Педагогика xvii-xix вв.

Только в 17 в. педагогика стала самостоятельной наукой, оставаясь по-прежнему прочно связанной с философией.

Выделение педагогики из философии связано с именем чеха Яна Амоса Коменского (1592-1670). Его книга «Великая дидактика», изданная в Амстердаме (1654) призывала к всеобщему образованию на родном языке, а не латыни. Создал классно-урочную систему обучения.

Английский педагог Джон Локк (1632- 1704) основное внимание сосредоточивал на воспитании. Его книга «Мысли о воспитании» излагает взгляд на воспитание джентльмена (образованный, уверенный в себе человек, деловой, нравственно убежденный с изящными манерами).

Французские просветители 18 века (Д. Дидро, К. Ельвеций, Ж.Ж. Руссо), боролись с догматизмом в педагогике.

И.Г. Песталоций (1746-1827) предложил теорию обучения и нравственного воспитания учеников.

Отечественная педагогика ведет начало от киевского князя Ярослава Мудрого.

17 веке вопросы обучения и воспитания изучал Е. Славинецкий.

Симеон Полоцкий в 1664 г. В Москве открыл Славяно-греко-латинскую академию.

Михаил Ломоносов основал Московский университет (МГУ) и автор трудов по обучению научным дисциплинам.

Труды русских мыслителей (В.Г. Белинского, А.И. Герцена, Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова, Л.Н. Толстого, Н.И. Пирогова) критиковали сословную школу и призывали к преобразованию народного образования.

Основателем научной педагогики в России стал К.Д. Ушинский (1824-1870) – создатель народной школы в России. По его учебникам «Родное слово» и «Детский мир» училось несколько поколений. Главная его работа «Человек как предмет воспитания»

В конце 19 начале 20 вв. центр исследования педагогических проблем переместился в США. Видные представители американской педагогики Д. Дьюи (1859-1952), Э. Торндайк (1874-1949).

В русской педагогике появились имена С.Т. Шацского, П.П. Блонского, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского.

В наши дни

- в книгах Ш.А. Амонашвили, В.Ф. Шаталова, Е.Н. Ильина получила распространение педагогика сотрудничества.

- школы преобразуются в гимназии, лицеи;

- возникают авторские программы обучения;

- появляются компьютерные технологии обучения, кейс-методики и др.

 

1.8. Философские основания педагогики.

В основе педагогики лежат различные философские концепции.

Прагматизм (от греч. pragma - дело) – максимальное приближение воспитания к жизни, практической деятельности.

Джон Дьюи (англ. John Dewey; 20 октября 1859, Бёрлингтон, штат Вермонт — 1 июня 1952, Нью-Йорк) — американский философ и педагог представитель философского направления прагматизм.

Основные положения направления:

- школу нельзя отрывать от жизни, а обучение – от воспитания;

- надо развивать и стимулировать активность учеников;

- воспитывать надо в практической деятельности, в процессе труда, а не отвлеченно, в теоретической форме;

- в основе обучения должны лежать интересы ученика;

- такая школа воспитывает людей, хорошо приспособленных к жизни.

В 60-е гг. философия и педагогика прагматизма потеряли свою популярность, т.к. прикладная направленность учебно-воспитательного процесса привела к снижению качества воспитания и обучения, а научно-технический прогресс требовал работников с упорядоченными знаниями.

В 70-е годы прагматизм возродился под названием неопрагматизм.

Основные положения:

-усиление индивидуальной направленности воспитания;

-все силы лежат в самой личности, а не созданы обществом, которое может только помочь или помешать росту гуманности человека.

Это направление получило широкое распространение в странах западного мира.

Неопозитивизм (новый гуманизм)зародился на основе классического позитивизма, на этических идеях Платона, Аристотеля, Юма Канта. Широкое распространение получил на западе.

Одно из его направлений сциентизм (от анг. sciens - наука).

Представители П. Херс, Дж. Вильсон, Р.С. Питерс, А. Харрис, М. Уорнок.

Сторонники сциентизма верят логике, а не чувствам; лишь с помощью рационального мышления личность может самореализоваться, общаться с другими людьми.

Основные положения:

- воспитание очищает от мировоззренческих идей, так как научно- технический прогресс нуждается в рациональном мышлении, а не идеологии;

- гуманизация системы воспитания;

- преградить путь конформизму;

- не манипулировать поведением личности;

- создание условий для самовыражения личности;

- свобода выбора человека в конкретной ситуации;

- развитие интеллекта;

- формирование рационального мышления.

Экзистенциализм (от лат. existencia - существование) высшей ценностью признается личность.

Виднейшие представители этого направления Дж. Кнеллер, К. Гоулд, Э. Брейзах (США), У. Баррет (Великобритания), М. Марсель (Франция), О. фон Больнов (Германия), Т. Морита (Япония), А. Фаллико (Италия).

