Достоинство.

Постепенность и систематичность дают эффективное формирование навыка.

Недостаток - слабая побуждающая функция

Виды упражнений

Устные

Письменные

Лабораторные

Производственные

- специальные – направленные на формирование учебных и трудовых навыков;

- производные – в специальные упражнения вводят упражнения применявшиеся ранее, помогают закреплению навыков.

- комментированные – активизируют учебный процесс, выполняемые действия лучше осознаются и запоминаются.

Требования к эффективности:

- сознательность;

- знание правил выполнения;

- учет результатов.

Приучение – организация планомерного и регулярного выполнения действий с целью превращения их в привычные формы общественного поведения.

Наиболее эффективно на ранних ступенях воспитания и развития детей.

Воспитывающие ситуации – упражнение в условиях ситуации свободного выбора.

Лабораторные опыты – сочетания практических действий с организованным наблюдением учащихся.

Инструктаж – вид объяснения и предъявления задания преподавателем.

По содержанию выделяют следующие виды:

- вводный;

- текущий;

- заключительный.

Педагогические требования - задача педагога добиться, чтобы требования предъявляемые к учащемуся стали собственными требованиями учащегося к самому себе.

Требования подразделяются на:

- побуждающие к действию (просьба, задание, приказ);

- запрещающие действовать (указание, приказ, наказание).

Общественное требование – соединяет в себе оценки, суждения, волю коллектива.

Наблюдение – заключается в организации планомерного и целенаправленного восприятия учащимися явлений окружающей действительности с целью их познания.

Иллюстрация – показ картинок, предметов, статичных макетов и др.

Демонстрация – показ объективов, макетов показывающих движение.

Объяснительно-иллюстративный – состоит в том что учитель сообщает готовую информацию, а учащиеся воспринимают, осознают, фиксируют в памяти эти информацию.

Репродуктивный – воспроизведение и повторение способа деятельности по заданиям учителя.

Проблемного изложения – учитель ставит проблему и сам ее решает, показывая тем самым учащимся путь решения.

Частично-поисковый (эвристический) – учитель конструирует задание, расчленяет его на вспомогательные, намечает этапы помощи, а сами этапы выполняют учащиеся.

Исследовательский метод – используется, чтобы ученик научился приобретать знания, исследовать предмет или явление, делать выводы и применять добытые знания и навыки в жизни.

Индуктивный метод– заключается в использовании умозаключения, при котором происходит движение мысли от частного к общему, от фактов к обобщениям.

Дедуктивный метод – в использовании умозаключения, при котором новые знания выводятся на основании знания общих для данного класса предметов, правил и положений, - мысль движется от общего к частному.

Методы стимулирования и мотивации деятельности учащихся.

Соревнование – строится учителем с учетом того, с ученикам свойственно стремление к здоровому соперничеству, первенству, самоутверждению.

Виды соревнования:

- коллективное;

- индивидуальное;

- рассчитанное на длительный срок;

- эпизодическое.

Принципы проведения соревнования:

- гласность;

- конкретность показателей;

- сравнимость результатов;

- возможность практического использования передового опыта.

Познавательные игры и учебные дискуссии относятся к методам стимулирования деятельности учащихся. Это математические, лингвистические игры, электронные викторины, путешествия и т.п.

Метод генерации идей (мозговой штурм, мозговая атака) – когда вместе генерируют идеи разрешения проблемы.

Поощрение – способвыражения общественной положительной оценки поведения и деятельности отдельного учащегося или коллектива.Переживая чувство удовлетворения, школьник испытывает подъем бодрости и энергии, уверенность в собственных силах и дальнейшем движется вперед.

Наказание – воздействие на личность школьника, которое вызывает осуждение действий и поступков, противоречащих нормам общественного поведения, и принуждает учащихся неуклонно следовать им.Корректирует поведение, вызывая чувство неудовлетворенности, дискомфорта, стыда.