.

 

3. Педагогический контроль в высшей школе.

Эффективное управление познавательной деятельностью студентов и учебным процессом предполагает точное знание результатов обучения.

Функции контроля:

1. Диагностическая - выявление уровня знаний, умений и навыков;

2.Обучающая - активизация работы по изучению и усвоению учебного материала;

3. Воспитательная - помощь в выявлении пробелов в знаниях, формирование творческого отношения к предмету, стимулирование развития способностей, развитие личности.

Формы педагогического контроля:

- экзамены,

- зачеты,

- устные опросы,

- собеседования,

- контрольные работы,

- курсовые работы,

- лабораторные работы,

- проектные работы,

- рефераты,

- коллоквиумы,

- журналы наблюдений,

- выпускные квалификационные работы.

Каждая из этих форм имеет свои особенности. Умелое сочетание разных форм контроля – показатель уровня постановки учебного процесса в вузе в целом и один из важных показателей педагогической квалификации преподавателя.

Виды контроля (по времени проведения):

Текущий контроль - помогает дифференцировать знания студентов, мотивирует обучение.

Рубежный контроль – проверка учебных достижений каждого студента по усвоению определенного материала перед тем, как перейти к следующему разделу дисциплины.

Итоговый контроль – экзамен (зачет) по курсу; это – итог изучения пройденной дисциплины, который выявляет способность студента к дальнейшей учебе.

Заключительный контроль – государственный экзамен, защита выпускной квалификационной работы или дипломного проекта, присвоение квалификации Государственной аттестационной комиссией.

Результат педагогического контроля - оценка и отметка.

Оценка – способ выражения результата, подтверждающий соответствие или несоответствие знаний, умений и навыков студента целям и задачам обучения, предполагает выявление причин неуспеваемости, способствует активизации учебной деятельности. При оценивании преподаватель обращает внимание студента на допущенные ошибки, неточности.

Отметка – числовой аналог оценки по принятой в российской системе образования пятибалльной шкале.

Достоинства отметочного подхода:

- в относительной простоте ее применения,

Недостатки:

- в субъективизме преподавателя при определении степени успешности студента,

- слабая дифференцирующая возможность.

Эффективность контроля зависит от степени использования его результатов для оперативной и перспективной корректировки учебного процесса, совершенствования преподавания.

 

Тема 6. Теоретические основы воспитания.

 

6.1. Сущность воспитания.

В научной литературе встречается различные подходы к толкованию этого понятия:

«Воспитание – это социальное, целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для развития человека».[70]

«В гуманистической педагогике … воспитание рассматривается как целенаправленный процесс культуроемкого развития человека, активно участвующего и осознанно осуществляющего саморазвитие…».[71]

«Воспитание есть педагогическое управление процессом развития личности».[72]

В широком смысле воспитание – это специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс.

В узком смысле – это процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач.

Воспитание[73] – это процесс целенаправленного формирования личности, специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, ориентированное на достижение цели воспитания.

6.2. Классификация видов воспитания.

По содержанию:

- интеллектуальное;

- трудовое;

- физическое;

- патриотическое;

- нравственное;

- гражданско-правовое;

- эстетическое;

- экономическое;

- экологическое;

- религиозное.

По месту осуществления:

- дошкольное;

- школьное

- внешкольное

- семейное

- в трудовом коллективе

- по месту жительства

- в детских и юношеских организациях.

По стилю взаимоотношений:

- авторитарное

- демократическое

- либеральное