Основные положения:

- каждая личность неповторима и уникальна;

- каждый человек имеет свое субъективное видение мира и творит свой мир так, как сам того желает;

- каждый человек – носитель собственной нравственности;

- человек всегда одинок, изолирован, существует во враждебной среде;

- общество и его социальные институты наносят глубокий вред самостоятельности личности, так как стремятся унифицировать как саму личность, так и ее поведение;

- центром воспитательного воздействия считается подсознание;

- главное – чувства, настроение, импульсы;

- интеллект и сознание имеют вторичное значение;

- личность нужно подвести к чувству свободы, самовыражению, естественной индивидуальности;

- учитель должен создавать свободную атмосферу, помогать ученику обрести устойчивую «внутреннюю нравственность», обучать его искусству смотреть только в себя, не ограничивать процесс самовыражения личности.

Неотомизм – от имени католического богослова Фомы(Томы) Аквинского (1225-1274).

Представители Ж. Маритен (Франция), У. Каннингам, У. Макгакен (США), М. Казотти, М. Стеффанини (Италия), В. фон Ловених (Германия), Р. Ливигстон (Англия), Ливингстон (Англия), Е. Жильсон (Франция).

Основные положения:

- объективная реальность зависит исключительно от Божьей воли;

- сущность мира непостижима наукой. Познать ее можно только «Сверхразумом», приближаясь к Богу;

- приобщение к культуре возможно лишь на основе религиозных ценностей. Для науки отводится область естественных земных явлений, религии - духовных идей, идущих от Бога. Они не подчинены законам природы.

Представители этого направления стремятся воспитать общечеловеческие ценности:

- доброту;

- гуманизм;

- честность;

- способность к самопожертвованию;

- любовь к ближнему.

Бихевиоризм (от англ.behavior - поведение) – концепция технократического воспитания. Основоположник теории Дж. Уотсен считал, что поведения зависит от раздражителей (реакция от стимула).

Необихевиористы (Б.Ф. Скиннер, К. Халл, Э. Толмен, С. Пресси) дополнили ее положением о подкреплении (стимул-реакция-подкрепление)

Основные положения (по Скинеру):

- человеческое поведение является управляемым процессом. Для вызывания определенного поведения надо подобрать действенные стимулы и правильно их применить;

- взгляды на воспитание по которым поведение человека обусловлено желаниями, дарованиями, характером, считаются анахронизмом. Значимы только действия – ответные реакции на стимулы. Поведение регулируется факторами подкрепления, обеспечивающего повторяемость действий; молодежи нужны знания не для преобразования мира, а лишь для карьеры;

- моральные качества тоже определяются обстоятельствами, стимулами подкрепления. Моральные совершенствование человека – умение приспособиться к окружающей среде, а характер этого приспособления не отличается от приспособления биологических организмов к природе;

- общество опирается на «рациональное мышление»;

Основные положения диалектического материализма:

-материя первична, а сознание вторично;

-оно возникает в результате развития материи и является его продуктом;

-явления объективного мира и сознания причинно обусловлены, поскольку взаимосвязаны и взаимозависимы (принципы детерминизма);

-все предметы и явления находятся в состоянии движения, развиваются и изменяются (принципы развития);

Законы диалектики:

- переход количественных изменений в качественные;

- единство и борьба противоположностей;

- отрицание отрицания.

Диалектико-материалистическая педагогика исходит из того, что:

- личность есть объект и субъект общественных отношений;

- ее развитие детерминировано внешними обстоятельствами и природной организацией человека;

- ведущую роль в развитии личности играет воспитание, которое представляет собой сложный социальный процесс, имеющий исторический и классовый характер;

Личность и деятельность человека находится в единстве: личность проявляется и формируется в деятельности.

 

Тема 2. Современное образовательное пространство.

2.1. Образование как социальное явление.

Образование -процесс физического и духовного формирования личности, ориентированный на исторически обусловленные, зафиксированные в общественном сознании социальные эталоны.

Образование – общественная система, функцией которой является обучение и воспитание членов общества и которая ориентирована на передачу определенных знаний, идейно-нравственных ценностей, умений, навыков, норм поведения.

2.2. Подходы к содержанию образования.

Знание-ориентированный подход – совокупность систематизированных знаний, умений и навыков, взглядов и убеждений, а также определенный уровень развития познавательных сил и практической подготовки, достигнутый в результате учебно-воспитательной работы.

Личностно-ориентированный подход – ценностью является сам человек, подход обеспечивает свободу выбора содержания образования с целью удовлетворения образовательных, духовных, культурных и жизненных потребностей личности; становление ее индивидуальности и возможности самореализации в культурно-образовательном пространстве.

 

2.3. Принципы образования.

Закономерности педагогического процесса находят свое выражение в основных положениях, определяющих, содержание, формы и методы и общую организацию деятельности педагогического процесса.